Напоминание

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование современных образовательных технологий в работе воспитателя»


Автор: Бикметова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель группы ТНР
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №9 "Улыбка"
Населённый пункт: Ульяновская область, г.Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование современных образовательных технологий в работе воспитателя»
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Опыт работы воспитателя группы ТНР

Бикметовой Татьяны Николаевны

на тему:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного

возраста с ОНР через использование современных

образовательных технологий в работе воспитателя»

Димитровград 2022 г

2

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы исследования формирования связной

речи

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

ОНР……………………….5

1.1 Особенности развития связной речи у детей в норме и при ОНР ………5

1.2 Анализ основных образовательных программ дошкольного воспитания

по направлению развития связной речи детей старшего дошкольного

возраста………………………………………………………..………………8

Глава 2. Организация экспериментальной работы по развитию связной

речи у детей старшего дошкольного возраста

через использование

современных образовательных технологий……………….………………..13

2.1 Диагностика связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

(констатирующий

эксперимент)……………………………………………

13

2.2

Использование

современных

образовательных

технологий

в

коррекционной работе воспитателя по развитию связной речи детей с

ОНР

………………………………….………………………………………

16

2.3

Определение

эффективности

проведенной

работы

(контрольный

эксперимент)………………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………….25

Список литературы …………………………………………………………..26

Приложения

3

Введение

В современном мире активно происходят процессы модернизации

образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в

стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и

вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период

активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития

всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо

рассматривать как основу педагогической деятельности.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей

совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на

разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым

логопедом,

воспитателем

логопедической

группы

современными

коррекционными

технологиями

и

методиками,

применении

их

в

практической профессиональной деятельности.

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы

не всегда эффективны в работе с дошкольниками с общим недоразвитием

речи.

Занимаясь с детьми с ОНР, я пришли к выводу, что необходимо

максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в

том

числе

и

современные

методы,

которые

способствовали

бы:

совершенствованию

мыслительных

и

познавательных

способностей,

развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А

это

значит,

опора

на

личностно-ориентированный,

деятельностный,

комплексный

и

дифференцированный

подходы,

что

соответствует

4

требованиям

ФГОС

ДО

и

запросам

современного

информационного

общества.

Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.

Целью

моей

работы

является:

развитие

речи

детей

старшего

дошкольного возраста с ОНР посредством использования инновационных

технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.

Объектом

является

коррекционный

процесс

дошкольного

образовательного учреждения.

Предмет исследования: формирование связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР.

Для достижения поставленной цели были определены

следующие

задачи:

Провести анализ методической литературы по данной теме.

Создать развивающую среду для внедрения инновационных

технологий

в

группе

в

соответствии

ФГОС

в

группе

компенсирующей направленности.

Провести мониторинг развития речи детей с ОНР

Внедрить инновационные технологии в образовательный процесс

ДОУ и семьи.

Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

Повысить уровень развития речи у детей с ОНР.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы

исследования:

Методы исследования: изучение анамнестических данных; изучение

педагогической,

медицинской,

психологической

документации;

беседа;

наблюдение в процессе учебной, предметно - практической и игровой

деятельности;

обобщение

работы

воспитателей,

логопеда,

психолога;

эксперимент.

5

Новизна - изучение и применение инновационных технологий в

психолого-педагогическом процессе, направленные на развитие речи детей.

Глава 1. Теоретические основы исследования формирования связной

речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

1.1.

Особенности развития связной речи у детей в норме и при ОНР

Вопросы

развития

связной

речи

изучались

в

разных

аспектах

К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Бородич и другими.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой

деятельности. Она носит характер последовательного систематического

развернутого

изложения.

Основная

функция

связной

речи

коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и

монологе.

Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет

ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное

место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение

связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического

овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым

условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи

способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и

синтаксических конструкций [24, 25].

Своевременное и полноценное овладение речью является первым

важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и

дальнейшего правильного развития её. Своевременное - значит начатое с

первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью -

значит достаточное по объему языкового материала.

6

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы

русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется

грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки

для обогащения словаря.

У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный

словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с

различными

значениями

делает

речь

детей

бедной

и

стереотипной.

Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются

лишь перечислением действий. [15]

Рассказ-описание малодоступен для них, обычно рассказ подменяется

отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные

трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному

логопедом.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом, чаще

не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении

замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его

языковой реализации.

Чаще всего дети испытывают затруднения в составлении развернутого

рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются

выделить

основную

мысль

повествования,

определить

логику

и

последовательность в изложении событий.

При пересказе короткого текста не всегда полностью понимают смысл

прочитанного, опускают существенные, для изложения детали, нарушают

последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или

воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого

слова.

Описательный рассказ беден, страдает повторами; не используется

предложенный

план;

описание

сводится

к

простому

перечислению

отдельных

признаков

любимой

игрушки

или

знакомого

предмета.

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи

7

отличаются

отсутствием

четкости,

последовательности

изложения,

отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на

причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего

таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды

творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу

заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что

отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

[25]

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей

заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками

вербальная память и продуктивность запоминания.

Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется

отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные

трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному

логопедом.

Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.

Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких

случаях являются инициаторами общения,

недостаточно общаются с

сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают

рассказом

игровые

ситуации.

Это

обусловливает

сниженную

коммуникативную направленность их речи.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим

строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде

всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной.

Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с

большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные

затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии

выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение

творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

[26]

8

Таким образом, спонтанное речевое развитие ребенка с общим

недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего

различные

звенья

речевой

системы

долгое

время

остаются

не

сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении

словарным

запасом

и

грамматическим

строем

в

совокупности

с

особенностями

восприятия

обращенной

речи

ограничивают

речевые

контакты

ребенка

с

взрослыми

и

сверстниками,

препятствуют

осуществлению полноценной деятельности общения.

1.2.

Анализ основных образовательных программ дошкольного

воспитания по направлению развития связной речи детей старшего

дошкольного возраста

Рассмотрим

наиболее

распространенные

программы

дошкольного

образования, отвечающие требованиям ФГОС, с почки подхода к развитию

речи детей дошкольного возраста.

Программа «Радуга» (Авт.: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и

др.) охватывает три возрастные ступени физического и психического

развития детей: 2-4 года (1-я и 2-я младшие группы); 4-5 лет (средняя

группа); 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В программе формирование речевых умений и навыков рассматривается

не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника.

Специфичным в программе является создание у детей мотивации,

стимулирующей коммуникативную активность, способствующей овладению

связной монологической речью.

Особенностью программы «Радуга» можно назвать то, что авторами

широко освещены вопросы нового направления в учебно-воспитательном

процессе – организации речевой среды в группе.

Развитие речи в программе связано с ознакомлением с художественной

литературой. Авторы обращают внимание педагогов на закономерности

9

между

уровнем

сформированности

речи

и

местом

литературных

произведений в обучении. Эти направления тесно взаимодействуют и

дополняют друг друга. Дети учатся отвечать на вопросы и задавать их,

приобретают опыт речевого общения со взрослыми в беседах, которые

авторы программы предлагают сделать стандартными (интересные факты и

события в жизни детей, личные проблемы, рассказы о близких людях, героях

телепередач, животных). [7]

Работа по развитию связной речи в старшей группе состоит в обучении

построению разных типов монологических высказываний. Дети овладевают

сознательным употреблением синонимов, эпитетов, сравнений, образных

слов и выражений литературного языка, правильным грамматическим

построением сложных предложений c временными, целевыми и причинными

отношениями.

В подготовительной к школе группе, дети обучаются составлению

творческих рассказов и придумыванию сказок с наглядностью и без нее. В

программе предусматривается формирование у дошкольников знаний об

общей характеристике диалога и монолога, их значение в жизни людей. [7]

Анализ программы Т.И. Гризик показывает, что наряду с подробным

описанием освоения дошкольниками операционных критериев связной

монологической речи, в ней недостаточно четко определено усложнение на

каждом возрастном этапе задач по овладению смысловым единством

изложения, умению отражать различные виды связи между предложениями и

частями высказывания (цельности и связности).

[7]

Программа «Детство»

(Авт.: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А.

Михайлова, Л.М. Гурович и др.) ориентирована на социально-личностное

развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к себе и окружающему

миру.

Ее

цель

заключаются

в

обеспечении

целостного

развития

дошкольника:

интеллектуального,

физического,

эмоционально-

нравственного, волевого и социально-личностного.

10

Программа

состоит

из

четырех

блоков:

«Познание»,

«Гуманное

отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Также в ней имеются

специальные разделы («Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга»),

содержащие общепринятые задачи: развитие связной речи, освоение ее

грамматической и звуковой культуры. Точное указание направлений работы

и конкретность их описания позволяют выделить главное для каждого

возрастного периода.

[2]

Старший

возраст

работа

над

нарастанием

контекстности

и

выразительности

речи,

развитие

творческой

речевой

деятельности,

индивидуальных способностей, воспитание интереса к речи как особому

объекту познания.

На данном этапе на первый план выдвигается развитие связной

монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов

на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных

рассказов,

придумыванию

сказок,

пересказыванию

литературных

произведений. Отличительным признаком программы «Детство» можно

назвать содержательное определение речевых умений в разных видах

деятельности. [2]

Серьезное внимание в программе уделяется контролю динамики

речевого развития дошкольников. В конце разделов отмечены уровни

овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный

процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск

наиболее эффективной образовательной технологии.

Одним из достоинств программы, на мой взгляд, является то, что,

наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных

направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений,

которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе.

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском

саду

подготовлена

на

основе

научно-исследовательской

работы

в

11

лаборатории

развития

речи

Института

дошкольного

воспитания

под

руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой.

С

учетом

позиций

многих

ученых

в

программе

реализован

принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии

различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны

речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли.

[23]

В программе определена последовательность работы по развитию

связной

речи:

обучение

называнию

предмета

(игрушки);

выделение

признаков,

действий;

составление

совместного

описания,

затем

повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.

Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при

сохранении

программного

ядра.

В

связной

речи

это

связывание

предложений в высказывания; в словаре – работа над смысловой стороной

слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой

культуре речи – интонационное оформление высказывания.

В

старшей

группе

дети

овладевают

структурным

оформлением

разнообразных типов высказываний: повествования (начало события, его

развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика

существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная

фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само

объяснение или доказательство). В повествовательных высказываниях

старшие

дошкольники

учатся

выстраивать

сюжет

в

логической

последовательности, в рассказах по картине – придумывать предшествующие

и

последующие

события.

В

процессе

изложения

дети

овладевают

синонимической

связью,

активно

используют

цепную

местоименную,

формально-сочинительную

связи,

лексический

повтор.

Вводятся

разнообразные приемы работы над словом: рисование на тему многозначного

слова,

составление

описательных,

сравнительных

загадок.

Работа

с

многозначными словами становится центром речевых занятий, вокруг нее

12

строится вся система формирования у детей представлений о том, что слово

имеет значение.

[21]

В

подготовительной

к

школе

группе

продолжается

обучение

структурному оформлению разных типов высказываний с опорой на

наглядность и без нее, использованию разнообразных типов внутритекстовой

связи. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов,

метафор, фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие

синонимических и антонимических отношений. При пересказе произведений

дети

овладевают

грамматически

правильным

построением

прямой

и

косвенной речи, используют разнообразные типы синтаксических.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования

«От

рождения

до

школы»

(под

ред.

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой), является самой современной, которая

направлена

на необходимый и достаточный уровень

коммуникации,

речевого

развития ребенка, как стержень личностного

и умственного

развития. В рамках реализации

данной программы

нами создана

«Модель речевого развития дошкольников», которая будет взята за основу.

Итак, анализ вариативных программ речевого развития дошкольников

показал их специфические особенности.

1. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный

особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах.

2. Основополагающим для них является пропедевтический подход к

освоению дошкольниками связной монологической речи, определение

важного

и

необходимого

условия

для

ее

развития

общения,

предполагающего установление педагогом доверительных, партнерских

форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.

3. Формирование речевых умений рассматривается авторами программ

не как самоцель, а как одно из средств развития базисных характеристик

личности

ребенка

(компетентности,

креативности,

инициативности,

произвольности, самостоятельности). Особое внимание обращается на

13

создание условий для проявления творческой активности детей: при

конструировании литературных образов в пересказах, синтезе вербальной и

невербальной выразительности в игре-драматизации, преобразовании текстов

в самостоятельно составленных сказках.

4. Для каждого психологического возраста определены речевые умения

лексико-грамматического и звукового оформления изложения, конструкций,

образную авторскую лексику.

[3]

Таким образом, создатели программ большое внимание обращают на то,

что овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей

является стержнем полноценного формирования личности дошкольника.

Подобный подход предоставляет богатые возможности для решения задач

умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Глава 2. Организация экспериментальной работы по развитию связной

речи у детей старшего дошкольного возраста через использование

современных образовательных технологий

2.1 Диагностика связной речи детей старшего дошкольного возраста с

ОНР (констатирующий эксперимент)

После изучения теоретического опыта по проблеме формирования

связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, была проведена

исследовательская работа. Цель данной работы: выявить особенности

развития связной речи у детей с ОНР и определить основные направления

коррекционной работы.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 9 «Улыбка»

города

Димитровграда

Ульяновской

области

в

старшей

группе

компенсирующей направленности для детей в тяжелыми нарушениями речи

(5-6 лет).

14

В эксперименте принимала участие группа детей старшего дошкольного

возраста

(5-6

лет)

в

количестве

12

человек,

которые

посещают

логопедическую группу и имеют речевые нарушения.

На констатирующем этапе эксперимента проводилось обследование

речи детей, с целью выявления уровня ее развития. Особое внимание

уделялось исследованию связной речи детей старшего дошкольного возраста

для определения основных направлений коррекционной работы по ее

формированию.

В ходе констатирующего этапа эксперимента,

была проведена

диагностика речевого

развития детей,

с целью

определения уровня

развития связной речи детей с общим недоразвитием.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовалась

серия заданий экспериментального характера, включающаяся в себя:

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным

по смыслу.

Пересказ текста (знакомые сказки, рассказы).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа из личного опыта (по вопросам).

Подробное описание диагностического исследования представлено в

приложении 1.

При выполнении этого же задания дети с ОНР интерес проявляли только

к картинкам, а не к заданию. Их речь была монотонна, эмоционально не

выразительна. Отмечались пропуски слов, чаще всего глаголов, предлогов и

др. В течение выполнения задания детям оказывалась помощь в виде

вопросов. В речи дети использовали простые предложения. Содержание

картинок

не

раскрывалось.

Отмечалось

большое

наличие

пауз,

что

свидетельствовало о вязкости мышления.

При выполнении второго задания (составление предложения по трем

картинкам) дети с ОНР встретили большие трудности при самостоятельном

15

составлении

предложения.

Дети

правильно

называли

предметы,

изображенные

на

картинках,

а

предложения

составляли

резко

аграмматичные. В ходе выполнения задания была оказана помощь в виде

вспомогательных вопросов.

При пересказе знакомого текста (Курочка ряба) дети с ОНР допускали

ошибки в согласовании и управлении. Последовательность рассказа была

относительно соблюдена, данное задание дети с нормальным речевым

развитием выполнили без затруднений. Их речь эмоционально выразительна,

правильна, события в рассказе следовали в правильной очередности.

При выполнении четвертого задания (составления рассказа по серии

сюжетных картинок) дети с ОНР имели трудности. При составлении рассказа

в

речи

наблюдались

большие

паузы.

Логической

связи

между

предложениями не было. У детей бедный словарный запас.

Задания с элементами творчества (окончание рассказа по данному

началу и придумывание рассказа на заданную тему). У детей с ОНР данные

задания интереса не вызвали и оба задания оказались для них недоступными.

Результаты диагностики представлены на диаграмме, где видно, что

дети с ОНР по всем показателям испытывают затруднения и им требуется

целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи.

Таблица 1.

Уровни развития

Результаты констатирующего этапа

Количество

%

Высокий

0 детей

0%

Средний

4 ребенка

33%

Низкий

8 детей

67%

16

Комплексное

обследование,

проведенное

с

детьми

старшего

дошкольного возраста, позволило целостно оценить речевую способность

детей в различных формах речевых высказываний — от элементарных до

наиболее сложных. В дальнейшем это позволило, наиболее плодотворно

построить

коррекционно-воспитательную

работу

по

обучению

рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Использование современных образовательных технологий в

коррекционной работе воспитателя по развитию связной речи детей с

ОНР

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и

медицины, логопедия и коррекционная педагогика использует в своей

практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не

традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие

оптимизировать

работу

воспитателя

и

учителя-логопеда

в

группе

компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Инновационные технологии в коррекционной практике – это лишь

дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, это:

17

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и

инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной

деятельности педагога;

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;

-

новые

стимулы,

служащие

для

создания

благоприятного

эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и

активизации нарушенных психических функций.

Основываясь

на

полученных

теоретических

знаниях,

я

решила

использовать на практике современные инновационные технологии в

психолого-педагогическом

процессе

группы

компенсирующей

направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми

нарушениями речи, посещающими данную группу первый учебный год.

Данные технологии были использованы мной во время проведения

непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах, как

самостоятельные виды деятельности в утренний и вечерний отрезок времени

в соответствии с разработанной мной циклограмме в течение учебного года.

Инновационные технологии, которые я использовала в коррекционной

работе:

• арт - терапевтические технологии;

• современные технологии пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• информационные технологии.

Раскрою более подробно каждую технологию и перечислю виды,

которые входят в нее.

Виды арт-терапии:

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

кинезиотерапия

(танцетерапия,

телесно-ориетированная

терапия,

логоритмика, психогимнастика);

18

• сказкотерапия;

• куклотератия;

• мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия).

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку -

мы

можем

помочь

человеку

дать

выход

своим

сильным

эмоциям,

переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и

самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных

способностей.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию

высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим

миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и

взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими

чувствами, переживаниями, эмоциями.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном

восприятии музыки.

В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка

может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга,

нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных

функций);

• улучшение общего состояния детей;

улучшение

исполнения

качества

движений

(развиваются

выразительность, ритмичность, плавность);

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции, развития связной речи;

19

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм,

выразительность интонации);

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

В

своей

работе,

я

использовала

тонизирующие

музыкальные

произведения во время проведения динамических пауз, артикуляционной

гимнастики, релаксации.

Техники изо-терапии, используемые мной для развития речи:

• техника «кляксография»;

• пальцевая живопись;

• рисование мягкой бумагой;

• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

• ниткография;

• рисование на манке;

• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п.;

• техника отпечатывания ватой;

• техника «оттиск пробками»;

• рисование ладонями.

Детям моей группы очень нравились нетрадиционные виды рисования,

т.к. в силу специфики развития мелкой моторики, они испытывали большие

затруднения при использовании кисти и карандашей в процессе рисования.

Данные техники позволяли детям раскрыть свои творческие способности,

получать удовольствие от процесса рисования, а также развивать мелкую

моторику (Приложение 2).

Телесноориентированные техники:

Весь

детский

опыт

связан

с

развитием

и

совершенствованием

произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же,

говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы

опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность

20

ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его

характера, способностей и конечно же речи.

упражнения

для

релаксации

способствуют

расслаблению,

самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым

процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают

самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические

упражнения

это

комплекс

движений,

позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело,

• повышают стрессоустойчивость,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания,

• облегчают процесс чтения и письма,

• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их

человека.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко –

цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Пальцевый массаж

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или

стеклянными разноцветными шариками;

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж травяными мешочками;

• массаж камнями.

Используя в работе данные техники, дети стали более организованными,

уравновешенными, стали быстрее включаться в работу в ходе НОД, также

планомерно развивалась координация пальцев рук, мелкая моторика.

21

Сопровождение массажа стихотворениями помогало развивать связную речь

детей. (Приложение 3).

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого

развития

личности,

расширения

сознания

и

совершенствования

взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности,

забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

создание

коммуникативной

направленности

каждого

слова

и

высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве

основного

приёма

психокоррекционного

воздействия

куклу,

как

промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель

куклотерапии

помочь

сгладить

переживания,

укрепить

психическое

здоровье,

улучшить

социальную

адаптацию,

повысить

самосознание,

разрешить

конфликтный

ситуации

в

коллективной

деятельности.

Данное направление работы больше всего понравилось детям мой

группы, т.к. в ходе сказкотерапии удавалось наладить взаимодействие детей

друг с другом, развивать связную речь (диалогическую и монологическую),

воображение

детей.

Дети

с

большим

удовольствием

и

энтузиазмом

участвовали с придумывании сказок, проигрывании знакомых сюжетов.

Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной

коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

22

• совершенствованию умений и навыков практического общения,

используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

Выстраивая работу по данному направлению, я использовала различные

игры с кинетическим песком, который так любят современные дети. К

вышеперечисленному можно добавить, что такие игры способствуют

развитию усидчивости, концентрации внимания, а также снимают мышечное

напряжение и развивают мелкую моторику рук. (Приложение 4)

Информационная технология обучения – это педагогическая технология,

использующая специальные способы, программные и технические средства

(кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети)

для работы с информацией.

Возможности использования ИТ в коррекционной работе:

• повышение мотивации к непрерывной образовательной деятельности;

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• визуализация акустических компонентов речи;

• расширение спектра невебральных заданий;

обеспечивают

незаметный

для

ребёнка

переход

от

игровой

деятельности к учебной;

значительные

возможности

в

развитии

ВПФ:

схематизация,

символизация мышления; формирование планирующей функции мышления

и речи;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более

быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Использование в работе интерактивной доски позволяло мне превращать

образовательную

деятельность

в

увлекательную

игру,

которую

дети

воспринимали как одно из любимых и понятных современному ребенку

23

занятий

просмотр

игровых

мультфильмов,

игру

на

компьютере.

Неусидчивые дети могли более продолжительное время реагировать на

визуальные задания, пассивные дети становились более активными. В играх

интерактивного содержания дети развивали связную речь, сопровождая

анимацию монологами и диалогами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование данных

технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи способствует

повышению эффективности развития связной речи, памяти, мышления и

мелкой моторики рук.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны

нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые

инновационные технологии.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые

направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая

инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как

средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень

важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают

необходимость и действенность новой технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся

перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,

имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных

средств коррекции и помогают достижению максимально возможных

успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не

требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей,

развития связной речи и способствуют оздоровлению всего организма.

2.3 Определение эффективности проведенной работы

24

После реализации деятельности, направленной на развитие связной речи

детей старшего дошкольного возраста с ОНР был проведён контрольный

эксперимент по определению эффективности проделанной работы.

Цель контрольного эксперимента:

выявить динамику развития

связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

При проведении диагностики были использованы те же методики, что и

в констатирующем эксперименте, т.к. для измерения были необходимы

постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику

развития и совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.

Результаты контрольного этапа эксперимента

Уровни развития

Результаты констатирующего этапа

Количество

%

Высокий

5 детей

42%

Средний

6 детей

50%

Низкий

1 ребенок

8%

Сравнительный анализ результатов диагностики

Этапы

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

0%

33%

67%

Контрольный

42%

50%

8%

25

Сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать

вывод о том, что планомерная и систематическая работа по развитию связной

речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР имеет положительный

эффект. Это выразилось в количественных и качественных показателях в

результате

сравнительного

анализа

результатов

констатирующего

и

контрольного эксперимента.

Таким образом, цели и задачи аттестационной работы были достигнуты.

Заключение

Проведенное исследование показало, что проблема формирования

связной речи является одной из самых актуальных в коррекционно-

развивающей работе воспитателя и учителя-логопеда.

В

настоящее

время,

в

связи

с

увеличением

количества

детей,

страдающих

речевыми

нарушениями,

большое

внимание

уделяется

разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного

обучения и воспитания данной категории детей.

Целью исследования было изучение связной речи детей старшего

дошкольного возраста с ОНР и определение влияния на развитие связной

речи инновационных методов работы воспитателя.

26

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и

методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-

обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР, какими и

являются современные методы, разработанные для детей нового поколения,

любимые и понятные им.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов,

можно

сделать

выводы

о

том,

что

использование

данных

методов

благотворно влияют не только на развитие связной речи, но и комплексное

развитие ребенка с ОНР в целом.

В настоящее время необходима работа по пополнению предметно-

пространственной среды ДОУ современным игровым и мультимедийным

материалом, а также дальнейшая разработка перспективного планирования

для

работы

в

подготовительной

к

школе

группы

компенсирующей

направленности для детей с ОНР.

Список литературы

1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям /З.Е.Агранович. —

СПб: Детство-пресс, 2014, — 236 с.

2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная

образовательная программа дошкольного образования «Детство» / —

СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы»

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, —

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. — 368 с.

4. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. 3-е изд./ Л.С.Волкова,

С.Н.Шаховская. —Москва: Владос, 2017, — 491 с.

27

5. Волосовец,

Т.В.

Основы

логопедии

с

практикумом

по

звукопроизношению. —Москва: ВЛАДОС, 2018, — 238 с.

6. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С.Выготский. — Москва: Просвещение,

2017,-420 с.

7. Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В., Якобсон С. Г. «Радуга»

Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет

в условиях дет. сада / — М. : Просвещение, 2018. — 111 с.

8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова.

— Москва: Медицина, 2016, - 266 с.

9. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С.Жукова. — Москва:

Просвещение, 2016, — 328 с.

10.

Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д.Зарубина. —

Москва: Издательство «Русский язык», 2017, — 308 с.

11.

Левина,

Р.Е.Характеристика

ОНР

у

детей

/

Р.Е.Левина,

Н.А.Никашина // Основы теории и практики логопедии. —Москва:

Просвещение, 2018,— 67-85 с.

12.

Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев.— Москва: Смысл,

2018,—368с.

13.

Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб.

метод. реком. —СПб., Москва: САГА: Форум, 2016,—272 с.

14.

Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А.Люблинская.

— Москва: Просвещение, 2016,—264 с.

15.

Нищева, Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: Детство-

пресс, 2018,— 139 с.

16.

Новотворцева,

Н.В.

Энциклопедия

речевого

развития

/

Н.В.Новотворцева.— Росмэн, 2018,—192 с.

17.

Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников / Л.П.Носкова.—

Москва: ВЛАДОС, 2017,—401с.

18.

Репит, М.Г., Герман, Н. А. Обучение дошкольников правильной речи /

М.Г.Репит, Н.А.Герман. —Чебоксары, 2016,—178 с.

28

19.

Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду / Л.Н.Смирнова. —Москва:

Эксмо Пресс, 2017,—214 с.

20.

Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции /

Е.Ф.Соботович. —Москва: Классикс Стиль, 2018,—124 с.

21.

Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А.Сохин.

—Москва: Просвещение, 2016,—296 с.

22.

Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А.Ткаченко.

—СПб: Детство-пресс, 2018,—215 с.

23.

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /

О.С.Ушакова. —Москва: ВЛАДОС, 2017,— 277 с.

24.

Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева,

Т.В.Туманова. —Москва: Изд-во ГНОМ и Д. 2016, —128 с.

25.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.Ф. Коррекционное обучение и воспитание

детей пятилетнего возраста с ОНР / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.— Москва:

Знание, 2018,—365 с.

26.

Чиркина, Г.Ф. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике

речевых нарушений / под ред. проф. Г.Ф.Чиркиной.

3-е изд. доп.—

Москва: АРКТИ, 2018,—240 с.



В раздел образования