Автор: Макаров Олег Вячеславович
Должность: Преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" Синтез"
Населённый пункт: г.о. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: Организация педагогического процесса при реализации программы «Класс гитары»
Раздел: дополнительное образование
Тема:
Организация педагогического процесса при реализации программы
«Класс гитары»
Выполнил: преподаватель МБОУ
ДО «ДШИ «Синтез» Макаров О.В.
Серпухов, 2022
1
Организация педагогического процесса при реализации программы
«Класс гитары»
Цель работы:
обобщение педагогического опыта, полученного в процессе
реализации образовательной программы «Класс гитары».
Задачи работы:
-
освещение особенностей педагогического процесса, посредством раскрытия
воспитательного, обучающего и развивающего аспекта;
- раскрытие форм контроля результатов обучающихся, при освоении программы.
Воспитательный аспект программы
Воспитательный аспект, при реализации программы «Класс гитары», можно
разделить на два направления деятельности:
1.
Программный
аспект,
подразумевает:
эмоциональное,
эстетическое
и
нравственное развитие личности. Посредством занятия музыкой обучающиеся познают
окружающий мир, расширяют свой кругозор. Эмоциональное восприятие искусства
развивает чувственную сферу личности и стимулирует мыслительную деятельность,
способствует возникновению новых идей, увеличивает творческий потенциал.
При обучении игре на музыкальном инструменте в обучающихся воспитывается:
трудолюбие, чувство ответственности за творческую деятельность, а также желание
узнавать новое, стремиться к достижению поставленных целей и обогащению своего
внутреннего мира.
При реализации программы «Класс гитары» важную роль играет приобщение
обучающихся к культуре России и мировой художественной культуре в целом
посредством выбора репертуара и изучения биографии и творческой деятельности
известных композиторов.
2. Ситуативный аспект, подразумевает непосредственное внимание педагога к
поведению учащихся на занятиях, переменах и досуговых мероприятиях (поступки,
высказывания,
взаимодействие
со
сверстниками
и
педагогами,
рассмотрение
конфликтных ситуаций).
2
Обучающий аспект программы
1. Педагогические технологии:
- личностно-ориентированные, учебный материал (музыкальные произведения)
подбирается, согласно возможностям конкретного ученика;
- сотрудничества – заключается в партнёрстве субъект-субъектных отношениях
педагога и ученика;
- дифференцированного обучения, система, при которой работа ведётся в малых
группах или индивидуально.
2. Форма занятий по программе:
- индивидуальная – форма работы, при которой можно дополнительно заниматься
как с одарёнными, талантливыми, быстро усваивающими программу детьми, так и с
отстающими;
- фронтальная – форма работы, в рамках которой идёт подготовка к конкурсам,
выступлениям, либо работа над музыкальными произведениями в ансамбле.
2.1. Формы организации образовательного процесса:
- теоретическое занятие, предполагает изучение элементарной теории музыки;
- практическое занятие, заключается в работе над разбором, исполнением и
интерпретацией музыкальных произведений, упражнений, гамм, аккордов и т.п.;
- воспитательное занятие, предполагает наличие воспитательного аспекта, как
главного элемента занятия. (Например: «Качества и способности человека», «Сказка о
скрипке», «Сокровища мудрости» и т.д.).
3. Методы учебно-познавательной деятельности:
3.1. Репродуктивные:
- объяснительно-иллюстративный, метод, при котором учащимся объясняется та
или иная тема;
- практическая работа, непосредственное выполнение учащимися, поставленных
перед ними задач;
- коррекция игровой деятельности, заключается в корректировке исполнения
музыкальных произведений, упражнений, гамм, аккордов и т.п.;
- беседа, метод, при котором с учащимися обсуждается учебный материал;
-
лекция,
предполагает
последовательное
монологическое
раскрытие
темы
педагогом;
3
- рассказ, предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного
материала.
3.2. Продуктивные:
- творческий, метод, при котором ведётся работа над интерпретацией музыкальных
произведений;
- частично-поисковый - заключается в самостоятельном поиске и разборе
музыкальных произведений;
- исследовательский – заключается в поиске информации о жизни Великих
композиторов, музыкантов, дальнейшем написании работы о выбранном композиторе,
музыканте, и выступление с докладом на семинарском занятии.
4. Педагогические приёмы:
- выразительные средства лексики (аллегория, метафора, сравнение, эпитет и т.д.)
Например: детям предлагается представить, что их руки лёгкие, будто крылья
птицы. Представить, что они гладят котёнка, а не душат его. Изгиб руки, похож на мост,
перекинутый через реку и т.д.;
- занятия в микрогруппах, учащиеся делятся по подгруппам и совместно
выполняют задания. Учащиеся делятся на микрогруппы и объясняют друг другу
пройденный материал, оценивают качество выполнения заданий, работают над ошибками;
- смена ролей – ученикам предлагается занять место педагога, а педагогу – место
ученика.
5. Формы контроля:
- наблюдение, заключается в педагогическом сопровождении и корректировке
выполнения заданий по ходу занятия;
- обратная связь, контроль над выполнением заданий в ходе занятия и рефлексия
учащихся;
- опрос, предполагает контроль над выполнением пройденного материала;
- контрольное задание, предполагает подведение итогов по какому-либо разделу
программы;
- зачёт, проводится два раза в год. На зачёте демонстрируются всё знания, умения и
навыки, полученные, усвоенные и приобретённые учеником за полугодие. Так же зачёт
может проходить в форме выступления на конкурсе или каком-либо досуговом
мероприятии.
4
Развивающий аспект программы
1. Психические познавательные процессы.
В процессе изучения, учащимся необходимо прилагать волевые усилия для
изучения материала, подолгу концентрировать внимание, работая над интерпретацией,
наделять смыслом нотный текст, создавая художественный образ, тем самым развивая
воображение. При запоминании нотного текста и исполнения произведений, упражнений,
а так же выполняя заданий по элементарной теории музыки – развивается память и
мышление. Выступления с докладами на семинарских занятиях – развивают речь. Занятия
музыкой позволяют лучше понимать, контролировать и выражать свои эмоции и чувства.
2. Коммуникативные навыки.
Учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом в процессе выполнения
совместных заданий, выражать свои мысли, работая над музыкальными произведениями,
грамотно говорить, изучая особенности музыкального языка.
3. Социально значимые качества и способности.
В процессе работы над освоением программы, развивается ответственность за
творческую
деятельность.
Развиваются
такие
качества
как:
трудолюбие,
любознательность, дисциплинированность, необходимые при занятиях музыкой. Так же
развиваются исследовательские, творческие, художественные способности.
Таким образом, ребёнок, занимаясь музыкой, познаёт окружающий мир, расширяет
кругозор,
приобщается
к
культуре
России,
мировой
художественной
культуре.
Приобретает необходимые знания, умения и навыки, необходимые для овладения
искусством игры на музыкальном инструменте. Развивает психические познавательные
процессы, коммуникативные навыки, социально значимые качества и способности.
5