Автор: Закариева Айгуль Рафаиловна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7 ЗМР РТ" города Зеленодольска
Населённый пункт: РТ г.Зеленодольск, Вали Хазиева, 2
Наименование материала: Конспект урока по литературе
Тема: "Творчество А.С. Пушкина" (5 класс)
Раздел: среднее образование
Тема: А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта, роль книги и чтения в жизни
Пушкина. «У лукоморья дуб зеленый…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»)
Цели: познакомить детей с биографией поэта, его семьей; показать, какую роль в его
жизни сыграло чтение и книги; познакомить ребят со вступлением к поэме « Руслан и
Людмила», отработать навыки выразительного чтения; работать над словом и его
значением, развивать навыки словесного рисования; поднять на более высокий уровень
понимание творчества великого поэта , попытаться окунуться в мир его творческих
фантазий.
Оборудование: учебник «Литература», детский портрет поэта, автопортрет лицейского
периода, портрет Пушкина работы О.А.Кипренского, А.Шварц. Пролог к поэме «Руслан и
Людмила» (художественное чтение).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1.Работа по теме урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Беседа.
Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.
- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?
- Что вы знаете о Пушкине?
- Какие его произведения читали, слышали?
4. Слово учителя об А.С. Пушкине.
А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в семье отставного майора Сергея
Львовича Пушкина, принадлежащего к старинному, но обедневшему дворянскому роду.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой арапа Ганнибала, любимца Петра 1.
Родители мало занимались детьми, но уже в детстве А.С. Пушкин имел возможность
приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы
разных поколений (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, к.Н. Батюшков и др.). поэтом-
любителем был дядя Пушкина – Василий Львович.
Главную роль в судьбе будущего поэта стало зачисление в открывшийся 19 октября 1811
года Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение для мальчиков из
дворянских семей. Там он нашел настоящих друзей: И.И. Пущина, А.А. Дельвига, В.К.
Кюхельбекера, П.А. Вяземского. В Лицее они осваивали разнообразные науки. К
лицейским годам относятся первые поэтические опыты Пушкина.
Друзьям посвящены многие лирические произведения А.С. Пушкина.
Обратимся к воспоминаниям современников, друзей Пушкина.
Петр Андреевич Вяземский, друг поэта: «Пушкин был вообще простодушен, уживчив и
снисходителен… Натура Пушкина была более открыта к сочувствиям, нежели к
отвращениям. В нём было более любви, нежели негодования».
Петр Александрович Плетнёв, друг и издатель Пушкина: « Пушкин был застенчив и
более многих нежен в дружбе».
5. Чтение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин».
6. Выразительное чтение вступления к поэме «Руслан и Людмила»
7. Слово учителя.
Как известно.замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник в Лицее. Закончил и напечатал
её Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет.
Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся
учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-
ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он
окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
Талантливый поэт и переводчик, В.А. Жуковский обладал редким качеством – умением
видеть и ценить чужой талант. Еще в 1815 году после посещения им в Лицее, в Царском
Селе, юного А.С. Пушкина в письме к П.А. Вяземскому В.А. Жуковский скажет: «Это
надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастет».
За молодым поэтом надолго установилось прозвание «певца Людмилы и Руслана». А.С.
Пушкин открыл читателям неисчислимые богатства народной поэзии: волшебный мир
сказок, былин, поверий, обычаев.
Переиздавая в 1828 году свою поэму, А.С. Пушкин присоединил к ней пролог, где
подчеркнул сказочную её сторону. Начало пролога воспроизводит записанную А.С.
Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у
себя царевич, в записи указано т такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том
дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет –
песни поёт». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый».
8. Словарная работа.
Лукоморье – излучина моря, морской залив, бухта.
Неведомый – незнаемый, незнакомый.
Видение – то, что представляется воображению в грёзах.
Витязь – богатырь, храбрый воин.
Чредой – чередой, вереницей, в определенном порядке.
Пленяет – берёт в плен.
Тужить – печалиться, грустить.
Чахнуть – терять силы, здоровье; томиться, мучиться от чего-либо.
Внутренняя рефлексия:
-После чтения вступления к поэме у меня возникло чувство…
- Некоторые герои, упомянутые во вступлении мне знакомы, это…
- Все вступление по построению можно разделить на следующие части…
9. Работа по содержанию сказки
-Перечитаем первую строфу произведения
- Что мы узнаем о родной матери царевны? Какой она предстает перед нами,?
-Попробуйте нарисовать словами иллюстрацию « Царица ждет».
- Как вы думаете, случайно ли рождение дочери приходится на вечер накануне
Рождества?
- Почему умерла царица?
- Как царь выбирал себе новую жену?
- С чем пришла в мир молодая царевна?
Рассмотри иллюстрации А. Куркина к сказке.
- Какие эпизоды сказки изображены?
-Подбери к ним тексты из сказки
- Какие музыкальные произведения, созданные по сказке Пушкина, вам известны? (ответ
ученика, который получал опережающее домашнее задание, если есть время, можно
прослушать музыкальный отрывок или показать отрывок из мультфильма).
10. Подведение итогов урока.
11Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение пролога наизусть