Автор: Красильников Игорь Валентинович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ НСО "КШИ"
Населённый пункт: город Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий на уроке технологии
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Новосибирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат
Доклад
Тема: «Использование современных образовательных
технологий на уроке технологии»
Подготовил:
Учитель первой квалификационной категории
Красильников И.В.
г. Куйбышев 2022г.
Использование современных образовательных технологий на
уроке технологии
Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи
доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге
проблем своего предмета. Ведь качество образования – это понятие,
аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от
реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей
в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в
освоении образовательных программ. Проблема выбора необходимого
метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и
новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому
организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и
учеником. Самостоятельная деятельность учащихся ограничена, снижена
мотивация и замечается некоторая пассивность детей, нет возможности
нащупать творческую “жилку” ребёнка.
Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и
предметные области. Особое значение имеет предметное содержание
деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств
деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными
интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями.
Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как
повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим
вопросом, нужно строить деятельностный компонент, прежде всего, на
интегративной основе.
Межпредметные связи позволяют учителю заинтересовать учащихся с
разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с
техническим или гуманитарным складом ума.
Остановимся на интеграции урока “технологии” с литературой, в частности
на теме “Народное творчество”. На уроках, что эта тема позволяет раскрыть
огромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и
культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное
формирование и развитие личности. Народные обряды и традиции, одежда,
национальные мотивы в рукоделии – всё это обычно изучают на уроках
технологии. Проблема интеграции предметных областей очень важна и
потому, что дети получают развивающее обучение, когда начинают получать
или самостоятельно искать информацию, сопоставляя факты из географии,
биологии, истории и т.д.
В условиях модернизации образования процесс интеграции нельзя
замыкать лишь на создании интегрирующих курсов, он шире.
Интегрирующими факторами могут быть способы деятельности учащихся,
интеллектуальные технологии, экологическое содержание и т.д.
Самостоятельная работа учащихся над разрешением поставленной проблемы,
получение конкретного результата и его публичное представление – это уже
характер проектной деятельности. Разработка подобных проектов – это
путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных
потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом
акцентирует внимание компетентностный подход в обучении. Создание
творческих проектов занимает одно из приоритетных мест программы по
технологии. В процессе творческой работы дети получают глубокое
удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану,
намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый
результат. Предполагается, что при таком подходе определяется социальная
позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая
активность. А, если проекты, разработанные учащимися, выполняются с
целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей
– это дорогого стоит.
В поле педагогической деятельности и профессиональных интересов
учителей внедряется – инновационная работа в школе, а именно:
применение информационных технологий на уроках технологии. В
школах уделяется огромное внимание процессу информатизации
образования. Благодаря реализации приоритетного национального проекта
“Образование”, в образовательных учреждениях работают компьютерные
классы с подключением к Интернет - сети, мультимедийные кабинеты
общего назначения, а также электронная почта, которая является одним из
способов дистанционного обучения. К сожалению, даже в 21 веке, когда в
школе доступен компьютер, а к Интернету подключены почти все
образовательные учреждения, не каждый учитель технологии захочет
тратить своё время на использование информационных технологий на своих
уроках. Но не только дети, но в первую очередь учителя должны быть
разносторонне развиты, и идти в ногу со временем. Поэтому, компьютер
должен стать одним из помощников учителю на уроке. Не всегда можно
купить методическое пособие к той или иной теме по причине
финансирования или необходимых комплектов просто нет в продаже. В
таких случаях компьютер – просто находка для подготовки к урокам. А, как
дети удивляются, когда первый раз идут в компьютерный класс для занятий
на уроке технологии! А потом такие занятия уже становятся привычными, а,
самое главное, желанными и одними, из наиболее эффективных. Этот метод
обучения помогает реализовать одну из ключевых образовательных
компетенций – информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки
деятельности ученика с информацией, содержащейся в предмете
“технология”. То есть при помощи реализации объектов и информационных
технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать её. В рамках дистанционного обучения есть
возможность получить домашние задания наиболее успешным или
слабоуспевающим учащимся. А также дети получают тестовые задания для
подготовки, например, к олимпиадам.
В современных условиях сегодняшнего дня вопрос организации
познавательной деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на
уроках технологии, не утратил своей актуальности, а приобрёл современный
вид. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №
1756-Р (п.2), выделяет ведущую роль в преобразовании школы, наряду с
социально-педагогическими аспектами, социально-психологических
факторов, среди которых выделяется в первую очередь формирование
потребностей обучающихся в образовании и, соответственно, социально-
ценных мотивов учения. Школа должна не только помочь своим учащимся
достичь формально высокого образовательного уровня, но, самое главное,
обеспечить условия для их непрерывного образования и самообразования, то
есть удовлетворять насущные потребности в знаниях. Необходимо создать
условия для формирования новых образовательных потребностей и их
всемерное удовлетворение. “Общеобразовательная школа должна
формировать целую систему универсальных знаний, умений, навыков, а
также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
учащихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное
качество содержания образования”… Следовательно, необходимо вносить
соответствующие изменения и в реализуемое содержание образования, и в
форму организации учебного процесса, и в применяемые педагогические
технологии.