Автор: Мария Владимировна Лапина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 89
Населённый пункт: Свердловская область, город Каменск-Уральский
Наименование материала: Конструкт образовательной деятельности
Тема: Перессказ русской народной сказки "Заяц-хваста"
Раздел: дошкольное образование
Конструкт образовательной деятельности
Воспитатель: Лапина М. В.
Группа: старшая группа (от 5 до 6 лет)
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: пересказ
Тема: Русская народная сказка «Заяц-хваста».
Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат: Дети проявляют интерес к чтению сказки, желание делиться своими впечатлениями,
демонстрируют бережное отношение к книге. Проявляют эмоциональную отзывчивость, любознательность к
происходящему с героями сказки, инициативу и самостоятельность в общении. Демонстрируют связную речь
(диалогическую и монологическую формы речи). Демонстрируют умение поддержать беседу, последовательно и связно
пересказывать сказку. Дети знакомятся с новыми словами «гумно», «хваста», «кокорина».
Цель: Формирование интереса и потребности к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской
народной сказкой «Заяц-хваста» и пересказа сказки.
ЗАДАЧИ
образовательной деятельности
Задачи с учетом
индивидуальных особенностей
воспитанников группы
1.Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес и потребность к чтению
Воспитывать желание делиться своими впечатлениями.
Воспитывать бережное отношение к книге
2. Развивающие задачи:
Развивать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Ярослав Е.: учить отвечать на
вопросы полными
предложениями,
совершенствовать
монологическую форму речи.
1
Развивать инициативу и самостоятельность в общении.
Развивать связную речь (диалогическую и монологическую формы речи)
.
3. Обучающие задачи:
Познакомить с русской народной сказкой "Заяц-хваста".
Обогащать словарь детей новыми словами: «гумно», «хваста», «кокорина».
Учить детей последовательно и связно пересказывать литературный текст, стараясь
правильно строить предложения.
Принципы
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО):
Построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального настроя, создание ситуации успеха.
Принципы обучения:
принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и
последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения
активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы
Методы воспитания и обучения
Методы воспитания: поощрение, беседа, чтение.
Методы обучения:
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Средства обучения: книга со сказкой «Заяц-хваста», мнемоквадраты, мнемотаблица, иллюстрации.
Список использованных источников
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и
науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.
2
3.
Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие-М.: Центр педагогического
образования, 2015.-176с.
Предварительная работа: отгадывание загадок, беседа о повадках и среде обитания зайцев, рассматривание
иллюстрации, "Найди ошибку".
Задачи:
развивать слухоречевую память детей, внимательность.
воспитывать желание взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.
Оборудование: иллюстрация зайцы в лесу.
Ход:
«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком? (заяц)
- А что вы знаете о зайцах? Где они живут? Как им живется зимой? Как они прячутся от лесных зверей?
- Да, зайцам очень тяжело живется зимой в лесу: холодно и голодно, вокруг много опасностей и врагов!
- Я предлагаю вам рассмотреть внимательно иллюстрацию "Зайцы зимой". Все ли правильно нарисовал художник? Или
может быть ошибся?
- На рисунке один из зайцев в серой шубке. А на самом деле зайцы меняют зимой свою шубку на белую. Ну конечно,
молодцы ребята!
Индивидуальная работа: беседа по содержанию картины "Зайцы"
Задачи: учить отвечать на вопросы полными предложениями
формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану
3
совершенствовать монологическую форму речи.
Оборудование: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)
Ход:
Я предлагаю нам с тобой рассмотреть картину! Какое бы название ты ей дал?
Как выглядят зимний лес и полянка? (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как
стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и
спрашивает:
- Как заяц выглядел? Опиши его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?
Только собрался заяц поесть, а тут… ( рассказывает о появлении второго зверька.)
Опиши зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»
В заключение воспитатель предлагает составить интересный и подробный рассказ по картине.
Ход деятельности
Этапы
Методы
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Планируемый
результат
1. Мотивационный
этап
Задачи:
- заинтересовать детей
на предстоящую
деятельность;
- воспитывать желание
слушать;
развивать
любознательность;
Эмоциональное
стимулирование,
беседа
Воспитатель эмоционально
стимулирует детей.
Воспитатель вносит в группу
посылку.
- Ребята, посмотрите, нам
пришла посылка для нашего
книжного уголка. А вы хотите
узнать, что внутри? Здесь
загадка.
Тогда отгадайте о ком загадка!
Дети подходят к
воспитателю,
сосредоточивают
внимание
слушают воспитателя,
вступают в
диалогическое
общение.
Дети проявляют
заинтересованность
к предстоящей
деятельности,
проявляют
любознательность,
желание слушать,
умение общаться со
взрослым и
сверстниками.
4
развивать свободное
общение со взрослым и
сверстниками.
- Всегда справляюсь очень ловко
С сочной свеженькой морковкой
А ещё люблю капусту.
Зря меня считают трусом
Притаюсь я на опушке
Ушки вечно на макушке
Как зовусь я, угадаешь?
Ну, конечно, это….(заяц).
Воспитатель достает книгу
«Заяц-хваста», картинки-
мнемоквадраты и иллюстрации с
изображением зайца из сказок
(«Колобок», «Заюшкина
избушка»).
- Давайте вспомним, какой заяц
бывает в сказках?(ответы детей)
- Молодцы! Трусливый, косой, с
усами и длинными ушами.
- Сегодня я вам предлагаю
почитать новую книгу для
нашего книжного уголка
русскую народную сказку,
которая оказалась в посылке, а
называется она «Заяц-хваста»,
Хотите послушать?
2. Чтение сказки и
беседа
2.1 Первичное чтение
произведения без
Художественное
слово;
выразительное
чтение;
Воспитатель показывает
обложку книги, иллюстрации в
книге.
- Ребята, давайте рассмотрим
Дети внимательно
слушают,
рассматривают
иллюстрации.
Дети ознакомлены с
русской народной
сказкой «Заяц-
хваста»;
5
установки на пересказ
Задачи:
- познакомить с русской
народной сказкой «Заяц-
хваста»;
- формировать интерес к
чтению;
- воспитывать умения
слушать новые
произведения, проявлять
эмоциональную
отзывчивость к героям
произведения.
- воспитывать бережное
отношение к книге
иллюстрация;
демонстрация.
обложку книги! Что на ней
изображено?
- А какие в ней иллюстрации
есть, интересно посмотреть?
- Нужно листать страницы книги
бережно, аккуратно, чтобы не
измять, случайно не порвать
страницы книги.
Выразительное чтение
воспитателем русской народной
сказки «Заяц-хваста».
проявляют интерес к
чтению;
проявляют
эмоциональную
отзывчивость к
героям
произведения;
демонстрируют
бережное отношение
к книге.
2.2. Работа над текстом
сказки. Беседа
Задачи:
- обогащать словарь
детей новыми словами
«гумно», «хваста»,
«кокорина»;
- вовлекать детей в
разговор во время
беседы, рассматривания
иллюстраций, картинок;
- развивать свободное
общение со взрослым и
сверстниками;
Беседа;
эмоциональное
стимулирование
поощрение;
иллюстрация.
Воспитатель задаёт вопросы,
вовлекает в совместную
деятельность.
Воспитатель поощряет детей к
высказыванию, комментирует
высказывания. Проявляет
уважение к детским
высказываниям. Инициирует
общее обсуждение.
Ребята, вам понравилась русская
народная сказка «Заяц-хваста»?
- Что вам особенно запомнилось?
- А догадались ли вы, что
означает слово «хваста»? (заяц
Дети отвечают на
вопросы воспитателя,
делятся впечатлениями,
выражают собственные
мысли, суждения,
выстраивают полное
предложение.
Дети вовлечены в
обсуждение во
время беседы,
рассматривания
иллюстраций,
картинок;
обогащают
словарный запас
новыми словами;
проявляют умение
свободно общаться
со взрослым и
сверстниками;
демонстрируют
6
- развивать связную речь
(диалогическую форму
речи).
хвастался и его прозвали
хвастой)
- А гумно? Это большой сарай
для хранения зерна.
- Ворона нашла зайца под
кокориной, это значит где нашла
ворона зайца? (под корнем
дерева (ели)).
Молодцы!
Педагог задает вопросы детям,
сопровождая ответы на
вопросы вывешиванием
картинок.
И побуждает детей отвечать
полным предложением.
Ярослав, отвечай полно!
- О ком говорится в сказке?
- Ребята, как вы думаете, кто был
героем сказки?
- Почему зайца прозвали
«хвастой»?
- Как вы думаете хвастаться
хорошо?
- Кто может рассказать, где жил
заяц и как ему жилось?
- Кому рассказали зайцы о
хвастунишке?
- Что затем случилось с вороной?
- Кто помог вороне?
связную речь
(диалогическую
форму речи).
7
- Что сказала ворона зайцу?
- Каким стал заяц в конце сказки?
Правильно! Заяц стал смелым,
находчивым, решительным!
- А вы хотели бы иметь такого
друга?
Хорошо.
Дети, как вы думаете, почему
сказка так называется «Заяц-
хваста?».
Чему учит сказка «Заяц-хваста»?
Физкультминутка
Задачи:
- снять мышечное
напряжение;
- подготовить к
дальнейшей
деятельности
Игра;
упражнение
- А теперь давайте немного
отдохнем и поиграем!
Представим что мы с вами зайцы.
Физкультминутка «Зайцы».
-Встали зайцы на пенёчки,
Приподнялись на носочки.
(руки на пояс, подняться на
носки).
Спины чуть прогнули,
Лапочки сомкнули.
(прогнуться, сомкнув лопатки).
Посмотрите на зайчат,
Как красиво все стоят.
(руки на пояс, повороты
туловища вправо-влево.
Лапки в стороны подняли
И наклоны делать стали.
(руки в стороны, наклоны
Дети выполняют
упражнения по образцу.
Дети демонстрируют
физическую
активность.
Снято мышечное
напряжение. Дети
готовы к
дальнейшей
деятельности.
8
вперёд).
Зайцы волка увидали
И с лужайки убежали.
(дети разбегаются).
2.3 Повторное чтение с
установкой на пересказ
Задачи:
- воспитывать умения
слушать новые
произведения, проявлять
эмоциональную
отзывчивость к героям
произведения.
- формировать интерес к
чтению.
Выразительное
чтение, показ,
мнемоквадраты,
мнемотаблица
- Я сейчас прочитаю вам сказку
«Заяц-хваста» ещё раз. Слушайте
внимательно, потом вы будете
рассказывать! А помогут вам
картинки, которые оказались в
посылке!
Воспитатель выразительно
читает второй раз сказку. Во
время повторного чтения,
делает раскадровку сказки
(выкладывает на магнитную
доску мнемоквадраты,
составляя из них мнемотаблицу).
Дети внимательно
слушают,
сосредотачивают
внимание,
наблюдают за
действиями
воспитателя.
Дети умеют слушать
новые произведения,
проявляют
эмоциональную
отзывчивость к
героям
произведения.
проявляют интерес к
чтению.
2.4 Пересказы детей
Задачи:
- развивать связную речь
(монологическую и
диалогическую формы
речи).
Пересказ;
рассказывание;
поощрение;
приёмы
мнемотехники
А теперь я предлагаю нам самим
превратиться
в
героев
сказки
«Заяц-хваста»
с
помощью
мимики и артикуляции.
Артикуляционная гимнастика
Ворона-губы вытянуть вперед
трубочкой — «клюв»
Заяц-поднять верхнюю губу,
обнажив верхние зубы-резцы.
Собака-оскалиться, обнажив
крепко сжатые зубы.
Воспитатель показывает
Дети выполняют
артикуляционную
гимнастику,
пересказывают
содержание сказки,
слушают
.
Дети развивают
монологическую и
диалогическую
формы речи
.
9
заинтересованность.
Эмоционально вовлекает в
слушание пересказов.
- Дети, вы помните, с каких слов
начинается сказка «Заяц-хваста»?
Послушайте!
Воспитатель выразительно
читает сказочный зачин.
(Использует приём выборочное
чтение)
-
Кто хочет начать рассказывать
сказку «Заяц-хваста»?
Дети друг за другом по
картинкам (мнемоквадратам,
мнемотаблице) пересказывают
содержание сказки. Один
ребенок начинает пересказывать
сказку, продолжает второй,
затем - следующий. Таким
образом, дети внимательно
следят за рассказами других
детей, не отвлекаются и все
могут поучаствовать в
пересказе.
3. Рефлексия
-Задачи:
- формировать умение
подводить итоги;
- развивать свободное
Беседа,
поощрение
Воспитатель задаёт вопросы,
показывает
заинтересованность, обсуждает
с детьми.
- Ребята, какую сказку мы
Дети отвечают на
вопросы
,
выражают собственные
чувства, мысли
Дети проявляют
умение подводить
итоги;
проявляют умение
свободно общаться
10
общение со взрослым и
сверстниками.
сегодня рассказывали?
- Чему нас сказка научила?
- Помогали вам картинки
рассказывать сказку?
- Вам было легко рассказывать
сказку по картинкам?
со взрослым и
сверстниками;
4.
Открытость
Задачи:
- ориентировать детей на
самостоятельную
деятельность;
- воспитывать бережное
отношение к книге;
Беседа
- Ребята, хотите рассмотреть
книгу со сказкой ещё раз? Какую
сказку из этой книги вы хотите
прочитать завтра? Выбирайте!
Давайте рассмотрим
иллюстрации в книге.
Перелистывайте страницы
аккуратно, бережно, чтобы
случайно не измять страницы.
- А дома вы можете рассказать о
сказке, которую мы с вами
сегодня рассказывали по
картинкам, своим родителям!
Дети отвечают на
вопросы
Дети ориентированы
на дальнейшую
самостоятельную
деятельность;
демонстрируют
бережное отношение
к книге;
Русская народная сказка «Заяц-хваста» (обработка А.Н. Толстого)
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес
воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
11
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной.
Заяц испугался
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
— Как бы вороне помочь?
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от
собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!
Мнемоквадраты
12
13