Автор: Ольга Владимировна Бойко
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ
Населённый пункт: с.Правда
Наименование материала: Иллюстрированные сборники задач по физике
Тема: Творческий проект учащихся
Раздел: среднее образование
Сборник иллюстрированных
задач по физике на основе
1
литературных
произведений
(
2)
часть
Управление образования
муниципального образования «Холмский городской округ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Правда
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сборник иллюстрированных задач по физике на основе
литературных произведений (часть2)
(творческий проект учащихся 9-11 классов )
руководитель проекта
2
Бойко Ольга Владимировна,
учитель физики
с.Правда
2022г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предисловие ...................................................................................................3
2. Из проектной работы……………………………………………………….3
3.Инерция ...........................................................................................................6-8
4.Плотность вещества .......................................................................................8-10
5.Закон Паскаля .................................................................................................10
6.Давление ..........................................................................................................10-12
7.Механическое движение.................................................................................12-14
8.Архимедова сила..............................................................................................14-16
9.Работа.Мощность.Энергия..............................................................................16-17
10.Механические колебания и волны ...............................................................17-19
11.Законы динамики............................................................................................19-21
12.Силы.................................................................................................................21-22
13.Тепловые явления...........................................................................................22-23
3
14.Электростатика...............................................................................................23-24
Предисловие
Решение любой физической задачи является делом увлекательным и
крайне полезным. В процессе решения Вы глубже понимаете суть физи-
ческих явлений и законов, учитесь выделять главное и отбрасывать второ-
степенное.
Перед Вами Сборник иллюстрированных задач по физике на основе
литературных произведений, часть 2. А это означает, что каждая задача имеет
не только физическое содержание, но несет эмоциональную и смысловую
нагрузку, не связанную непосредственно с физикой.
Вы обнаружите, что физика есть в мифах, стихотворениях и даже в сказках.
Знание физики поможет Вам по-новому взглянуть на художественные произ-
ведения, удивиться точности и красочности описаний физических явлений.
Мы надеемся, что предлагаемые задачи позволят Вам глубже узнать и еще
больше полюбить такую волшебную науку как физика!
В создании сборника принимали участие учащиеся:
Гринёва Е.
Аханов Т.
Полежаева Е.
Мякинкина Е.
Чеснокова А.
Белозёров Н.
Костенко А.
Из проектной работы
4
« Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное-
шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика:
Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик »
( Лев Давыдович Ландау, лауреата Нобелевской премии)
Раскрытие тайн и законов природы человеком всегда волновало не только
ученых, но и литераторов. Поразительно, насколько точно поэты
предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования. В связи с
этим нельзя не вспомнить удивительное стихотворение А.С. Пушкина, где
каждая строчка – глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется
любой современный физик:
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
У русского писателя К. Г. Паустовского есть такие строки:
«В детстве и юности мир для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве
жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо... Поэтическое восприятие
жизни, всего окружающего нас - величайший дар, доставшийся нам от поры
детства».
Французский математик, физик, литератор и философ, один из величайших умов
17 столетия Блез Паскаль писал так: «Мы постигаем истину не только разумом,
но и сердцем».
В данной работе сделана попытка объяснить литературные произведения с
точки зрения физических законов. Такой подход позволяет более глубоко
проникнуть в окружающий нас мир, лучше узнать природу, оценить ее красоту и
неповторимость и переосмыслить произведения, которые мы читали раньше.
Выбранная нами тема на сегодняшний день является актуальной, так как
физические явления легче усваиваются через произведения художественной
литературы,
которые
отличаются
своей
доступностью,
образностью
и
выразительностью.
Целью нашей
работы является изучение литературных произведений, их
достоверности с точки зрения физики
Задачи исследования:
1) отобрать и систематизировать материал по проблеме исследования;
2) объяснить фрагменты литературных произведений на основе законов физики;
4) проиллюстрировать имеющийся материал;
5) создать сборник задач по физике на основе литературных произведений,
электронного пособия для учащихся «Физика в литературных произведениях».
Объект исследования – фрагменты литературных произведений.
5
Предмет исследования – объяснение фрагментов литературных произведений
на основе физических законов.
Гипотеза
исследования
–
предполагается,
что
литературный
материал
действительно содержит в своей основе свойства и законы физики.
Методы исследования:
- сбор необходимой для исследования информации;
- анализ собранной информации.
- обобщение и классификация информации.
Практическая значимость: сборник задач можно использовать учителям
начальной школы, русского языка и литературы, физики на своих уроках, а
также при проведении занимательных пятиминуток или во внеклассной работе.
Продукт деятельности: сборник задач по физике.
Любите физику друзья, без физики никак нельзя…
Электрические явления
1.М.В.Лермонтов. Мцыри.
«И в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала
вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали на
земле, я убежал… О, я как брат обняться с бурей
был бы рад! Глазами тучи я следил, рукою молнию
ловил…»
-Найдите физические ошибки в данном произведении.
2.М. Ю. Лермонтов. Гроза.
«
Вкруг скал огнистой лентой вьется
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятется —
И здесь стою недвижим я».
Почему молни
- Почему поэт сравнивает молнию со змеёй?
6
3.И.Тургенев. Бирюк
«Белая молния озарила лесника с головы до ног трескучий и короткий удар
грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой».
-Объясните почему короткий удар «раздался тотчас вслед за нею»?
4.К.К. Случевский.Упала молния в ручей.
«Упала молния в ручей.
Вода не стала горячей.
А что ручей до дна пронзён,
Сквозь шелест струй не слышит он
Зато и молнии струя,
Упав, лишилась бытия».
-Почему вода не стала горячей?
5.С.Т. Аксаков. Собирание бабочек.
«Засверкали змеистые, ослепительные молнии, и
мгновенно вслед за ними раздавались оглушительные громовые удары».
-Почему молнии «змеистые»?
6.К.Г. Паустовский. Черное море
«… во время урагана я был свидетелем, как у
негра… искры сыпались из волос, как будто из
трубы паровой машины.»
-Объясните это явление.
7.Ф.И. Фет.
«Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами
сражённый,
И сизый дым с ветвей его
бежал
По зелени, грозою
освежённой».
- Почему дуб чаще других
деревьев поражается
молнией?
7
8.
И. Царева. Тайны на острие молнии. Гнездо молний.
«Гнездо молний» — так называют места, куда с постоянством бьют грозовые
разряды. В древности такие зоны в сознании людей наделялись магическими
свойствами. Их огораживали огромными
валунами, создавая сооружения наподобие
знаменитого Стоунхенджа (Великобритания).
И не случайно слово «мегалит» означает
«громовой камень».
Африканские колдуны, о которых ходит слава,
что они умеют управлять небесными
разрядами, и по сей день используют такие
места для своих ритуалов. Чертят на земле круг
и порой несколько часов кряду исполняют
ритмичный танец, пока в выбранное место не
вонзится молния. Точность попадания поражает, ведь диаметр круга едва ли
превышает два-три метра...»
- Как ученые объясняют загадку «гнезд молний»?
9.А.С.Серафимовича. Три друга
«А ночью случилась гроза, - недаром так припекало днём, и низко летали
ласточки. Ванятка всегда спал крепко ... и вдруг сквозь веки почуял, кто-то
заглянул, ярко - синий, режущий. И опять заглянул, да так нестерпимо, что он
открыл глаза. Сквозь щели ставней лился свет, дрожа, потом погас, и стало
непроглядно черно, глухо. Ванятка зажмурился, а сквозь веки опять заглянул
ослепительный свет и погас. Он вскочил, ничего не видя. Стало невыносимо
страшно - не от того, что вспыхивал этот ослепительный свет, а от того, что
вспыхивал он молча... заворчал гром. Упали тяжелые капли. Густо посыпал
дождь. Гром раскатывался, заполняя все: сквозь мелькавшую мутно - белёсую
сетку дождя ничего не было видно. Отдавшись отчаянию весь мокрый, Ванятка
как стоял, сел на корточки, не зная, где он, и горько всхлипывал, глотая слезы
вместе со сбегающими по лицу дождём. А гром то оглушал, потрясающим
треском, то ровно, как множество колёс раскатывал во все направления, то,
глухо ворча.
-Рассчитайте скорость звуковых разрядов в воздухе.
- Объясните, почему звуковые разряды « то оглушали, потрясающим
треском, то ровно, как множество колёс раскатывались во все
направления»
8
10.Андрей Вознесенский
«Бывали вы в нашем море,
магнитнейшем из морей?
Оно от лимонных молний
кажется лиловей!..»
- Допустил ли поэт физические ошибки?
11.
А.И. Солженицин .Крохотки.
«Только в книгах я читал, сам никогда не
видел: как молния раскалывает деревья.
А вот и повидал. Из проходившей грозы,
среди дня — да ослепил молненный блеск
наши окна светлым золотом, и сразу же, не
отстав и на полную секунду, — ударище
грома: шагов двести-триста от дома, не
дальше?
Минула гроза. Так и есть: вблизи, на
лесном участке. Среди высочайших сосен
избрала молния и не самую же высокую
липу — а за что? И от верха, чуть ниже
маковки, — прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе
уверенное нутро. А иссилясь, не дошла до низа — соскользнула? иссякла?..
Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров
разбросало крупную щепу.
И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья
безвинных соседок. А другая — ещё подержалась денёк, стояла — какою силой?
— она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. Потом — и
она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой
сестры.
Так и нас, иного: когда уже постигает удар кары-совести, то — черезо всё нутро
напрострел, и черезо всю жизнь вдоль. И кто ещё остоится после того, а кто и
нет».
- Почему молнии «выбирают» одни виды деревьев чаще, чем другие?
12.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
«Мальчиков
застала
сильная
гроза.
Они
схватились за руки и побежали, то и дело
спотыкаясь и набивая себе шишки, под большой
дуб на берегу реки».
9
-Правильно ли поступили мальчики, решив
укрыться от грозы под высоким деревом?
13.Х. Гернсберг. Ральф
«Было
темно,
но
пшеничное
поле,
раскинувшееся на несколько миль, светилось
слабым пурпуровым сиянием. При этом
слышался звук, похожий на потрескивание
или
легкий
шелест.
Колоски
пшеницы
казались светящимися.
- Так выглядит ночью поле под электрическим
током, - Сказал Ральф.
- Днем слабые заряды не видны, в темноте
возникает свечение… Без помощи электричества
мы не могли бы выращивать более двух или трех
урожаев пшеницы в год».
- Что вы знаете о влиянии электрического
поля на урожайность растений?
14
.А.Беляев. Властелин мира.
«Герой романа сделал установку, передающую биотоки мозга в окружающее
пространство. С ее помощью изобретатель / властелин мира заставлял людей в
зоне определенного радиуса то петь одну и ту же песню, то смеяться, то
испытывать невыразимый ужас. Казалось, нет средства для победы над этим
человеком. Когда для борьбы с ним было использовано его же оружие,
/аналогичная
установка/,
он
некоторое
время
спасался,
надев
на
себя
металлическую сетку».
- Почему металлическая сетка спасала «властелина мира» от действий
внешних электромагнитных полей?
15
.
М. Горький. Старуха Изергиль.
«И в степной дали, теперь уже черной и
страшной, как бы притаившейся, скрывшей в
себе что-то, вспыхивали маленькие голубые
огоньки. То там, то тут они на миг являлись
и
гасли,
точно
несколько
людей,
рассыпавшихся по степи далеко друг от
друга, искали в ней что-то, зажигая спички,
которые ветер тотчас же гасил… Это были
очень
странные
голубые
языки
огня,
намекавшие на что-то сказочное.
10
- Видишь ты искры? – спросила меня Изергиль.
- Вон те, голубые? – указывая ей на степь, спросил я.
- Голубые? Да, это они… Значит, летают все-таки! Ну-ну… Я уже не вижу их
более, не могу я теперь многого видеть.
- Откуда эти искры? – спросил я старуху…
- Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды
вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры».
- Почему в степи перед грозой появляются голубоватые искры? Какое
происхождение они имеют?
16.Н.Гумилёв.Капитаны.
«Там волны с блестками и
всплесками
Непрекращающегося танца.
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца
Ни миф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти».
-
Почему возникает свечение на
мачтах кораблей?
17.Ж. Верн. Дети капитана Гранта.
«Путешественники «заметили на земле много костей каких-то животных. То
были истлевшие и побелевшие останки огромного стада быков, но эти скелеты
не были разбросаны в беспорядке, как обычно валяются скелеты обессиленных
павших в пути одно за другим животных. Стадо поразила молния».
- В какое место пастуху целесообразно отвести стадо при приближении
грозы?
18.В.К. Арсеньев. Шаровая молния.
«Это был какой-то светящийся шар
величиной
в
два
кулака,
матово-
белого цвета. Он медленно плыл по
воздуху, то опускаясь там, где были
на земле углубления и растительность
была ниже, то поднимаясь кверху там,
где
повышалась
почва
и
рос
кустарник. Однако было заметно, что
шар
всячески
избегает
11
соприкосновения с ветвями деревьев, старательно обходит каждый сучок,
каждую веточку и былинку.
Стало страшно: я не мог понять, что это такое.
Когда светящийся шар поравнялся со мной и был от меня шагах в десяти, не
более, я мог хорошо его рассмотреть. Раза два его внешняя оболочка как бы
лопалась, и тогда внутри него становился виден яркий бело-синий цвет. Листья,
трава и ветки деревьев, мимо которых близко проходил шар, тускло освещались
его бледным светом и шевелились. От шара тянулся тонкий, как нить, огненный
хвостик, который по временам в разных местах давал мельчайшие вспышки.
Я понял, наконец, что передо мной шаровая молния. Должно быть, каждая из
травинок была заряжена тем же электричеством, что и молниеносный шар. Вот
почему он избегал с ними соприкасаться.
Я хотел было стрелять в него, но побоялся. Выстрел всколыхнул бы воздух,
который увлек бы за собой шаровую молнию.
От соприкосновения с каким-либо предметом она могла беззвучно исчезнуть, но
могла и разорваться. Я стоял как прикованный и не смел шевельнуться».
- Какие из параметров шаровой молнии нашли отражение в описании В.К.
Арсеньева?
Средние параметры шаровой молнии
Параметр
Значение
Диаметр, см
28
±
4
Время жизни, с
10
0,95 ± 0,25
Скорость
перемещения, м/с
4
±
1
Энергия
шаровой
молнии, кДж
10
1,3 ± 0,2
Цвет
Белый /24
±
2%/, желтый /24
±
2%/, красный /18
±
2%/,
оранжевый /14
±
2%/, голубой и фиолетовый /12
±
1%/ и
другие
Сезонность
Выше 80% шаровых молний наблюдается в летние
месяцы
Распад
В
50
±
20%
случаев
конец
шаровой
молнии
сопровождается
взрывом,
в
остальных
случаях
–
медленное погасание или распад на части
19. С.В. Чумаков. Приют Пастухова.
«…По всей площадке над каждым выступом, над концами палок, державших
бурки, спокойно светили голубоватые огоньки. Они горели так ровно, словно
12
был полный штиль. У казака ярко светились усы, папаха, варежки. Андрей
высунул из шалаша руку. И чайник и рука немедленно вспыхнули голубым
огнем… Оглушительный треск /молния/. Огоньки погасли, через несколько
секунд засияли пуще прежнего. Лишь после третьего удара грома…они погасли
окончательно».
- Какое явление описано в этом отрывке? Почему после вспышки молнии
«огоньки погасли»? Почему потом снова засияли?
20. В.Я. Брюсов. Электрические светы.
«Мы – электрические светы
Над шумной уличной толпой;
Ей – наши рдяные приветы
И ей – наш отсвет голубой!
Качаясь на стеблях высоких,
Горя в преддверьях синема,
И искрясь из витрин глубоких,
Мы – дрожь, мы – блеск, мы жизнь сама!
Что было красочным и пестрым,
Меняя властным волшебством,
Мы делаем бесцветно-острым
Живей и призрачней, чем днем».
-Какой вид электрического разряда происходит в газоразрядных трубках?
21. Ж. Верн. «5 недель на воздушном шаре»
Доктор Фаргюссон, напугав дикарей необычным явлением, похитил их
умирающего пленника:
«В
это
время
доктор
убедился,
что
в
сместительной камере есть достаточно газа,
чтобы в случае надобности пустить в ход
горелку, не прибегая к помощи бунзеновской
батареи.
Потом
он
взял
два
хорошо
изолированных проводника, служивших для
разложения воды, и, порывшись в своем
дорожном
чемодане,
достал
оттуда
два
заостренных уголька, которые и прикрепил к
концам проводников.
Оба его друга смотрели на то, что он делает, ровно ничего не понимая, но
молчали. Закончив свою работу, Фергюссон стал посреди корзины и, взяв в
каждую руку по проводнику с угольками, сблизил их концы.
И вдруг яркий, ослепительный свет вспыхнул между остриями угольков.
Огромный сноп электрического света прорезал ночной мрак».
13
-Объясните явление. Какой вид газового разряда описан в этом отрывке?
22. З.Гиппиус. Электричество.
«Две нити вместе свиты,
Концы обнажены.
То "да" и "нет" не слиты,
Не слиты - сплетены.
Их темное сплетенье
И тесно, и мертво,
Но ждет их воскресенье,
И ждут они его.
Концов концы коснутся -
Другие "да" и "нет"
И "да" и "нет" проснутся,
Сплетенные сольются,
И смерть их будет – Свет».
- Объясните явление. Какой вид газового разряда описан в этом отрывке?
23. Т.Рожкова. Любит молния плясать.
«Любит Молния плясать
На балу небесном,
Красотой своей блистать
В платьице чудесном.
Хоть на небо ты глядишь
Пристально и зорко
Но за ней не уследишь:
Слишком она бойка.
Ангажирует её Гром,
Кавалер – серьёзный.
Всех пугает басом он
Своим очень грозным».
- От чего зависит внешний вид молнии?
24. Н.Рубов. .
«Поток вскипел и как-то сразу прибыл!
По небесам, сверкая там и тут,
Гремело так, что каменные глыбы
Вот-вот, казалось, с неба упадут!
И вдруг я встретил рухнувшие липы,
14
Как будто, хоть не видел их никто,
И впрямь упали каменные глыбы
И сокрушили липы… А за что?»
- Объясните, почему «поток вскипел и как- то сразу прибыл»?
Почему рухнули липы?
Электромагнитные явления
1. И.А. Бунин. Компас.
«Но откуда б, в ветре и тумане,
Ни швыряло пеной через борт,
Верю – он опять поймает Nord,
Крепко сплю, мотаюсь на диване.
Не собьет меня с пути никто,
Некий Nord моей душою правит,
Он меня в скитаньях не оставит,
Он мне скажет, если что: не то!»
- Почему стрелка компаса все время показывает на Север?
2. Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.
«…Негоро
положил
под
компас
железный брусок. Железо притянуло к
себе
стрелку
компаса…стрелка
сместилась на четыре румба… После
того как из-под нактоуза был убран
железный
брусок,
стрелка
компаса
заняла вновь нормальное положение и
указывала своим острием прямо на
магнитный полюс».
- Объясните явление.
3. М.А.Дудин. Ах, как играет этот Север
«Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной!
Ему, наверно, по натуре
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета...»
15
- О каком физическом явлении здесь идет речь? Когда оно возникает?
4.Ж. Верн. Робур-завоеватель
«Около полуночи тьму озарило южное полярное сияние. Окружённое
серебристой бахромою, оно походило на гигантский раскрытый веер,
занимавший половину небосвода. Во все стороны от него расходились яркие
электрические лучи; некоторые из них, постепенно угасая, достигали зенита, где
сверкали четыре звезды, образующие созвездие Южного Креста. То было
поистине величественное зрелище! Свет южного полярного сияния позволял
охватить взглядом общий вид местности, укрытой бесконечной снежной
пеленою».
- Чем можно объяснить разноцветный окрас неба?
5.Г. А. Ушаков, советский исследователь
Арктики.
«Небо пылало. Бесконечная прозрачная
вуаль покрыла весь небосвод; какая-то
неведомая сила колебала её. Вся она горела
нежным лиловым светом. Кое-где
показывались яркие вспышки и тут же
бледнели, как будто на мгновение
рождались и рассеивались облака,
сотканные из одного света. Сквозь вуаль
ярко светили звёзды. Вдруг вуаль исчезла. В
некоторых местах ещё раз вспыхнули
лиловые облака. Какую-то долю секунды
казалось, что сияние погасло. Но вот длинные лучи, местами собранные в яркие
пучки, затрепетали бледно-зелёным цветом. Вот они сорвались с места и со всех
сторон, быстрые как молнии, метнулись к зениту, на мгновение замерли в
вышине, образовали огромный сплошной венец, затрепетали и потухли».
- Почему внешний вид свечения слоёв атмосферы во время полярного сияния
изменяется?
Оптические явления
1.А.Тарковский. О свече…
«Голубое основанье,
Золотое острие…
16
Вспоминаю зимний вечер
Детство раннее мое».
-
Почему в пламени свечи, пляшут желтые, оранжевые, красные, белые и
синие язычки ?
2. А.Тарковский. Ночной дождь.
«То были капли дождевые
Летящие из света в тень
По воли случая впервые
Мы встретились в ненастный день.
И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заранее
О близости любви моей»
.
- Каким физическим явлением вы можете объяснить это явление?
3.Ф.Тютчев
«Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облако ушла –
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла».
- Результатом какого свойства
света является радуга?
При каких условиях её можно
наблюдать?
4. М. Твен.
« Мыльный пузырь, витая в воздухе, …
Зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам.
Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы.
- Какое физическое явление объясняет это чудо природы?
17
5.К.Д.Бальмонт. Фата –Моргана.
«Фата – Моргана,
Замки, узоры, цветы и цвета,
Сказки, где каждая краска, черта
С каждой секундой – не та.
Фата-Моргана
Явственно светит лишь тем, кто,
Внимательный, рано
Утром, едва только солнце взойдет,
Глянет с высокого камня на море…
Правда ль тут будет, неправда ль обмана,
Только роскошной цветной пеленой
Быстро возникнет пред ним над волной
Фата-Моргана».
\-
- При каких условиях можно наблюдать это сложное оптическое явление?
6. И.В.Гёте.Фауст.
«Когда узнаешь ты,как страны
В Сицилии фата морганы
Вопросов этих не задашь,
Там часто в воздухе стеною
Средь бела дня, на зыбком зное
Встаёт обманчивый мираж…»
-Чем отличается Фата – Моргана от
других миражей? Каковы условия
возникновения?
7.С.Есенин
«Две луны, рога свои качая,
Замутили желтым дымом зыбь,
Гладь озер с травой не различая,
Тихо плачет на болоте выпь».
- Почему здесь говорится о двух лунах?
8. Л.Н. Мартынов. Гиперболы.
«И нефть, попав из бака в водоем,
Павлиний хвост внезапно распустила.
Она об органическом своем
Происхожденьи снова загрустила».
18
- Почему нефть на поверхности воды окрашивается в радужные цвета?
9. М.В. Ломоносов в одной из своих записей ставит такой вопрос:
«любой цвет от смачивания водой делается гуще. Почему? Надо подумать».
- Как ответить на этот вопрос?
10. Н.В Гоголь. Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем.
«Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому
что ставни были закрыты, и солнечные лучи, проходя в дыру, сделанную в
ставне, принимали радужный цвет, ударяясь в противостоящую стену, рисовали
на ней пёстрый ландшафт из очертаний крыш, деревьев и развешенного во дворе
платья, всё только в обращённом виде…»
- Какие физические явления описаны в данном фрагменте повести?
Есть ли физические ошибки?
11. А. Конан Дойль. Собака Баскервилей.
«...Да, это была собака огромная, чёрная, как
смоль. Но такой собаки еще никто из нас не
видывал. Из её отверстой пасти вырывалось
пламя, глаза метали искры, по морде и
загривку переливался мерцающий огонь. Ни в
чьём воображении не могло возникнуть
видение, более страшное, более
омерзительное, чем это гадкое существо,
выскочившее на нас из тумана».
И далее:
«Её огромная пасть всё ещё светилась
голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными
кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы, и, отняв руку, увидел, что
мои пальцы тоже светились в темноте...»
- Как бы вы объяснили то, что глаза метали искры, по морде и загривку
переливался мерцающий огонь?
12. Слово о полку Игореве. Часть первая,
пункт 3.
19
«Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла».
-Какое явление наблюдалось «середь бела дня»?
-Мой физик, что ты скажешь?..
13.Слово о полку Игореве.
«Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть
четыре солнца…»
-О каком оптическом явлении говорится в
данном фрагменте? Что вам известно о
нём?
14.И.А.Бунин . Жизнь Арсеньева.
«…Помню крещенские морозы, наводившие
мысль на глубокую древнюю Русь, на те стужи,
от которых «земля на сажень трескалась»: тогда
над белоснежным городом, совершенно
потонувшим в сугробах, по ночам грозно горело
на чёрно-воронёном небе белое созвездие
Ориона, а утром зеркально, зловеще блистало
два тусклых солнца и в тугой и звонкой
недвижности жгучего воздуха весь город
медленно и дико дымился алыми дымами из
труб и весь скрипел и визжал от шагов
прохожих и санных полозьев…»
- Какое оптическое явление описано в романе?
Какова причина возникновения этого явления? Почему город «весь скрипел и
визжал от шагов прохожих и санных полозьев»? Что является причиной
этого скрипа и визга?
Почему, чем крепче мороз, тем сильнее скрипит под ногами снег?
15.И.А. Бунин. В поле.
«…Поставили в сенцах самовар, затопили в кабинете печку и оба сели около неё
на корточки. Славно охватывает тело теплом! Иногда, когда Ковалёв запихивал в
печку большую охапку соломы, глаза Флембо, которая тоже пришла погреться к
двери кабинета, как два изумрудные камня сверкали в темноте. А в печке глухо
20
гудело; просвечивая то тут, то там сквозь солому и бросая на потолок кабинета
мутно-красные, дрожащие полосы света, медленно разрасталось и приближалось
гудящее пламя к устью, прыскали, с треском лопаясь, хлебные зёрна…»
- Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное
зрение, глаза светятся в темноте?
16.И.А.Бунин. Жизнь Арсеньева.
«…Пустая поляна перед домом была залита
сильным и странным светом. Справа, над
садом, сияла в ясном и пустом небосклоне
полная луна с чуть темнеющими рельефами
своего мертвенно-бледного, изнутри налитого
яркой светящейся белизной лица. И мы с ней,
теперь уже давно знакомые друг другу, подолгу
глядели друг на друга, безответно и безмолвно
чего-то друг от друга ожидая…»
- О каких темнеющих рельефах на лике Луны
идёт речь? Какого цвета Луна?
17. И.А.Бунин .Лирник Родион.
«…Актёр спал, прислонясь к скамейке.
Всходила большая тёплая луна, видно было
его лицо, грустное во сне. Тускло золотились
под луной дальние чащи чёрных камышей.
Широкий золотой столб погружался в
зеркальную глубину между ними, и жабы,
чувствуя лунный свет, начали сладострастно,
изнемогая, стонать в них, похохатывать.
Следуя изгибам затонов, «Олег» всё
поворачивал; и тянуло то теплом, то
сыростью, гнилью – весною, плавнями. Только крупные лучистые
звёзды остались в небе, и дым из трубы поднимался прямее, выше…»
- Объясните причины образования на поверхности воды лунных дорожек или
столбов. Можно ли наблюдать лунную дорожку на идеально гладкой
спокойной поверхности воды? Почему дорожка всегда направлена на
наблюдателя? Почему звёзды кажутся нам лучистыми?
18. Омар Хайям
21
«Сомненье, вера, пыл живых страстей –
Игра воздушных пузырей:
Тот радугой блеснул,
А это серый…
И разлетятся все!
Вот жизнь людей».
-О каких свойствах света идёт речь?
Почему одни мыльные пузыри разноцветные, а другие – нет?
19.В.И.Костылев. Иван Грозный
«…Дрожащей рукой царь Иван отодвинул
занавес. Испуганными глазами взглянул
на небо. Лицо его перекосилось от ужаса:
на небе, в тёмной вышине застыло
крестообразное небесное знамение…
Опираясь на посох, вышел царь на
Красное крыльцо наблюдать дивное
видение… Долго молча смотрел он на
небо, усеянное густой звездной россыпью,
и на этот таинственный крест, смутно
проступавший в небесной глубине, и
вдруг, зашатавшись от слабости…
прошептал: «Вот знамение моей смерти,
вот оно…»
- Что это было за видение, так
испугавшее царя Ивана? Действительно
ли оно служило «божьим знамением»,
предвещающим ему неизбежную гибель?
20. Световое шоу планеты
Джек Лондон. Дочь северного сияния.
«Приближалась полночь. Ночь была
ясной и морозной. Северное сияние
зажгло свои огни, расцветив небосклон
гигантскими зеленовато-белыми
22
мерцающими лучами, притушившими свет звезд. Волны холодного розоватого
блеска омывали зенит, а на горизонте рука титана воздвигала сверкающие арки.
И, потрясенные этим величественным зрелищем, собаки поднимали протяжный
вой как их далекие предки в незапамятные времена».
-Объясните наблюдаемое явление, описанное в фрагменте. Почему оно
возникает весной и осенью в полярных областях?
21.Жюль Верн. Зелёный луч.
«Наблюдали ли вы когда-нибудь Солнце,
заходящее за горизонт моря? Да, без
сомнений. Проследили ли вы до того
момента, когда верхний край диска
соприкасается с верхней частью
горизонта и затем исчезает? Вероятно, да.
Но заметили ли вы явление,
происходящее в то мгновение, когда
лучезарное светило бросает последний
свой луч? Не пропускайте же случая
сделать подобное наблюдение: в ваш глаз ударит не красный луч, а зеленый,
дивного зеленого цвета»
-Как Солнце может стать зеленым? Какова причина этого явления?
22. С. Я. Маршак. Мыльные пузыри.
«Сияя гладкой пеной,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий
Раскрашенный пузырь.
Горит как хвост павлиний.
Каких цветов в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет.
Взметаем шар надутый
Прозрачнее стекла
Внутри его как - будто
Сверкают зеркала
Он воздухом надутый по воздуху плывёт
Но ни одной минуты на свете не живёт
Нарядный, разноцветный, пропал он на всегда,
Рассыпался незаметно, распался без следа...»
- Какое физическое явление так красочно описывает поэт?
При каком условии оно возникает?
23
23. А. Блок. .Шар раскаленный,
золотой…
«Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.
Таков наш безначальный мир.
Сей конус – наша ночь земная,
За ней – опять, опять эфир
Планета плавит золотая…»
-Почему образуется длинный конус тени тёмной?
24.Ж.Верн. Таинственный остров.
«Сайрес Смит для того чтобы разжечь костер,
взял «два стекла, снятые с часов инженера и
Спилета. Наполнив их водой и скрепив их края с
помощью глины, Сайрес Смит сфабриковал
настоящие зажигательное стекло, которое
сосредоточило лучи солнца на охапке сухого мха
и воспламенило его».
- Объясните с физической точки зрения
механизм получения огня.
24