Напоминание

Безобидные фразы, которые на самом деле не должен воспитатель говорить детям


Автор: Акулова Светлана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБУ школа №26
Населённый пункт: Самарская область, г. Тольятти
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Безобидные фразы, которые на самом деле не должен воспитатель говорить детям
Раздел: дошкольное образование





Назад




Безобидные фразы, которые на

самом деле воспитатель

НЕ ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ

ДЕТЯМ

Консультация подготовлена

воспитателем МБУ школа №26

Акуловой С,П.

Фразы, в которых скрыты

психологическая ИЗОЛЯЦИЯ

и ОТВЕРЖЕНИЕ ребенка

со стороны взрослого и (или) сверстника

«Отойдите от него все, пусть

один сидит»;

«Я смотреть на тебя даже не

хочу»

Подобные высказывания оказывают

сильное воспитательное воздействие,

но отрицательное. Когда ребенок

слышит их, чувствует себя

отверженным, ненужным. Такое

воздействие нарушает психическое

равновесие, поэтому ребенок

обязательно отреагирует: обидится,

замкнется.

Но потом будет стремиться

реабилитировать травмирующие

переживания.

Кроме того, такие фразы создают

предпосылки для детской травли.

Другим детям страшно оказаться на

месте отвергаемого ребенка, но они

видят его униженность и начинают

чувствовать свое превосходство.

Задача воспитателя –

научить детей совместной деятельности.

Поэтому педагогическое воздействие

следует

направлять на построение детского

коллектива,

а не изоляцию: «ДАВАЙ ПОМОЖЕМ АНЕ».

Фразы, которые предполагают

пространственное ОТЧУЖДЕНИЕ

(изгнание)

«Будешь баловаться, в другую

группу отведу»;

«Если не перестанешь,

отправишься в кабинет

заведующей»

Такие фразы воспитатели

используют, когда грозятся наказать

ребенка за плохое поведение –

обещают отвести в незнакомое ему

помещение. При этом помещения

могут быть не только страшными

(кабинет медсестры, заведующей), но

унизительными – туалет, кладовка.

Незнакомое пространство многие

дети воспринимают как угрозу, и

подобные неосторожные фразы

могут привести к развитию у них

страхов.

Ведущие и наиболее уязвимые в дошкольном возрасте

базовые потребности – это потребности

ребенка в безопасности и принятии.

В детском саду они уже

нарушены из-за разлуки с родителями.

Чтобы не усугубить ситуацию,

воспитателям следует исключить

фразы данной группы из общения с детьми.

Фразы, которые ЗАНИЖАЮТ

самооценку и УНИЖАЮТ

личность ребенка

«Посмотри, на кого ты похож…»;

«С таким мальчиком никто не будет

дружить»;

«Не занимаешься – будешь глупым»;

«В младшую группу отведу – ты себя

ведешь, как маленький»

Фразы данной группы – оценочные. Они препятствуют развитию

нормальной самооценки у детей. Кроме того, дети легко привыкают

к тому, как их оценивает педагог: «Взрослый же лучше знает, какой

я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который

согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.

Чтобы сформировать у ребенка критичность

и способность адекватно оценивать свои действия,

следует избегать НЕГАТИВНЫХ высказываний

обобщенного и ультимативного характера.

В дошкольном возрасте нормативная,

здоровая самооценка у детей ЗАВЫШЕНА,

поэтому воспитатель должен разбирать

вместе с ребенком его поведение в каждой

конкретной ситуации.

Фразы, которые формируют

НЕГАТИВНУЮ модель будущего,

негативный образ себя в будущем

«Если так будешь себя вести, не

понятно, в кого ты

превратишься!»;

«Еще раз сделаешь так, тебя выгонят

из садика»;

«Плохо ешь – будешь маленьким,

слабеньким»

Подобными фразами воспитатель программирует ребенка на негативное

будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во

времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают

фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. В

дальнейшем это может плохо отразиться на обучении в школе.

Запугивания едой также оказывают негативное воздействие на детей:

приводят к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.

Педагог должен наполнять жизнь детей

позитивом, укреплять их самооценку, помогать

осознать маленькие достижения и компетентности:

«Ты уже научился делать…»;

«У тебя получается…»

Фразы, которые содержат

гендерные ОГРАНИЧЕНИЯ или

полоролевые НАРУШЕНИЯ

«Ты ведешь себя как

мальчишка/девчонка» (для девочки/

мальчика);

«Будешь такой вредной, никто

замуж не возьмет. Кому такая

нужна?»;

«Настоящие мальчики не плачут»

Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают

гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как

представителя определенного пола.

Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности

защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам

важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и

умения договариваться.

Воспитатель должен создать условия,

в которых дети будут черпать модели

ПОЗИТИВНОГО полоролевого

поведения.

При этом особое значение имеют

игровое ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ детей

со сверстниками и образцы поведения

окружающих и взрослых.

Фразы, которые ставят под

СОМНЕНИЕ

самовыражение и принципиальность

ребенка

«Все делают нормально, ты один

ничего не можешь»;

«Где ты видел такой дом? Это

караул, а не дом!»;

«Из какого места у тебя руки

растут?»;

«С чего ты решил, что тебе

разрешат?»

Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети

становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут

отказываться от своих увлечений.

Между тем, именно в дошкольном возрасте формируются такие

компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность

предлагать идеи и ставить цели.

Важно не ограничивать активность

детей, а предложить адекватные формы

ее реализации. Например, организовать

игру, где каждый ребенок сможет

предложить свою идею.

Задача педагога - поддержать увлечение

детей, сделать их возможными и

результативными, поощрять

самостоятельность:

«Как интересно ты придумал!»

Фразы, которые ПУГАЮТ ребенка

отвержением со стороны родителей

«Мне маме рассказать, что

произошло?»;

«Ну что, будем папу расстраивать?»;

«Будешь так себя вести, мама тебя

домой не заберет!»

Подобные высказывания опасны по многим причинам. Они пугают

ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют

ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в

качестве угрозы и источника наказания.

Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж и

предательство и отражают неготовность воспитателя брать на себя

ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.

Воспитатель должен уметь

решать любую ситуацию,

которая возникла в группе,

за счет

СОБСТВЕННОГО АВТОРИТЕТА.

При этом важно предоставить

детям обратную связь,

обсуждать с ними проблему сразу,

а не ждать, когда придет МАМА.

Фразы, в которых используются

ПУГАЮЩИЕ персонажи

«Не перестанешь кричать, вызову

милиционера (чаще, чем

полицейского)»;

«Останешься ночевать в группе

вместе со сторожем!»;

«Дед Мороз все видит и таким

плохим детям ничего не принесет»

Подобные фразы формируют страхи,

которые оказывают сильное негативное

воздействие на психическое развитие

ребенка. Страхи сковывают ребенка,

отбирают энергию, и ее не остается

на познавательную активность. Они

могут закрепиться и проявляться

в течение всей жизни.

Воспитателю следует исключить из своего

профессионального лексикона фразы

с пугающими персонажами и

использовать альтернативные методы

педагогического воздействия.

Например, совместно разработать

правила группы и напоминать о них,

когда кто-то из детей не слушается.

В таком случае не придется запугивать детей,

чтобы организовать дисциплину в группе.

Фразы, которые ОГРАНИЧИВАЮТ

двигательную активность детей и

ЗАПРЕЩАЮТ движение

«Стой на месте»;

«Замри!»;

«Перестань крутиться».

Потребность в движении

является базовой и важной для

общего развития дошкольников.

Если воспитатель постоянно

одергивает ребенка, запрещает

двигаться, это может сказаться

на его психоэмоциональном

состоянии.

Нельзя заменить физическую

активность замиранием, это

приведет к еще большему

взрыву.

Чтобы ОСТАНОВИТЬ или

ЗАТОРМОЗИТЬ чрезмерную,

хаотичную активность ребенка,

воспитатель должен направить ее

на конструктивное движение:

«Давайте все дружно отжиматься»

или

«Давайте возьмемся за руки и

будем водить хоровод с песнями»

Спасибо за внимание!



В раздел образования