Автор: Панова Наталия Аркадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад 5
Населённый пункт: пгт Нагорск, Кировская обл.
Наименование материала: Подготовка к обучению грамоте ДОУ
Тема: Подготовка к обучению грамоте в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Подготовка
к обучению
грамоте в ДОУ
Нагорск, 2022
Панова
Наталия Аркадьевна,
воспитатель МКДОУ д/с № 5
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста,
приобрело статус социального характера. Родители хотят научить своих
детей читать и писать в дошкольном возрасте. Негласно, при приеме в школу
приветствуется умение детьми читать.
Согласно
нормативным
документам
в
отечественной
системе
образования задача обучения грамоте традиционно возлагалась на начальную
школу.
Это положение сохраняется и в ФГОС ДО, в котором перед
дошкольным
образованием
ставится
задача
«формирования
звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «Обучение
грамоте»?
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ — это овладение умением читать и писать
тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не
только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е.
овладение письменной речью. Исходя из этого определения, я считаю
правильным использовать в детском саду термин ПОДГОТОВКА К
ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Все мы знаем, что успешность обучения ребенка в школе во многом
зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь
детей является одним из показателей готовности к обучению в школе.
Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным
предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие
предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является
основой, на которой строится вся учебная деятельность. Правильная речь –
один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залог
успешного освоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется
на основе устной».
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих
составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким
речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в
основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков
родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание
зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Выработка
гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно
важно для овладения письмом).
Чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют определённого
уровня
развития
ребёнка
(психологического,
физиологического
и
лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и
грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Наша задача в ДОУ состоит в том, чтобы
подготовить ребенка к серьезному последующему обучению чтению и
письму.
Работа по подготовке к обучению грамоте ведется во всех возрастных
группах:
2мл: это подготовительная работа к освоению грамоты, она формирует
следующие задачи:
1.
Выявить
уровень
развития
у
детей
фонематического
слуха;
развивать
слуховое
и
речевое
внимание;
работа
над
дифференциацией изолированных звуков.
2.
Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук «И», а также их
реализацией: в речи-звуком, на письме-печатной буквой.
3.
Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».
В средней группе:
1.
Продолжается
знакомство
с
индивидуальными
особенностями
звукопроизношения детей.
2.
Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а
также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.
3.
Продолжается
знакомство
детей
с
понятием
линейности
и
протяжности слов, длительностью звучания.
В старшей группе:
1.
Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению
синтезировать из них слоги, слова.
2.
Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое
чтение) и развития связной речи.
3.
Работа над логическими, фразовыми, психологическими паузами.
В старшем дошкольном возрасте не только закрепляются имеющиеся
достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширяется круг
умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной
формы речи.
В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся
узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в
слове (начало, середина, конец).
На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить
их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука:
положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи.
Дошкольники упражняются в умении различать твердые и мягкие согласные,
чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание
уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Важно
упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки после
знакомства с их акустическими и артикуляционными особенностями.
Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать
последовательность звуков в слове.
Овладение
чёткой
артикуляцией,
умение
дифференцированно
воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в
слове – важные моменты, способствующие успешному обучению чтению и
письму.
Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки
произносятся с голосом, свободно. Произношение других звуков связано с
тем, что губы, зубы, язык, образуют преграду, препятствие на пути
выдыхаемого
воздуха.
Так
дети
знакомятся
с
существенными
опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка:
гласных и согласных.
Гласные звуки обозначаются красным цветом,
согласные – синим.
Изучение акустико – артикуляционных особенностей звуков, отнесение
их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с
соответствующими образами – буквами.
Буква демонстрируется в виде
заглавной и строчной (большой и маленькой). В детском саду детей знакомят
с буквами печатного шрифта.
Изучение
буквы
в
рамках
подготовки
к
обучению
грамоте
предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Особое
внимание уделяется умению соотносить букву с соответствующим звуком
(звуками).
Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через
выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают
буквы, вырезают их из различных печатных источников. Дошкольники ищут
образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им
дифференцировать похожие по изображению буквы.
Особое
внимание
уделяется
формированию
умения
выделять
отдельные части буквы (составляющие элементы). В мысленном плане и
практическим путём дети учатся проводить анализ и синтез частей,
составляющих буквы. В процессе этой деятельности они учатся называть
форму, величину каждого элемента буквы, ее местоположение, сравнивают
между собой сходные буквы.
В
содержании
подготовки
к
обучению
грамоте
включено
первоначальное ознакомление с предложением и словами. Сюда входят:
составление предложений, правильное и отчетливое их произнесение;
членение предложения на слова, последовательное выделение их из
предложения; определение количества слов; умение слышать отдельные
предложения в потоке речи.
Данная работа осуществляется разнообразными приемами. Наиболее
эффективным является использование простых схем предложений. Каждое
предложение выделяется из небольшого высказывания (2-3 предложения) и
обозначается прямоугольником (полоской бумаги). Затем вычленяются
отдельные
слова.
Они
обозначаются
короткими
линиями,
которые
вписываются в прямоугольник.
Детям предлагаются задания на анализ готовых высказываний и
предложений. Они составляют предложения по заданным схемам, опорным
словам. Активно используем игровое упражнение «Живые слова»
Подготовительная группа-это заключительный этап в работе по
подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление
ребенком целостной модели языка:
От звука – к слогу;
От слога-к слову;
От слова-к предложению;
От предложения-к тексту, литературе.
Подготовка к обучению грамоте – ответственный период в жизни
ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом
зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности.
Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей
грамоте, поможет детям избежать трудностей обучения в школе и является
профилактикой дислексии и дисграфии
.