Напоминание

"Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»


Автор: Валиева Алсу Тимерхановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Радищевский детский сад №1"
Населённый пункт: р.п.Радищево, Ульяновская область
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер- класс на тему «Экспериментирование как средство развития

познавательной активности дошкольников».

Практическая часть мастер-класса

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие

в сказку, которое даст вам возможность самим убедиться на практике в

необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий

между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым

практический опыт.

Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё

способны.

Наше совместное путешествие в страну простых опытов и экспериментов

начинается. А путешествовать мы будем не одни , а с героиней сказки. Но

кто она, вы узнаете, отгадав загадку:

-Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу … (Золушка.)

— Правильно, это Золушка из сказки Шарль Перро.

— В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский

бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила

для нее задания. Мачеха приказала Золушке оживить засохшие цветы.

Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами

сможем ей помочь?

— Вы согласны со мной?

Задание первое: «Оживить засохшие цветы».

— У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша нужно

закрутить лепестки к центру цветка. Что бы было быстрее, я вам это уже

сделала.

А теперь аккуратно поместите разноцветные цветы на поверхность воды,

налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.

- Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах

лепестки цветов начинают распускаться. Почему?

Какой мы можем сделать вывод?

Участники: Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно

становится тяжелее и лепестки раскрываются.

- Правильно, бумажные цветы от воды намокли и стали распускаться.

С первым заданием мы помогли Золушке.

Задание второе:

— Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушке нужны

сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцам, но что это? Сестры

перемешали сырые и вареные яйца вместе. Как же быть Золушке? Я думаю,

мы поможем Золушке?

— У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц

вареное, а какое – сырое.

Как это можно выяснить, что нужно сделать?

— Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод?

Участники: В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и

крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время

смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Задание третье.

— Золушка хотела помыть мандарины (один с кожурой, а другой

очищенный) к завтраку. Отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в

кожуре или без нее? Почему?

—Даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет

продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре

есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая

тонущий мандарин на поверхность воды.

Задание четвертое.

— Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие

существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были

рыбки, которые резвились на солнышке.

— Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее

виноградинку.

— Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут

садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре

их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности

пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится

на дно. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

С нашей помощью, Золушка выполнила все задания мачехи и, когда злая

мачеха приехала с бала, она увидела, что Золушка отдыхает.

— А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с

заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?

— Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды

деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и

пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные

способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в

трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Заключение

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание

окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями

реальности.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в

том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного

наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются

способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору

путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.

Экспериментирование как специально организованная деятельность

способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного

возраста и основ культурного познания им окружающего мира.



В раздел образования