Авторы: Бутовецкая Ольга Николаевна, Насретдинова Раиса Раифовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная школа №181"
Населённый пункт: город Казань, Советский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по физической культуре для 3 класса по теме:"Осанка"
Раздел: начальное образование
Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а у р о к а 6
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
В ы п о л н и л и : у ч и т е л я ф и з и ч е с к о й к у л ь т у р ы М Б О У
« М н о г о п р о ф и л ь н а я ш к о л а № 1 8 1 »
С о в е т с к о г о р а й о н а г . К а з а н и
Б у т о в е ц к а я О л ь г а Н и к о л а е в н а -
у ч и т е л ь в ы с ш е й к в а л и ф и к а ц и о н н о й к а т е г о р и и
Н а с р е т д и н о в а Р а и с а Р а и ф о в н а -
у ч и т е л ь в ы с ш е й к в а л и ф и к а ц и о н н о й к а т е г о р и и
1
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А У Р О К А 6
значение Физической культуры для укрепления здоровья человека
Цели деятельности
учителя
Формировать понятие о пользе занятий физической культурой для укрепления мышц и формирования правильной осанки
Тип урока
Решение частных задач
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: представлять физические упражнения, как средство укрепления мышц, физического развития обучающегося;
получат возможность научиться: излагать факты способствующие понижению двигательной активности, характеризовать
её роль и значение в жизни подрастающего организма.
Метапредметные :
познавательные – применяют разные варианты поиска, подбора, анализируют полученную информацию; получают
способность воспринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находят способы решения ситуаций,
поставленных перед ними учителем поискового и творческого характера;
коммуникативные – поддерживают готовность вести диалог; признают право на высказывание своего мнения и умение его
доказать;
регулятивные – выполняют поэтапный контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу
урока.
Личностные: формирование мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы и формы
обучения
Фронтальная, индивидуальная, поточная; объяснительно - иллюстративный метод
2
Образовательные
ресурсы
Гимнастические маты, флажки, обручи, мультимедийная доска и проектор.
3
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие и
развивающие компоненты,
задания и упражнения
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формы
совзаимодей
ствия
Универсальные
учебные действия
Виды
контроля
1
2
3
4
5
6
7
I.
Организаци
онный
момент
Психологическая и
мотивационная
подготовка учащихся к
усвоению нового
материала
Строит класс в одну шеренгу.
Проверяет наличие
спортивной формы,
отсутствующих на уроке,
озвучивает тему и цель урока;
создает эмоциональный
настрой на изучение нового
материала, дает задание
ребятам, которые
освобождены по состоянию
здоровья от практической
части урока. (см. Приложение
№5)
Строятся в
одну шеренгу.
Слушают
и обсуждают
тему урока
Фронтальн
ая
Личностные:
Развитие мотивов
учебной деятельности и осознание
личностного смысла обучения,
этических чувств,
доброжелательности и эмоционально
нравственной деятельности
Устный
опрос
II.
Актуализац
ия знаний
Выполнить команду
«Направо, налево,
кругом, на месте шагом
марш!» к стене.
Беседа по теме «Что
такое осанка, как ее
проверить»
Ходьба по залу
различными способами:
на носках, пятках,
внутренней внешней
стороне стопы, в
полуприседе, в полном
Даёт команду: «Направо,
налево, кругом, на месте
шагом марш!».
Все строевые упражнения
выполняются с кусочками
параллона на голове - (губка
для мытья посуды), соблюдая
правильное положение
Выполняют 3–
5 поворотов.
По
команде«Шаго
м марш!»,
затем: «На
носках марш»,
«На пятках
марш!», «На
внешней
стороне стопы
марш», «на
внутренней
Фронтальн
ая,
поточная
Познавательные:
общеучебные –
объяснять, для чего нужно
построение и соблюдение дистанции во
время перемещений по залу, что
необходимо для успешного проведения
уроков физкультуры
Личностные: осознавать и проявлять
дисциплинированность, трудолюбие и
упорство
в достижении поставленных целей.
Регулятивные: осуществляют
пошаговый контроль своих действий,
ориентируясь
на показ движений учителем
Осущест
влять
самоконт
роль
4
приседе.см. таблицу №1
Бег по залу в медленном
темпе.
туловища, головы, проверив
перед этим свою осанку у
стены.
Даёт команду: «Шагом
марш!», затем: «На носках
марш»,
«На пятках марш!»,
стороне стопы
марш», «В
полуприседе
марш!», «В
полном
приседе
марш!»,
«Бегом марш!»
переходят на
бег (1,5–2
мин).
Выполняют
упражнения.
Слушают,
отвечают на
вопросы,
Фронтальн
ая,
групповая
учащимися; адекватно воспринимают
исправление ошибок учителем.
Коммуникативные: обмениваются
мнениями, исправляют ошибки друг у
друга, обмениваются мнениями
5
«На внешней стороне стопы
марш»,
«на внутренней стороне
стопы марш», «В
полуприседе марш!»,
«В полном приседе марш!»,
6
«Бегом марш!»
Формулирует задание,
обеспечивает мотивацию
выполнения, осуществляет
контроль.
7
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
обсуждают
тему
беседы
Индивиду
альная,
фронтальн
ая
Устные
ответы
III.
Изучение
нового
материала
Познакомить с
понятием «осанка»,
причинах ее нарушения
и профилактических
мерах,
предупреждающих
нарушение осанки.
Выполнить построение
в шеренгу.
Беседа с применением
мультимедийных
технологий в виде
презентации на тему
«Осанка, нарушение
осанки», необходимые
упражнения для
укрепления мышц,
которые удерживают
позвоночник в
правильном положении
Объясняет, что осанку можно
проверить стоя у стены,
давайте снова проверим вашу
осанку, должны к стене
прикасаться 5 точкам
Проводит беседу по теме,
наводящими вопросами
подводит учащихся к выводу
о том, что слабые мышцы не
могут удержать позвоночник
в правильном положении,
Слушают,
задают
вопросы.
Выполняю
т задание.
Слушают
учителя,
отвечают
на
вопросы.
Фронталь
ная.
Индивиду
альная,
фронталь
ная.
.
Познавательные:
общеучебные – осознанно строят речевое
высказывание в устной форме о роли
физической культуры и её значении в
жизни человека;
логические – осуществляют поиск
необходимой информации (из материалов
учебника, из рассказа учителя,
воспроизведение по памяти).
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу при выполнении
упражнений; осуществляют пошаговый
контроль своих действий; действуют с
учетом выделенных учителем ориентиров;
адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: участвуют в диалоге,
отвечают на поставленные вопросы,
слушают и понимают речь других,
оформляют свои мысли в устной речи;
обмениваются мнениями, строят понятные
речевые высказывания
Выполне
ние
действий
по
инструкц
ии.
Устные
ответы.
8
для этого мышцы надо
укреплять, используя
следующие упражнения:
См. таблицу в приложении
№2
9
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
Выполне
ние
действий
по
инструк
ции
IV.
Первичное
осмысление
и
закреплени
е
Подвижная игра
«Правильное
движение» (см.
Приложение 3).
Упражнения для
релаксации
Объясняет правила игры
«Правильное движение»,
контролирует выполнение
задания.
Проводит у п р а ж н е н и я с
самодельным зонтом на
каждом цветовом секторе
зонта прикреплены вопросы,
выполняя дыхательную
гимнастику,
ребята отвечают на вопросы
те, кто держится руками за
определенный цветовой
сектор из которых сшит зонт,
см. Приложение №4
Участвуют
в игре
согласно
правилам.
Выполняют
упражнения
Групповая
Индивиду
альная,
фронтальн
ая
Коммуникативные: умеют
контактировать и находить общее решение;
взаимодействовать с одноклассниками в
игре, соблюдая правила игры.
Регулятивные: воспринимают учебную
задачу при выполнении упражнений и в
процессе игры, выполняют инструкцию
педагога и четко следуют ей
Выполне
ние
действий
по
инструк
ции
10
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщить полученные
на уроке сведения
Проводит беседу
по в о п р о с а м :
– Для чего нужно укреплять
мышцы?
– Какие формы нарушения
осанки вы знаете?
– Какие упражнения нужно
выполнять самостоятельно
дома для укрепления осанки?
Отвечают
на вопросы.
Определяю
т свое
эмоциональ
ное
состояние
на уроке
Фронталь
ная
Личностные: понимают значение уроков
физической культуры для укрепления
здоровья, конкретно осанки .
Регулятивные: прогнозируют
необходимость выполнения изученных
упражнений в домашних условиях для
укрепления мышечного корсета
Оценива
ние
учащихс
я за
работу
на уроке
Приложение №1
1. Подойти к стене и проверить осанку: встать плотно прижавшись спиной к стене. При правильной осанке к стене должны прикасаться
5 точек (затылок, лопатки, ягодичные мышцы, икроножные мышцы, пятки).
2. Ходьба по залу на носках с исходным положением рук на поясе с поролоновой губкой на голове.
3. Ходьба по залу на пятках с исходным положением рук на поясе с поролоновой губкой на голове.
4. Ходьба по залу на внешней стороне стопы с исходным положением рук: руки в стороны с поролоновой губкой на голове.
5.Ходьба на внутренней стороне стопы с исходным положением рук: руки вперед с поролоновой губкой на голове.
6.Ходьба в полуприседе с исходным положением рук на поясе с поролоновой губкой на голове.
Ходьба в полном приседе с исходным положением рук на поясе с поролоновой губкой на голове.
Приложение №2 (упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса):
I.
Из исходного положения лежа на спине на гимнастическом мате, руки вдоль туловища:
11
1-поднять прямые ноги до угла 30 градусов,
2- вернуться в исходное положение. (Упражнение повторять 16-12 раз)
II.
Из исходного положения сед, согнув ноги, на гимнастическом мате, руки скрестно на плечах :
1-лечь на мат,
2-вернуться в исходное положение. (Упражнение повторять 16-12 раз)
III.
Из исходного положения сидя на гимнастическом мате в упоре сзади на предплечья:
1-поднять прямые ноги вверх до угла 30-40 градусов
2-скрестить ноги горизонтально правая под левую
3-скрестить ноги горизонтально левая под правую (горизонтальные ножницы)
4-вернуться в исходное положение. (Упражнение повторять 10-12 раз.
IV.
Из исходного положения лежа на гимнастическом мате на животе, руки вверх:
1-поднять от пола прямые руки и ноги, прогнуться в поясничном отделе
2-3 удерживать положение лежа на животе с вытянутыми вверх руками прогнувшись
4-вернуться в исходное положение
V.
Из исходного положения лежа на животе, руки вверх:
1-
поднять от пола прямые руки и ноги, прогнуться в поясничном отделе
2-
3 выполнять руками «Брасс», а ноги держать в воздухе
4-вернуться в исходное положение. (Упражнение повторять 8 раз).
Приложение №3 Подвижная игра: «Правильное движение» - игра направлена на закрепление учебного материала урока о формировании
правильной осанки, на развитие внимания и памяти.
Цель игры: выполнять любые упражнения с только прямой спиной, контактировать со своими одноклассниками во время игры, находить
правильное решение.
Правила игры:
1.
Учитель назначает ведущего ученика, который показывает различные упражнения и делит класс на несколько групп.
2.
Каждая группа рассуждает о правильности показа движения ведущим: ( если спина прямая, то упражнение можно выполнять в
группе, а если спина при этом отклоняется от вертикального положения, то упражнение выполнять нельзя, оно-неправильное!
3.
Если группа повторяет за ведущим неправильное упражнение, то получает 1 штрафное очко.
4.
Выигрывает команда, которая меньше всех наберет штрафных очков и будет выполнять только ПРАВИЛЬНЫЕ движения.
12
Примечания: игра не требует спортивного инвентаря и оборудования, проводить ее лучше в начале или конце урока.
Приложение №4 - вопросы для проверки усвоения темы урока:
1.
Назовите точки соприкосновения со стеной для проверки правильной осанки? (пятки, икроножная мышца, ягодичная мышца,
лопатки, затылок)
2.
Сколько всего точек соприкосновения со стеной вы знаете для проверки осанки? (пять)
3.
Почему происходит изменения в осанке? (слабые мышцы, неправильная поза во время учебных занятий)
4.
Какие упражнения для укрепления мыщц брюшного пресса вы знаете?
5.
Какие упражнения для мышц спины вы знаете?
6.
Что такое осанка? (осанка – это правильная поза человека)
Приложение №5 (для детей, которые освобождены по состоянию здоровья на момент урока)
13
1
у
п
р
3
л
о
п
а
т
к
и
ж
2
п
4
о
з
в
о
н
о
ч
н
и
к
с
е
5
р
а
н
е
ц
н
н
и
к
7
м
е
6
з
а
т
ы
л
о
к
ш
ц
14
ы
1.
Что нужно делать для укрепления мышц ? (упражнение)
2.
Самая главная часть мышечного корсета? (позвоночник)
3.
Одна из точек соприкосновения со стеной для проверки осанки ?(лопатки)
4.
Привычная поза человека – это…..(осанка)
5.
Что носит ученик на плечах, когда идет в школу? (ранец)
6.
Одна из точек соприкосновения со стеной для проверки осанки?(затылок)
7.
Что удерживает позвоночник в правильном положении? (мышцы)
15