Напоминание

Подготовка к обучению грамоте в ДОУ


Автор: Панова Наталия Аркадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад 5
Населённый пункт: пгт Нагорск, Кировская обл.
Наименование материала: Подготовка к обучению грамоте ДОУ
Тема: Подготовка к обучению грамоте в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовка

к обучению

грамоте в ДОУ

Нагорск, 2022

Панова

Наталия Аркадьевна,

воспитатель МКДОУ д/с № 5

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста,

приобрело статус социального характера. Родители хотят научить своих

детей читать и писать в дошкольном возрасте. Негласно, при приеме в школу

приветствуется умение детьми читать.

Согласно

нормативным

документам

в

отечественной

системе

образования задача обучения грамоте традиционно возлагалась на начальную

школу.

Это положение сохраняется и в ФГОС ДО, в котором перед

дошкольным

образованием

ставится

задача

«формирования

звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «Обучение

грамоте»?

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ — это овладение умением читать и писать

тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не

только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е.

овладение письменной речью. Исходя из этого определения, я считаю

правильным использовать в детском саду термин ПОДГОТОВКА К

ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

Все мы знаем, что успешность обучения ребенка в школе во многом

зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь

детей является одним из показателей готовности к обучению в школе.

Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным

предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие

предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является

основой, на которой строится вся учебная деятельность. Правильная речь –

один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залог

успешного освоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется

на основе устной».

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих

составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким

речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в

основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков

родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание

зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Выработка

гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно

важно для овладения письмом).

Чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют определённого

уровня

развития

ребёнка

(психологического,

физиологического

и

лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и

грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных

особенностей каждого ребенка. Наша задача в ДОУ состоит в том, чтобы

подготовить ребенка к серьезному последующему обучению чтению и

письму.

Работа по подготовке к обучению грамоте ведется во всех возрастных

группах:

2мл: это подготовительная работа к освоению грамоты, она формирует

следующие задачи:

1.

Выявить

уровень

развития

у

детей

фонематического

слуха;

развивать

слуховое

и

речевое

внимание;

работа

над

дифференциацией изолированных звуков.

2.

Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук «И», а также их

реализацией: в речи-звуком, на письме-печатной буквой.

3.

Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».

В средней группе:

1.

Продолжается

знакомство

с

индивидуальными

особенностями

звукопроизношения детей.

2.

Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а

также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.

3.

Продолжается

знакомство

детей

с

понятием

линейности

и

протяжности слов, длительностью звучания.

В старшей группе:

1.

Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению

синтезировать из них слоги, слова.

2.

Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое

чтение) и развития связной речи.

3.

Работа над логическими, фразовыми, психологическими паузами.

В старшем дошкольном возрасте не только закрепляются имеющиеся

достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширяется круг

умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной

формы речи.

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся

узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в

слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить

их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука:

положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи.

Дошкольники упражняются в умении различать твердые и мягкие согласные,

чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание

уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Важно

упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки после

знакомства с их акустическими и артикуляционными особенностями.

Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать

последовательность звуков в слове.

Овладение

чёткой

артикуляцией,

умение

дифференцированно

воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в

слове – важные моменты, способствующие успешному обучению чтению и

письму.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки

произносятся с голосом, свободно. Произношение других звуков связано с

тем, что губы, зубы, язык, образуют преграду, препятствие на пути

выдыхаемого

воздуха.

Так

дети

знакомятся

с

существенными

опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка:

гласных и согласных.

Гласные звуки обозначаются красным цветом,

согласные – синим.

Изучение акустико – артикуляционных особенностей звуков, отнесение

их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с

соответствующими образами – буквами.

Буква демонстрируется в виде

заглавной и строчной (большой и маленькой). В детском саду детей знакомят

с буквами печатного шрифта.

Изучение

буквы

в

рамках

подготовки

к

обучению

грамоте

предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Особое

внимание уделяется умению соотносить букву с соответствующим звуком

(звуками).

Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через

выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают

буквы, вырезают их из различных печатных источников. Дошкольники ищут

образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им

дифференцировать похожие по изображению буквы.

Особое

внимание

уделяется

формированию

умения

выделять

отдельные части буквы (составляющие элементы). В мысленном плане и

практическим путём дети учатся проводить анализ и синтез частей,

составляющих буквы. В процессе этой деятельности они учатся называть

форму, величину каждого элемента буквы, ее местоположение, сравнивают

между собой сходные буквы.

В

содержании

подготовки

к

обучению

грамоте

включено

первоначальное ознакомление с предложением и словами. Сюда входят:

составление предложений, правильное и отчетливое их произнесение;

членение предложения на слова, последовательное выделение их из

предложения; определение количества слов; умение слышать отдельные

предложения в потоке речи.

Данная работа осуществляется разнообразными приемами. Наиболее

эффективным является использование простых схем предложений. Каждое

предложение выделяется из небольшого высказывания (2-3 предложения) и

обозначается прямоугольником (полоской бумаги). Затем вычленяются

отдельные

слова.

Они

обозначаются

короткими

линиями,

которые

вписываются в прямоугольник.

Детям предлагаются задания на анализ готовых высказываний и

предложений. Они составляют предложения по заданным схемам, опорным

словам. Активно используем игровое упражнение «Живые слова»

Подготовительная группа-это заключительный этап в работе по

подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление

ребенком целостной модели языка:

От звука – к слогу;

От слога-к слову;

От слова-к предложению;

От предложения-к тексту, литературе.

Подготовка к обучению грамоте – ответственный период в жизни

ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом

зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности.

Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей

грамоте, поможет детям избежать трудностей обучения в школе и является

профилактикой дислексии и дисграфии

.



В раздел образования