Напоминание

"Встреча весны"


Автор: Гуляева Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №53"
Населённый пункт: город Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: Непрерывная образовательная деятельность
Тема: "Встреча весны"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Непрерывная образовательная деятельность «Встреча весны»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -

исследовательская

Цель: формировать познавательную активность детей на основе различных видов

(интеграции игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской) деятельности

и области знаний.

Задачи:

1.

Воспитательный аспект:

- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;

- воспитывать интерес к русским культурным традициям;

- воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия,

терпения и аккуратности.

2. Развивающий аспект:

- развивать моторику;

- развивать координацию движений с речью.

3. Образовательный аспект:

- расширить знания детей о народных кукол, народных праздниках;

- учить мастерить птиц;

- формировать умение сравнивать, опираясь на наглядность.

Планируемые

результаты: дети смогут выражать положительные эмоции (интерес,

радость, восхищение, удивление) при

взаимодействии с куклами,

поддерживать

беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействовать

с педагогом и сверстниками во время игр.

Материал

и

оборудование: птица радости, цветные лентыиллюстрация народного

русского

костюма;

иллюстрации

к

народном

праздникам:

«Семен-летопроводец»,

«Святки», «Рождество Христово», «Сороки», «Катерина Санница», технологическая

карта изготовления птиц, нитки, народные куклы, платки, музыкальные инструменты.

Содержание совместной организованной деятельности воспитателя и детей.

Воспитатель обращается к детям.

- Ребята, вы знаете

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Давайте сделаем большой круг, возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук.

Посмотрим в глаза друг другу и улыбнемся.

Дети становятся в круг, берутся за руки. Улыбаются.

- Доброе утро улыбчивым лицам!

- Доброе утро солнцу и птицам!

- У нас в гостях птица радости.

Воспитатель обращает внимание детей на птицу, которую держит на руке.

- Ребята, как вы думаете, почему она называется «Птицей радости»?

- Какого она цвета? Ответы детей. Красный цвет дарит тепло, радость.

Воспитатель.

- Красный цвет издавна на Руси считался признаком совершенства и красоты. Орнаменты

на одеждах вышивали только красными нитками.

Много сказок, песен, легенд и преданий сложено в русском народе о птицах. Недаром и

костюм народный по силуэту напоминает птицу: широкие рукава, словно крылья, яркие

украшения и вышивки на груди и поясе, головной убор - как хохолок у птицы.

Существуют праздники, основное действующее лицо которых - птицы.

- Ребята, какой народный праздник, связанный с птицами, отмечается в марте?

Дети.

- Сороки.

Воспитатель.

- У славян существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок

разных птиц, и первые из них - жаворонки. "На Сороки день с ночью меряются".

"Зима кончается, весна начинается".

- Какие еще народные приметы мы знаем про весенний месяц март?

Дети.

- Март – «утро весны».

- Март – не весна, а предвесенье.

- Март неверен: то плачет, то смеется.

- Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.

Воспитатель.

- «Птица радости» приглашает нас на весеннюю опушку в сосновую избушку в гости к

народным куклам. Пойдем мы с вами через весенний лес.

- Мы отправимся в поход

Сколько нас открытий ждет!

Дети берутся за руки

-Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем.

Дети идут за воспитателем «змейкой».

- Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Дети идут высоко поднимая колени.

- Вместе быстро побежали

Не споткнулись, не упали.

Легкий бег.

Воспитатель.

– Ой, люли, люли, люли,

В гости детушки пришли.

К куколкам красавицам

Деткам очень нравятся.

- Здравствуйте куколки. Ах, какие вы у нас необычные, обрядовые, игровые.

- Как зовут эту куклу?

Дети.

-Кубышка – травница. Это летняя кукла.

Воспитатель.

- Лето – лучшая пора года. Вы любите лето? Почему?

Дети.

- Летом распускаются все цветы и растения. Летом тепло, можно купаться и загорать.

Воспитатель.

- Ребята , какие праздники отмечались на Руси летом?

Дети.

- Иван Купала, праздник в честь святых апостолов Петра и Павла, Казанская, Ильин день,

Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас, Успение.

Воспитатель.

- Очень весело на Руси праздновали праздник – День Святой Троицы.

- Какая была традиция в этот день?

Дети.

- Символом праздника была березка. Ее украшали лентами, бусами, загадывали желания,

плели венки из березовых веток. Водили вокруг березки хороводы.

Воспитатель.

- Давайте поиграем в игру «Березка».

Все становятся в круг. Один ребенок выполняет роль «березки», у него в руках по три

ленты. Все идут по кругу и поют:

Березка зелененькая, весной веселенькая

Среди хоровода стоит, листочками шумит.

«Березка» останавливается напротив детей и поет:

Пойдем ребятки, завивать веночки

Завьем веночки, завьем зеленые.

После этих слов дети заплетают косы из лент у березы. Кто быстрее заплетет, тот и

выигрывает.

Воспитатель.

- А эта какая кукла? Как ее зовут? (Зерновушка).

Зерновушка - осенняя кукла.

- В старину был обычай встречать осень. Праздник «Осенины» длился целую неделю. В

день Семена-летопроводца пели осенние песни, заклички, прощаясь с теплым летом, и

призывали осень с ее щедрыми дарами. Праздник проводили на поле, всем селом.

- Давайте и мы с вами вспомним закличку о осени:

(Дети выполняют движения согласно тексту)

Осень! Осень!

Приходи с ливнем, с хлебом обильным.

Со льном высоким, с корнем глубоким.

Воспитатель.

- В осеннее ненастье семь погод во дворе. Вспомним русскую народную закличку

«Солнышко»:

Дети.

- Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Сядь на пенек,

Разгуляй весь денек.

Воспитатель.

- И вот солнышко послушало песенку, да и позолотило деревья огненным золотом.

Дети.

- Листопад, листопад,

Листья по ветру летят.

Воспитатель.

- Красивое это явление, листопад! Но все холоднее становится. Какие народные приметы

мы знаем об осени?

Дети.

-Весна голодна, хоть и красна, а осень хоть и дождлива, да сытна.

- Стали дни короче - холоднее ночи.

- Осенью мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Воспитатель.

- А тут уж зима подошла. Вспомнить о зиме-матушке нам поможет зимняя куколка. Как ее

зовут? (Катерина - санница). Какой народный праздник отмечали на Руси, связанный с

этой куколкой?

Дети.

- На Руси, в декабре, праздновали праздник Екатерины Санницы.

Праздник приближается, молодая зима с гор катается.

Катеринин день пришел – катанье привел.

По обычаю в этот день проходили гулянья, на которых обкатывали сани. Издавна

считалось, что слетят с души все заботы и тягости, если промчишься с горки на санках.

- Существовал также обычай дарить в этот день друг другу маленькие расписные сани.

Детям санки дарились с куклами. На Катерину дети катали куклу Санницу с горки и

смотрели, как далеко она уедет. Чем дальше уезжала кукла Санница, тем богаче урожай.

Воспитатель.

- Ребята, какой праздник самый первый и главный отмечали на Руси в январе?

Дети.

- Рождество Христово. От Рождества до Крещения проходили Святки. Это зимние

народные гуляния. На Святки парни и девушки обычно наряжались в маски. Ряженые

ходили по домам, разыгрывали сценки, шутки, пели святочные песни.

Воспитатель.

- В Святки парни присматривали себе невест, потому что после праздника начиналась пора

свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, а чтобы обратить на себя внимание

устраивали хороводы, игры. Давайте и мы с вами устроим посиделки. (Дети одевают

головные уборы, берут музыкальные инструменты, платочек).

Парни.

- Эй, девчата, встречай гостей!

Девушки.

- Милости просим на наши посиделки!

Хорошим людям и мы рады будем!

Парни.

- Чтой – то девчата, скучно у вас.

Девушки.

- А вы давайте развеселите.

Парни.

- А что? Мы себе не просто так. Я плясать и петь мастак.

А вон Ероха – во как играет на гармохе.

- Всю неделю не спалось и не елось.

Мне с тобой, девчонка, поплясать хотелось.

Девушки.

- Ты, миленок, не льсти,

Тебе меня не провести!

Я хотя и молодая,

Знаю как себя вести.

- А не поиграть ли нам парни в игру «Гори, гори ясно».

Все участники стоят парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит

в руке над головой платочек. Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три – беги!

Игроки последней пары стремительно бегут вперед: кто первый возьмет платочек, тот

встает с водящим впереди колонны.

Воспитатель.

- Вот так весело русский народ проводил холодные зимние вечера. И с таким же

настроением провожал зиму и встречал весну. Вот и весна! Всеоживляющая, благодатная,

красивая, нарядная, радостная, такая же как и наши весенние куколки. Как их зовут?

(Веснянки).

- Кукла Веснянка хочет вас познакомить со своей подружкой – куклой Птица – Радость.

Посмотрите какая она красивая. Кукла ПТИЦА-РАДОСТЬ - участвовала в обряде

«Закликания весны», который существовал в Тульской губернии.

Обряд «Закликания весны» проходил в марте. Считали, что Весну надо «завлечь, позвать»,

чтобы она не прошла мимо.

Все одевались в красивые наряды, выходили в поле и пели заклички, зазываю весну.

Раньше на Руси считали, что птицы на своих крыльях приносят весну.

Поэтому обрядовая кукла украшена птицами и даже головной убор куклы тоже похож на

птицу. Птиц должно было быть на одежде семь, так в неделе семь дней, чтобы каждый

день был радостным и счастливым. Обязательно одна из птиц должна была сидеть на

голове, раньше существовала такая примета, если во время обряда на голову или на руку

женщины сядет птица, то весь год будет для неё счастливым и удачным..

Воспитатель.

- Предлагаю нам всем вместе продолжить изготовление весенних птиц для нашей куколки.

Для начала рассмотрим технологическую карту изготовления птиц.

- Что мы сделали? (Ответы детей).

- Что нам надо доделать? (завязать крылышки и хвостик)

Сядем за столы, возьмем заготовку птички, которую мы уже с вами сделали, возьмем

нитки и приступим к работе.

(Выполняя работу воспитатель вместе с детьми читает закличку про жаворонков).

- В старину люди, когда занимались любимым делом, пели песни, читали стихотворения.

Давайте и мы с вами в процессе работы вспомнив закличку:

Дети.

-Жаворонушки, мои матушки,

Прилетите ко мне, принесите вы мне

Весну красную, лето теплое,

С сохой, с бороной

И с кобылкой вороной,

С жеребеночком – Вороненочком!

Воспитатель.

- Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Вы вложили в каждую птицу тепло

своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. Украсим ими куклу.

А теперь пора нам прощаться с дружной семьей кукол и птицей радости. До свидания,

куколки. Запевайте песню весеннюю народную, хороводную:

Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,

Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!

Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

- Ребята, если вам понравилось наше путешествие – улыбнитесь друг другу и мне.

Куклу Птица – Радость мы поставим на самое видное место в группе, ведь она несет на

своих крыльях удачу в делах, радость и мир, все самое хорошее. Чем больше мы дарим

счастья другим, тем больше его становится у нас.



В раздел образования