Автор: Попова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Майская СОШ"
Населённый пункт: п. Усть-Мая, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение первоначальному чтению"
Раздел: начальное образование
Попова О.А.
учитель начальных
классов, МБОУ «Усть-
Майской СОШ», РС(Я)
п. Усть-Мая.
Обучение первоначальному чтению
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего
мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Сложившаяся практика обучения чтению имеет несколько основных
направлений. Единообразие программ, учебников и методик ушло в
прошлое. Однако общество по -прежнему не удовлетворено современным
состоянием чтения учащихся.
Одной из главных причин такого явления, на мой взгляд, следует признать
несовершенство обучения чтению. К тому же за последние годы значительно
увеличилось количество детей с отклонениями в развитии. Многие из них не
готовы к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом, который
положен в основу большинства направлений.
Этот метод, как известно, предполагает довольно продолжительный
подготовительный период, в течение которого дети учатся делить
предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, получают
представления о звуках гласных и согласных, твёрдых и мягких, глухих и
звонких. После подготовительного периода «открытие тайны слияния»
каждый ребёнок делает самостоятельно: в один прекрасный момент его
глаза и речевой аппарат находят, улавливают правильную координацию.
Этот момент не поддаётся условным правилам и выстроенным алгоритмам
обучения чтению.
Однако многие согласятся с тем, что именно этот период, период
обучения ребёнка чтению слияний, является наиболее трудным и важным в
формировании навыка чтения. Практика показывает, что далеко не каждый
ребёнок в состоянии самостоятельно открыть «тайну слияния».
Каким же образом легко и безопасно ввести ребёнка в мир чтения, а затем
и письма, избежав при этом стандартных ошибок? Остановлюсь на особо
важных, узловых моментах формирования навыка чтения.
Итак, овладение слиянием букв в слоги – задача очень сложна для детей.
Многие из них испытывают большие трудности в самостоятельном
определении ориентиров чтения. Эту работу для них следует сделать
наиболее доступной и понятной.
Устная речь, как известно, развивается у ребёнка в процессе подражания.
Подражание – главная форма, в которой осуществляется влияние взрослого
на развитие речи ребёнка. Вполне логично предположить, что обучение
прочтению слияний по подражанию – наиболее естественный методический
приём, вводящий в мир грамотности. Овладевая этим приёмом не
теоретически, а чисто практически : ребёнок видит, как читает взрослый,
подражает ему, в процессе подражания улавливает механизм чтения и
путём упражнений овладевает этим механизмом. Поэтому обучение чтению
на начальном этапе сводится к показу элементов, из которых должна
строиться процедура чтения, и всевозможным подсказкам, облегчающим
ученику догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату.
Одной из таких подсказок являются наглядные графические схемы (дуга и
точка). Уточним, что обозначают знаки – подсказки. Дуга – это согласная с
последующей гласной. Точка – это гласная без предшествующей согласной,
или согласная без последующей гласной, или согласная с мягким знаком.
Можно ещё более облегчить задачу детям на начальном этапе обучения,
если включить в процесс чтения согласованные движения руки и голосового
аппарата. Суть в следующем: все движения голосового аппарата увязываются
с движениями руки по дугам и точкам, обозначенным на читаемом
материале. Подобный приём обучения избавляет ребёнка от трудностей,
возникающих при слиянии звуков. Этот приём обучения плавному
послоговому чтению является наиболее простым и эффективным.
На практике это происходит следующим образом. Как только ребёнок
усвоит несколько букв, например (а, о, н, с), предложить ему упражнение
«Катаемся с горки…».На листе бумаги, или на классной доске выполняется
рисунок «горка» (две дуги и прямая линия), на нём прописываются слоги
( гласные выделяются красным цветом): са, са, са, са, са,са (первая дуга);
на,на,на,на,на,на (вторая дуга); на,са,на,са,на,са (прямая линия).
Обучающийся, проводя указкой по дугам, читает слоги: «Поднимаясь на
горку», - медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки», - быстро.
Предварительно следует обратить внимание детей на то, что две буквы, как
бы соединяются, их нужно читать плавно, ориентируясь на вторую букву.
Дети копируют все действия взрослого (плавные движения рукой будет
соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на
первоначальном этапе). Несколько раз ученики «катаются на горке» с
педагогом, потом - без него.
При работе с гласными е, ё, я, ю не стоит заострять внимание детей на
количестве звуков, обозначаемых этими буквами. Практика показывает, что
дети легко по подражанию усваивают чтение слогов и слов с этими буквами.
Когда обучающиеся освоят механизм слияния согласной с гласной, можно
переходить к чтению слоговых таблиц.
сан сасан
нса
нсан
нас
нанас
сна
снас
сон
сосон
нсо
нсон
нос
нонос
сно
снос
Следует помнить, что при знакомстве с очередной таблицей – первым её
читает учитель. При чтении нужно плавно проводить указкой по слогам,
акцентировать остановку движения руки на согласных вне слияния. Таблицы
читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях ( по
строчкам и по столбцам). Не будем забывать, что механическое чтение
неудобнопроизносимых звуковых комплексов можно назвать ключом,
основой для будущего тотального чтения и письма. Слоговые таблицы
избавят детей от многих трудностей, так как их внимание будет
сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Ученики не смогут
запомнить набор слогов, поэтому будут читать их многократно, отрабатывая
при этом и подвижность артикуляционного аппарата.
Кроме слоговых таблиц, очень хорошо отрабатывать технику чтения на
столбиках слов с одинаковыми гласными или слов, имеющих одинаковое
начало или конец. В столбиках слов можно увидеть, как получаются новые
слова при изменении одной или нескольких букв, наблюдать «гнёзда»
родственных слов .
лак город
палка
рак
города галка
бак
городок свалка
мак
городки русалка
так
городочек вешалка
как
городище скакалка
Учитель может попросить детей прочитать слова в столбиках, выделяя те,
значение которых им неизвестно. В данном случае активно действует
зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а так же аппарат
смысловой пепреработки воспринятой информации. При сочетании
раздражителей в виде слова и его значения устанавливаются
соответствующие умственные связи, в результате чего достаточно бывает
ребёнку услышать то или иное слово, как он немедленно ответит на него
соответствующими речедвигательными процессами и ясно представит себе
зрительный образ этого слова.
Следовательно, в прцессе обучения можно идти ( и это оказывается
гораздо более простым) от восприятия зрительного образа слова к его
звучанию. Мгновенная реакция на зрительное изображение ведёт к
увеличению скорости и эффективности чтения.
Библиографический список:
1)Цукерман Г.А., Школяренко Е.К. Как Винни-Пух и все-все научились читать:
Сказка-букварь. Книга первая. – М.: Интор, 1997г.
2)Эльконин Д.Б. Как научить детей читать. – М., 1976г.
3)Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Сборник упражнений
по исправлению недостатков письма и чтения.- М.: Аквариум, СПб.:
Дельта,1995г.
4)Азбука для обучения детей в семье и школе / Сост. С.Н.Мухаметдинова. –
Екатеринбург: У – Фактория, 1996г.