Напоминание

"Насекомые"


Автор: Пименова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №1"Соловушка"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровской области
Наименование материала: конспект открытого логопедического занятия в старшей группе
Тема: "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое логопедическое занятие

в старшей группе по теме «Насекомые»

Коррекционно-образовательные

цели.

Закрепить

представления

о

насекомых, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, расширение и

активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя

речи (образование и употребление существительных и прилагательных в

косвенных падежах), стимулирование речевой активности.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного

внимания и восприятия, речевого

слуха, логического мышления, навыков

фонематического

и

слогового

анализа

слов, творческого

воображения,

артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные

цели. Формирование

навыков

сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,

инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

магнитная

доска,

интерактивное

оборудование

для

использования слайдов, пособия «Паровозик», «Домики», игрушки лягушка

и ёжик, вазы с контурами цветов, вырезанные цветы.

Предварительная

работа: формирование

представлений

о

насекомых,

разучивание физкультминутки «Пчела», стихов о насекомых.

Ход занятия

1.Организационный момент. Объявление темы занятия.

Логопед

вместе

с

детьми

входит

в

группу.

Дети

выстраиваются

полукругом.

Л о г о п е д. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня доброжелательных

гостей. Давайте с улыбкой поздороваемся с ними.

Дети здороваются с гостями.

Л о г о п е д. А теперь повернемся и улыбнемся друг другу. Какое у нас

настроение?

Логопед

показывает

ромашки

с

изображением

настроения.

Дети

выбирают радостное изображение.

Д е т и. Какое сейчас время года?

Д е т и. Весна.

Л о г о п е д. Верно. Сейчас весна. Стало тепло. Что происходит весной?

Ответы детей с помощью движений рук.

Светит ярко солнце (руки поднимают вверх), зацветают цветы (делают

ладони в форме цветочных бутонов, вдох через нос – выдох через рот: А- А-

А), просыпаются насекомые (шевелят пальцами).

Л о г о п е д. Сегодня мы погорим о насекомых. И у нас гостья. Кто это?

Зеленая квакушка, прожорливое брюшко.

Д е т и. Лягушка.

Появляется игрушка лягушка.

Л о г о п е д. Лягушка прискакала послушать, что вы знаете о насекомых и

поиграть с вами. Вы согласны?

Д е т и. Согласны.

2. Презентация «Полезные и вредные насекомые». Развитие связной

речи.

Л о г о п е д. Давайте подойдем к экрану и поговорим о насекомых.

Какими бывают насекомые?

Д е т и. Они бывают полезными и вредными.

Показ слайдов с изображением насекомых в природе.

Л о г о п е д. Назовите насекомых и скажите, какую пользу или какой вред

они приносят.

1-й р е б е н о к. Пчелы опылят цветы, собирают с цветов нектар и делают

из него мед.

2-й р е б е н о к. Шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в

наших садах бывает много яблок и груш.

3-й р е б е н о к. Осы жалят людей, разносят болезни. Повреждают урожай

плодов и ягод.

4-й р е б-е н о к. Муравьи уничтожают вредных насекомых. Их называют

«санитарами» леса.

5-й р е б е н о к. Майский жук поедает молодые побеги и листья растений.

Этим наносит вред.

6-й р е б е н о к. Жук-олень «санитар» леса, ест остатки древесины, корней,

стволов деревьев.

7-й р е б е н о к. Кузнечик уничтожает вредных мелких насекомых, может

полакомиться фруктами и цветами.

1-й р е б е н о к. Бабочки опыляют растения. Большая часть бабочек

приносит вред, потому что они откладывают яйца, из которых выводятся

гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред.

2-й р е б е н о к. Стрекоза полезное насекомое. Она поедает комаров.

3-й р е б е н о к. Божьи коровки — полезные насекомые. Они уничтожают

тлю.

4-й р е б е н о к. Мухи разносят болезни.

5-й р е б е н о к. Комары кусаются, пьют кровь. Могут заразить человека

опасной и тяжелой болезнью.

6-й р е б е н о к. Пауки едят мух.

Л о г о п е д. Молодцы! Ребята, лягушка тоже любит мух, комаров. (Показ

слайда). Так что лови, лягушка, вредных насекомых. Ребята, что вы должны

помнить о насекомых?

Д е т и. Уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стре-

коз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные.

Л о г о п е д. Умницы и умники!

3. Игра «Кто лишний». Развитие речевого слуха, мышления.

Л о г о п е д. Будьте внимательны. Кто лишний?

Шмель, пчела, комар, муравей.

1-й р е б е н о к. Лишний комар. Комар вредное насекомое, а остальные

полезные насекомые.

Л о г о п е д. Пчела, божья коровка, стрекоза, муравей. Кто лишний?

2-й р е б е н о к. Лишний муравей. Муравей не летает. У него нет крыльев.

Л о г о п е д. Оса, соловей, комар, муха. Кто лишний?

3-й р е б е н о к. Лишний соловей. Соловей птица, а остальные насекомые.

Л о г о п е д. Молодцы! Вы были внимательными и верно ответили на мои

вопросы.

4. Игра «Паровозик». Формирование навыка слогового анализа слов.

Картинки: жук, шмель, паук, пчела, муха, стрекоза, бабочка, кузнечик.

Логопед приглашает детей подойти к паровозику.

Л о г о п е д. Ребята, нас ждет «веселый паровозик». Послушайте задание.

Нужно

рассадить

насекомых

по

вагончикам

по

количеству

слогов

в

их

названии. В первом вагоне поедут насекомые, в названии которых 1 слог, во

втором – 2 слога и в третьем – 3 слога.

Например. Шмель поедет в 1

вагончике.

Дети распределяют насекомых по вагонам. (Рисунок 1, рисунок 2.)

Л о г о п е д. Молодцы! Пожелаем пассажирам доброго пути.

А вас, ребята, я приглашаю на зеленую полянку.

5 .

Ф и з кул ьту р н а я

п ау з а . Координация

речи

с

движением.

Совершенствование умения бегать друг за другом по кругу. Развитие тонкой

моторики.

Логопед приглашает детей на ковер- «полянку» и предлагает им встать в

круг.

«Пчела»

Прилетела к нам вчера (Бегут по кругу, машут «крыльями»-

Полосатая пчела.

ладошками).

А за нею шмель-шмелёк (На каждое название насекомого

И весёлый мотылёк, загибают по одну пальцу на обеих

руках.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и

подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Падают на ковёр на спину, машут

ногами).

Полежали, полежали и встали. (Дети встают с ковра).

5.

Упражнение

«Помоги

найти

свой

домик». Развитие

навыков

фонематического анализа.

На доске домики с готовыми схемами слов.

Л о г о п е д. Ребята, помогите насекомым найти свои домики. Поместите

картинки под соответствующие словам схемы.

Картинки: оса, паук, муха, жук.

Дети выполняют задание. (Рисунок 3.) Логопед оценивает их работу.

6. Рассказывание стихотворений.

Л о г о п е д. Мы же знаем веселые стихи о насекомых, давайте их

вспомним. Старайтесь говорить четко и выразительно.

1-й р е б е н о к.

Жучок меня укусил.

Прощения не попросил.

Еще и посмел рассердиться.

Ворчит, убегая в траву:

- Потише нельзя ли садиться?

Не видишь, что я здесь живу!

2-й р е б е н о к.

ЗА-ЗА-ЗА - Звенит оса.-

Всех вас ЗА-ЗА-ЗАкуса...

ВоЗ-Зникает подоЗ-Зренье:

БеЗ-З меня едят варенье!

З-Забралась нахально в таЗ.

ВылеЗ-З-Зала целый час...

И скаЗ-З-Зала сипло:

- КаЖ-Жется, я влипла!

3-й р е б е н о к.

ЖУк просит сшить ему ЖУкет.

- Жакет! - твердят ему в ответ.

- ЖЖУкет! - ЖУжжит упрямо ЖУк. -

Чтоб на него надеть пидЖУк!

4-й р е б е н о к.

Мне на локоть села муха.

Видно, нет у мухи слуха!

Говорю ей: - Кыш отсюда,

Или я ругаться буду!

5-й р е б е н о к.

Сеть большую сплел паук

У него ведь восемь рук.

У меня всего лишь две,

Не сплести так ловко мне.

7.

Придумывание

чистоговорок.

Автоматизация

звука

«Ж»

в

чистоговорках. Развитие воображения.

Л о г о п е д. Много вы вспомнили стихов. А сейчас давайте придумаем

конец чистоговоркам.

Начинает логопед, дети придумывают конец чистоговорки с имитацией

движений.

Жо – жо – жо – мы едем на «Пижо». (Дети «рулят».)

Жа – жа – жа – увидели ежа. (Показ игрушки ежика.)

Жу – жу – жу – улыбнемся мы ежу. (Дети улыбаются.)

Л о г о п е д. Ёж тоже ест вредных насекомых. А каких вредных насекомых

дадим ежу?

Жу – жу – жу – мошек мы дадим ежу.

Жу – жу – жу – комаров дадим ежу.

Жу – жу – жу – гусениц дадим ежу.

Чистоговорку произносит логопед.

Жу – жу – жу – соберем букеты лягушке и ежу.

6. Гимнастика для глаз. Показ слайда.

7. Игра «Собери букет». Развитие зрительного внимания и восприятия.

Л о г о п е д. Ребята, пойдемте собирать букеты. Присаживайтесь. Найдите

каждому цветку свое место.

Дети раскладывают цветы в вазы, соответственно контурам данных

цветов. (Рисунок 4.)

Л о г о п е д. Скажите, из каких цветов собрали букеты?

Д е т и. Из красных маков. Из белых ромашек. Из желтых нарциссов. Из

розовых роз. Из фиолетовых фиалок. Из голубых колокольчиков.

Л о г о п е д. Лягушке и ежу очень понравились букеты и ваши ответы.

Ребята,

вы очень хорошо работали. Молодцы! Я вами горжусь. Похлопайте

себе.

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили, какие игры и

упражнения

им

понравились.

Обязательно

оценивается

деятельность

каждого ребенка. Прощание с гостями.

Фото 1

фото 2

Фото 3

Фото 4



В раздел образования