Автор: Пименова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №1"Соловушка"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровской области
Наименование материала: конспект открытого логопедического занятия в старшей группе
Тема: "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование
Открытое логопедическое занятие
в старшей группе по теме «Насекомые»
Коррекционно-образовательные
цели.
Закрепить
представления
о
насекомых, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, расширение и
активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя
речи (образование и употребление существительных и прилагательных в
косвенных падежах), стимулирование речевой активности.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного
внимания и восприятия, речевого
слуха, логического мышления, навыков
фонематического
и
слогового
анализа
слов, творческого
воображения,
артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные
цели. Формирование
навыков
сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
магнитная
доска,
интерактивное
оборудование
для
использования слайдов, пособия «Паровозик», «Домики», игрушки лягушка
и ёжик, вазы с контурами цветов, вырезанные цветы.
Предварительная
работа: формирование
представлений
о
насекомых,
разучивание физкультминутки «Пчела», стихов о насекомых.
Ход занятия
1.Организационный момент. Объявление темы занятия.
Логопед
вместе
с
детьми
входит
в
группу.
Дети
выстраиваются
полукругом.
Л о г о п е д. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня доброжелательных
гостей. Давайте с улыбкой поздороваемся с ними.
Дети здороваются с гостями.
Л о г о п е д. А теперь повернемся и улыбнемся друг другу. Какое у нас
настроение?
Логопед
показывает
ромашки
с
изображением
настроения.
Дети
выбирают радостное изображение.
Д е т и. Какое сейчас время года?
Д е т и. Весна.
Л о г о п е д. Верно. Сейчас весна. Стало тепло. Что происходит весной?
Ответы детей с помощью движений рук.
Светит ярко солнце (руки поднимают вверх), зацветают цветы (делают
ладони в форме цветочных бутонов, вдох через нос – выдох через рот: А- А-
А), просыпаются насекомые (шевелят пальцами).
Л о г о п е д. Сегодня мы погорим о насекомых. И у нас гостья. Кто это?
Зеленая квакушка, прожорливое брюшко.
Д е т и. Лягушка.
Появляется игрушка лягушка.
Л о г о п е д. Лягушка прискакала послушать, что вы знаете о насекомых и
поиграть с вами. Вы согласны?
Д е т и. Согласны.
2. Презентация «Полезные и вредные насекомые». Развитие связной
речи.
Л о г о п е д. Давайте подойдем к экрану и поговорим о насекомых.
Какими бывают насекомые?
Д е т и. Они бывают полезными и вредными.
Показ слайдов с изображением насекомых в природе.
Л о г о п е д. Назовите насекомых и скажите, какую пользу или какой вред
они приносят.
1-й р е б е н о к. Пчелы опылят цветы, собирают с цветов нектар и делают
из него мед.
2-й р е б е н о к. Шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в
наших садах бывает много яблок и груш.
3-й р е б е н о к. Осы жалят людей, разносят болезни. Повреждают урожай
плодов и ягод.
4-й р е б-е н о к. Муравьи уничтожают вредных насекомых. Их называют
«санитарами» леса.
5-й р е б е н о к. Майский жук поедает молодые побеги и листья растений.
Этим наносит вред.
6-й р е б е н о к. Жук-олень «санитар» леса, ест остатки древесины, корней,
стволов деревьев.
7-й р е б е н о к. Кузнечик уничтожает вредных мелких насекомых, может
полакомиться фруктами и цветами.
1-й р е б е н о к. Бабочки опыляют растения. Большая часть бабочек
приносит вред, потому что они откладывают яйца, из которых выводятся
гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред.
2-й р е б е н о к. Стрекоза полезное насекомое. Она поедает комаров.
3-й р е б е н о к. Божьи коровки — полезные насекомые. Они уничтожают
тлю.
4-й р е б е н о к. Мухи разносят болезни.
5-й р е б е н о к. Комары кусаются, пьют кровь. Могут заразить человека
опасной и тяжелой болезнью.
6-й р е б е н о к. Пауки едят мух.
Л о г о п е д. Молодцы! Ребята, лягушка тоже любит мух, комаров. (Показ
слайда). Так что лови, лягушка, вредных насекомых. Ребята, что вы должны
помнить о насекомых?
Д е т и. Уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стре-
коз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные.
Л о г о п е д. Умницы и умники!
3. Игра «Кто лишний». Развитие речевого слуха, мышления.
Л о г о п е д. Будьте внимательны. Кто лишний?
Шмель, пчела, комар, муравей.
1-й р е б е н о к. Лишний комар. Комар вредное насекомое, а остальные
полезные насекомые.
Л о г о п е д. Пчела, божья коровка, стрекоза, муравей. Кто лишний?
2-й р е б е н о к. Лишний муравей. Муравей не летает. У него нет крыльев.
Л о г о п е д. Оса, соловей, комар, муха. Кто лишний?
3-й р е б е н о к. Лишний соловей. Соловей птица, а остальные насекомые.
Л о г о п е д. Молодцы! Вы были внимательными и верно ответили на мои
вопросы.
4. Игра «Паровозик». Формирование навыка слогового анализа слов.
Картинки: жук, шмель, паук, пчела, муха, стрекоза, бабочка, кузнечик.
Логопед приглашает детей подойти к паровозику.
Л о г о п е д. Ребята, нас ждет «веселый паровозик». Послушайте задание.
Нужно
рассадить
насекомых
по
вагончикам
по
количеству
слогов
в
их
названии. В первом вагоне поедут насекомые, в названии которых 1 слог, во
втором – 2 слога и в третьем – 3 слога.
Например. Шмель поедет в 1
вагончике.
Дети распределяют насекомых по вагонам. (Рисунок 1, рисунок 2.)
Л о г о п е д. Молодцы! Пожелаем пассажирам доброго пути.
А вас, ребята, я приглашаю на зеленую полянку.
5 .
Ф и з кул ьту р н а я
п ау з а . Координация
речи
с
движением.
Совершенствование умения бегать друг за другом по кругу. Развитие тонкой
моторики.
Логопед приглашает детей на ковер- «полянку» и предлагает им встать в
круг.
«Пчела»
Прилетела к нам вчера (Бегут по кругу, машут «крыльями»-
Полосатая пчела.
ладошками).
А за нею шмель-шмелёк (На каждое название насекомого
И весёлый мотылёк, загибают по одну пальцу на обеих
руках.)
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и
подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Падают на ковёр на спину, машут
ногами).
Полежали, полежали и встали. (Дети встают с ковра).
5.
Упражнение
«Помоги
найти
свой
домик». Развитие
навыков
фонематического анализа.
На доске домики с готовыми схемами слов.
Л о г о п е д. Ребята, помогите насекомым найти свои домики. Поместите
картинки под соответствующие словам схемы.
Картинки: оса, паук, муха, жук.
Дети выполняют задание. (Рисунок 3.) Логопед оценивает их работу.
6. Рассказывание стихотворений.
Л о г о п е д. Мы же знаем веселые стихи о насекомых, давайте их
вспомним. Старайтесь говорить четко и выразительно.
1-й р е б е н о к.
Жучок меня укусил.
Прощения не попросил.
Еще и посмел рассердиться.
Ворчит, убегая в траву:
- Потише нельзя ли садиться?
Не видишь, что я здесь живу!
2-й р е б е н о к.
ЗА-ЗА-ЗА - Звенит оса.-
Всех вас ЗА-ЗА-ЗАкуса...
ВоЗ-Зникает подоЗ-Зренье:
БеЗ-З меня едят варенье!
З-Забралась нахально в таЗ.
ВылеЗ-З-Зала целый час...
И скаЗ-З-Зала сипло:
- КаЖ-Жется, я влипла!
3-й р е б е н о к.
ЖУк просит сшить ему ЖУкет.
- Жакет! - твердят ему в ответ.
- ЖЖУкет! - ЖУжжит упрямо ЖУк. -
Чтоб на него надеть пидЖУк!
4-й р е б е н о к.
Мне на локоть села муха.
Видно, нет у мухи слуха!
Говорю ей: - Кыш отсюда,
Или я ругаться буду!
5-й р е б е н о к.
Сеть большую сплел паук
У него ведь восемь рук.
У меня всего лишь две,
Не сплести так ловко мне.
7.
Придумывание
чистоговорок.
Автоматизация
звука
«Ж»
в
чистоговорках. Развитие воображения.
Л о г о п е д. Много вы вспомнили стихов. А сейчас давайте придумаем
конец чистоговоркам.
Начинает логопед, дети придумывают конец чистоговорки с имитацией
движений.
Жо – жо – жо – мы едем на «Пижо». (Дети «рулят».)
Жа – жа – жа – увидели ежа. (Показ игрушки ежика.)
Жу – жу – жу – улыбнемся мы ежу. (Дети улыбаются.)
Л о г о п е д. Ёж тоже ест вредных насекомых. А каких вредных насекомых
дадим ежу?
Жу – жу – жу – мошек мы дадим ежу.
Жу – жу – жу – комаров дадим ежу.
Жу – жу – жу – гусениц дадим ежу.
Чистоговорку произносит логопед.
Жу – жу – жу – соберем букеты лягушке и ежу.
6. Гимнастика для глаз. Показ слайда.
7. Игра «Собери букет». Развитие зрительного внимания и восприятия.
Л о г о п е д. Ребята, пойдемте собирать букеты. Присаживайтесь. Найдите
каждому цветку свое место.
Дети раскладывают цветы в вазы, соответственно контурам данных
цветов. (Рисунок 4.)
Л о г о п е д. Скажите, из каких цветов собрали букеты?
Д е т и. Из красных маков. Из белых ромашек. Из желтых нарциссов. Из
розовых роз. Из фиолетовых фиалок. Из голубых колокольчиков.
Л о г о п е д. Лягушке и ежу очень понравились букеты и ваши ответы.
Ребята,
вы очень хорошо работали. Молодцы! Я вами горжусь. Похлопайте
себе.
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили, какие игры и
упражнения
им
понравились.
Обязательно
оценивается
деятельность
каждого ребенка. Прощание с гостями.
Фото 1
фото 2
Фото 3
Фото 4