Напоминание

«Актуальность сказкотерапии в современных условиях для детей дошкольного возраста с нарушением речи».


Автор: Разгоняева Юлия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР д/с7 "Ярославна"
Населённый пункт: Алтайский край,г.Рубцовск
Наименование материала: Статья
Тема: «Актуальность сказкотерапии в современных условиях для детей дошкольного возраста с нарушением речи».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Актуальность сказкотерапии в современных условиях

для детей дошкольного возраста с

нарушением речи».

Подготовила воспитатель

Разгоняева Юлия Ивановна

Детство и сказка неразрывно связаны друг с другом. С самых первых дней родители, укладывая спать

сына или дочку, напевают колыбельные и рассказывают детские сказки. Сказка - лучшее средство

заинтересовать маленького человека, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать окружающий мир

и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает фантазию и будит творческие способности.

Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством открытий и находок. Именно

сказочные истории, в которых заключен жизненный опыт старших поколений, помогает ребенку понять

законы, по которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие вопросы, что взрослые

испытывают растерянность и не могут правильно объяснить причины происходящих вокруг явлений,

донести до ребенка идею о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на

помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями, происходящими в жизни главных героев

сказок, переживая сказочные ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны

только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в немалой степени благодаря

богатому языку сказок и волшебству сказочных ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние

на его духовный рост оказали сказки, услышанные им в детстве.

Существует специальный термин "сказкотерапия". Разные специалисты по-разному трактуют понятие

сказкотерапии: кто-то подразумевает под ним лечение сказками, кто-то - способ психологической коррекции

особенностей характера или способ, помогающий выявить проблему и решить ее с помощью сказочных

историй, моделирующих ситуации действительности. Но все сходятся в одном: основная задача

сказкотерапии - объединение самых эффективных психологический приемов и техник в рамках сказочной

формы. Этот метод достаточно новый, но очень эффективный, и поэтому весьма популярный среди

психологов. Сказкотерапия помогает решить множество проблем, связанных с интеграцией личности в

социальное общество, обнаружением и последующим развитием творческих способностей, адаптацией в

условиях перенесенных психотравмирующих ситуаций. Также сказкотерапия широко применяется при

обучении и коррекции нежелательного поведения детей. Такая коррекция не предполагает авторитарности и

психического насилия в процессе воспитания ребенка с проблемами в поведении.

Слушая сказку, ребенок

примеряет эти модели на себя, расширяет арсенал поведенческих реакций, становится более адаптированным

к окружающей действительности, более гибко действует в процессе взамодействия с окружающими людьми.

Такие сказки отличаются от обычных своим главным героем: в персонализированной сказке в роле

главного героя выступает конкретный ребенок. В персонализированную сказку можно превратить любую

жизненную ситуацию, а действующие лица,

окружающие ребенка - главного героя, будут

слушателю поразительно знакомы: дедушки,

бабушки, мамы и папы, соседские мальчишки,

товарищи по школе или детскому саду, любимые

домашние животные. Главный герой

персонализированной сказки окружен теми же

людьми, что окружают ребенка в действительности,

живет в том же городе, что и ребенок, имеет тот же

характер и привычки. Сталкиваясь с теми же

ситуациями, в каких оказывается ребенок в реальной

жизни, главный герой преодолевает трудности,

побуждает страхи и неуверенность в себе, решает

свои детские проблемы. Надо заметить, что детям

быть главными героями ужасно нравится, и сказки с

собой в главной роли они могут слушать бесконечно.

Психологи выделяют ряд функций, которые несет сказка в приеме психокоррекции:

1. Функция зеркала, которая отожествляет все содержание сказки на внутренний мир ребенка.

2. При помощи функции модели, ребенок может видеть в сказке множество конфликтных сюжетов,

где герои несут различные способы их разрешения или подводят читателя к возможной модели поведения в

данной конфликтной ситуации, следовательно, у детей создается образовательный процесс для

самостоятельной выработки «правильной» модели поведения.

3. В момент, когда необходимо снятие сопротивления между ребенком и психологом, выступает

функция опосредования.

4. Под функцией хранения опыта понимается то, что когда психокоррекционная работа окончена, но

действие сказки все еще продолжается в обычной жизни ребенка.

5. В любой психокоррекционной работе со сказкой необходима функция реверсии индивидуального и

личностного развития. Она помогает ребенку раскрывать все чувства, безграничную фантазию в мир

удивлений и новых сюжетов, где никто не может осудить за выбранную роль и вхождение в нее посредством

образного мышления.

6. Следующая функция может звучать как альтернативная концепция, т. е. сюжет сказки подается

ребенку в той форме и смысле, какой она была изначально создана, а в той, которой ребенку будет

комфортнее.

7. Завершающей функцией в психокоррекциионной работе со сказкой является то, что ребенок может

заметить в себе изменение личностных качеств и его позиций после проработанного материала в сказочной

форме.

Сказкотерапия является одним из важных ресурсов в коррекции агрессивного поведения

дошкольников с нарушением речи, которая дает нам возможность использовать этот метод, при помощи

сказочных историй, где все события понятные и естественны, они следуют одни за другими, давая, при этом,

ребенку усвоить причинно-следственные связи. Здесь нет прямых нравоучений, здесь ребенок погружается в

ту атмосферу, где он может столкнуться с жизненными ситуациями, разрешить которые поможет опыт

многих поколений. Ведь в сценариях сказки встречаются такие проблемы, с которыми ребенок встречается в

обычной жизни. Особенность сказки заключается в том, что в её завершении обязательно будет всем

знакомая кульминация: «Победа добра над злом». Именно она сможет обеспечить психологическую защиту,

в тот момент, когда ребенок сравнивает себя со сказочным героем, победившего в своей проблеме и ставший

еще добрее, умнее, сильнее.

Детский рисунок – станет итогом работы на занятии, который объединит в себе все развиваемые во

время занятий эмоции, впечатления, знания и умения. К каждому занятию необходимо прилагать домашнее

задание для совместного выполнения его ребёнком с родителями.

Таким образом, сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в

коррекции поведения детей-логопетов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более

открытыми к восприятию действительности



В раздел образования