Автор: Командирова Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 199
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры"
Раздел: дошкольное образование
Статья
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через
развивающие игры"
Подготовила: воспитатель высшей категории МБДОУ № 199,
Командирова О.В.
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что
в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития
дошкольников. Современные дети живут в мощном потоке информации.
Сейчас на смену живому общению, живой бабушкиной сказке пришли аудио-
сказка, видеофильмы, телевизоры, компьютеры, планшеты. Огромный
речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у
других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и
общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с
другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется
его психическое развитие.
Основная задача в области развития речи детей младшего дошкольного
возраста – помочь детям в освоении разговорной речи. В практической
работе по развитию речи мы используем развивающие игры: игры-потешки,
пальчиковые игры, фольклорные игры, музыкальные игры, дидактические
игры, речевые игры, сюжетные и подвижные игры, обыгрывание игрушек,
театрализованную деятельность и т.д
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей.
Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре,
делает игру занимательной, напряженной. Выполнение правил обеспечивает
реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них
определяют характер игровых действий и их последовательность, другие
регулируют отношения между играющими.
Например:
Игры
с
предметами –
это
такие
игры,
в
которых
используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с
их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные
задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные
операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.),
совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их
качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки,
правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения,
памяти, внимания.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим
задачам,
оформлению
(парные
картинки,
лото,
домино,
лабиринты,
разрезные картинки, кубики, пазлы). Они помогают уточнять и расширять
представление детей об окружающем мире, систематизировать знания,
развивать мыслительные процессы.
Словесные дидактические игры построены на словах и действиях
играющих. В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные
задачи
и
высказывают
свое
мнение:
описывают
предметы,
выделяя
характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и
различия и т.д. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи
(монологической, диалогической).
Дидактические
игры
развивают
речь
детей
3-5
лет
по
всем
направлениям: обогащают и активизируют словарь, формируют правильное
звукопроизношение
и
умение
выражать
свои
мысли,
развивают
фонематический слух, связную речь.
Проведение
дидактических
игр по
развитию
речи
младших
дошкольников в включает:
-
ознакомление
детей
с
содержанием
игры,
с
дидактическим
материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок,
краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о
них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает
внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое
выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей
правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не
приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает,
когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве
играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве
ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить
об ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться детьми
в их самостоятельной игровой деятельности.
Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и
систематически. В своей педагогической работе с детьми младшего
дошкольного возраста я использую комплекс таких игр, в состав которого
включены:
Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое»,
«Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше
увидит и назовет» и др.). Главная дидактическая задача этих игр –
пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы
(имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия
(глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы,
диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель
показывает на картинках или описывает словами.
Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В
нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение
звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое
ударение и пр.
Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что
звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная
дидактическая
задача
этих
игр
–
формирование
правильного
звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего
темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация
звуков, которые издают животные, предметы.
Фонематический
слух
–
способность
различать,
выделять
и
воспроизводить различные звуки речи.
Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как
кричит», «Угадай, что звучало», «Поймай звук», «Шумящие мешочки»,
«Жмурки» , «Что лишнее» и др.). Главная дидактическая задача этих игр –
уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать
слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые
действия детей – определить на слух наличие того или иного звука в слове,
правильно воспроизвести его в своей речи, менять силу голова, имитировать
звуки предметов, животных (звукоподражание).
Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы»,
«Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один –
много». «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача
таких игр – обучение правильному согласованию существительных и
прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным
способам словообразования.
Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова
при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам
(игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и
игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним
составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний
(единственного и множественного числа; согласование существительных с
прилагательными
разного
рода
(мужского,
женского
и
среднего,
единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на,
около, под, перед елкой?). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом
окончания
существительных
и
прилагательных,
чтобы
дети
могли
установить
связь
между
типами
окончаний
существительных
и
прилагательных в разных падежах, родах и числах.
Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что
делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает»,
«У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача
этих
игр
–
упражнять
детей
в
правильном
согласовании
слов,
словообразовании,
составлении
простых
и
сложных
предложений,
интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и
восклицательных предложений.
Игровые действия
детей
– составить
предложения, назвать предмет (животное, человека), рассказать об основных
его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы,
задать вопросы
Таким образом, использование дидактических игр для речевого
развития
младших
дошкольников
–
это
целенаправленный
и
систематический процесс, который включает руководство играми, что
требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки
и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших
дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о
правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в
речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.
Также мы используем на занятиях для развития речи, физминутки с
упражнениями на внимание, используем разные техники: массаж рук и ног,
дыхательную гимнастику. Все это благоприятно сказывается на речевой
активности у детей младшего дошкольного возраста.