Автор: Разгоняева Юлия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР д/с7 "Ярославна"
Населённый пункт: Алтайский край,г.Рубцовск
Наименование материала: Статья
Тема: «Актуальность сказкотерапии в современных условиях для детей дошкольного возраста с нарушением речи».
Раздел: дошкольное образование
«Актуальность сказкотерапии в современных условиях
для детей дошкольного возраста с
нарушением речи».
Подготовила воспитатель
Разгоняева Юлия Ивановна
Детство и сказка неразрывно связаны друг с другом. С самых первых дней родители, укладывая спать
сына или дочку, напевают колыбельные и рассказывают детские сказки. Сказка - лучшее средство
заинтересовать маленького человека, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать окружающий мир
и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает фантазию и будит творческие способности.
Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством открытий и находок. Именно
сказочные истории, в которых заключен жизненный опыт старших поколений, помогает ребенку понять
законы, по которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие вопросы, что взрослые
испытывают растерянность и не могут правильно объяснить причины происходящих вокруг явлений,
донести до ребенка идею о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на
помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями, происходящими в жизни главных героев
сказок, переживая сказочные ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны
только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в немалой степени благодаря
богатому языку сказок и волшебству сказочных ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние
на его духовный рост оказали сказки, услышанные им в детстве.
Существует специальный термин "сказкотерапия". Разные специалисты по-разному трактуют понятие
сказкотерапии: кто-то подразумевает под ним лечение сказками, кто-то - способ психологической коррекции
особенностей характера или способ, помогающий выявить проблему и решить ее с помощью сказочных
историй, моделирующих ситуации действительности. Но все сходятся в одном: основная задача
сказкотерапии - объединение самых эффективных психологический приемов и техник в рамках сказочной
формы. Этот метод достаточно новый, но очень эффективный, и поэтому весьма популярный среди
психологов. Сказкотерапия помогает решить множество проблем, связанных с интеграцией личности в
социальное общество, обнаружением и последующим развитием творческих способностей, адаптацией в
условиях перенесенных психотравмирующих ситуаций. Также сказкотерапия широко применяется при
обучении и коррекции нежелательного поведения детей. Такая коррекция не предполагает авторитарности и
психического насилия в процессе воспитания ребенка с проблемами в поведении.
Слушая сказку, ребенок
примеряет эти модели на себя, расширяет арсенал поведенческих реакций, становится более адаптированным
к окружающей действительности, более гибко действует в процессе взамодействия с окружающими людьми.
Такие сказки отличаются от обычных своим главным героем: в персонализированной сказке в роле
главного героя выступает конкретный ребенок. В персонализированную сказку можно превратить любую
жизненную ситуацию, а действующие лица,
окружающие ребенка - главного героя, будут
слушателю поразительно знакомы: дедушки,
бабушки, мамы и папы, соседские мальчишки,
товарищи по школе или детскому саду, любимые
домашние животные. Главный герой
персонализированной сказки окружен теми же
людьми, что окружают ребенка в действительности,
живет в том же городе, что и ребенок, имеет тот же
характер и привычки. Сталкиваясь с теми же
ситуациями, в каких оказывается ребенок в реальной
жизни, главный герой преодолевает трудности,
побуждает страхи и неуверенность в себе, решает
свои детские проблемы. Надо заметить, что детям
быть главными героями ужасно нравится, и сказки с
собой в главной роли они могут слушать бесконечно.
Психологи выделяют ряд функций, которые несет сказка в приеме психокоррекции:
1. Функция зеркала, которая отожествляет все содержание сказки на внутренний мир ребенка.
2. При помощи функции модели, ребенок может видеть в сказке множество конфликтных сюжетов,
где герои несут различные способы их разрешения или подводят читателя к возможной модели поведения в
данной конфликтной ситуации, следовательно, у детей создается образовательный процесс для
самостоятельной выработки «правильной» модели поведения.
3. В момент, когда необходимо снятие сопротивления между ребенком и психологом, выступает
функция опосредования.
4. Под функцией хранения опыта понимается то, что когда психокоррекционная работа окончена, но
действие сказки все еще продолжается в обычной жизни ребенка.
5. В любой психокоррекционной работе со сказкой необходима функция реверсии индивидуального и
личностного развития. Она помогает ребенку раскрывать все чувства, безграничную фантазию в мир
удивлений и новых сюжетов, где никто не может осудить за выбранную роль и вхождение в нее посредством
образного мышления.
6. Следующая функция может звучать как альтернативная концепция, т. е. сюжет сказки подается
ребенку в той форме и смысле, какой она была изначально создана, а в той, которой ребенку будет
комфортнее.
7. Завершающей функцией в психокоррекциионной работе со сказкой является то, что ребенок может
заметить в себе изменение личностных качеств и его позиций после проработанного материала в сказочной
форме.
Сказкотерапия является одним из важных ресурсов в коррекции агрессивного поведения
дошкольников с нарушением речи, которая дает нам возможность использовать этот метод, при помощи
сказочных историй, где все события понятные и естественны, они следуют одни за другими, давая, при этом,
ребенку усвоить причинно-следственные связи. Здесь нет прямых нравоучений, здесь ребенок погружается в
ту атмосферу, где он может столкнуться с жизненными ситуациями, разрешить которые поможет опыт
многих поколений. Ведь в сценариях сказки встречаются такие проблемы, с которыми ребенок встречается в
обычной жизни. Особенность сказки заключается в том, что в её завершении обязательно будет всем
знакомая кульминация: «Победа добра над злом». Именно она сможет обеспечить психологическую защиту,
в тот момент, когда ребенок сравнивает себя со сказочным героем, победившего в своей проблеме и ставший
еще добрее, умнее, сильнее.
Детский рисунок – станет итогом работы на занятии, который объединит в себе все развиваемые во
время занятий эмоции, впечатления, знания и умения. К каждому занятию необходимо прилагать домашнее
задание для совместного выполнения его ребёнком с родителями.
Таким образом, сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в
коррекции поведения детей-логопетов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более
открытыми к восприятию действительности