Автор: Москаленко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 128"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Понятие и содержание сенсорного развития детей
Раздел: дошкольное образование
Тема: Понятие и содержание сенсорного развития детей.
Вопросы:
1. Понятие сенсорного развития детей дошкольного возраста.
2.Содержание сенсорного развития детей младшего и старшего дошкольного
возраста.
3.
Сенсорное развитие детей в научно-методической системе М. Монтессори.
Вопрос 1. Понятие сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного
возраста занимались Ш. А. Абдуллаева, Э. А. Александрян, М. Ю.
Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Е. А.
Радина,
A.
M.
Фонарев,
СВ.
Фонарева,
Э.
Л.
Фрухт
и
др.
Проблему развития сенсорных способностей детей в процессе предметной
и продуктивной деятельности рассматривали многие исследователи. В
процессе изобразительной деятельности - Т. Г. Казакова, Е. И. Корзакова, Н.
А. Курочкина, Н. П. Сакулина и др.; конструктивной - Ф. В. Изотова, А. Р.
Лурия, В. Г. Нечаева, Э. Л. Фрухт и др.; в ходе музыкального воспитания -
НА. Ветлугина и др.; в процессе речевого развития - Л. Е. Журова, Г. М.
Лямина, Н. С. Карпинская; Е. И. Радина, Д. Б. Эльконин и др.
Задачи сенсорного развития дошкольников:
-
совершенствовать
восприятие
детей,
умение
активно
использовать
осязание, зрение, слух, обоняние;
- способствовать обогащению чувственного опыта детей через разные виды
деятельности;
- побуждать детей обследовать предметы, выделять цвет, форму, величину;
- воспитывать умение называть свойства предметов;
-
формировать
самостоятельность
и
целенаправленность
предметной
деятельности детей.
Психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А.
Венгер) разработали систему сенсорного воспитания в дошкольном детстве,
в основу которой легли четыре принципа:
1. Начиная с раннего возраста, предполагается формирование у детей
широкой ориентировки в предметном окружении (ознакомление с цветом,
формой,
величиной,
совершенствование
звукового
анализа
речи,
формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства).
2. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами
содержательной деятельности детей (ребёнок ориентируется на свойства и
качества предметов – величина и цвет плодов свидетельствуют об их
зрелости).
3. На этом этапе детям даются обобщающие знания и умения, связанные с
ориентировкой в окружающей среде.
4.
Этот
принцип
предполагает
формирование
систематизированных
представлений о свойствах и качествах, которые являются эталонами
обследования любого предмета.
Вопрос 2. Содержание сенсорного развития детей младшего и старшего
дошкольного возраста.
Сравнительная характеристика сенсорного развития детей младшего и
старшего дошкольного возраста представлена в соответствии с критериями
оценки развития восприятия в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Критерии
Младший и средний дошкольный
возраст
Старший дошкольный возраст
Ведущая
деятельность
Игра,
конструирование,
изодеятельность
Игра,
конструирование,
изодеятельность, элементы учебной
деятельности
Сенсорные
эталоны
В
процессе
рисования,
конструирования,
выполнения
аппликаций,
выкладывания
мозайки.
Многократное
использование материалов ведет к
запоминанию
и
формированию
сенсорных
эталонов.
Без
систематического
обучения
у
детей
формируются
лишь
3-4
сенсорных эталона цвета, формы, а
при целенаправленном сенсорном
воспитании – например, до 28 у
японских
детей.
Трудности с усвоением величины
обозначение величины предметов
через
отношение
к
величине
другого предмета
Расширение
и
углубление
представлений
детей
о
форме,
цвете, величине предметов – за счет
систематизации
представлений.
Цвет:
последовательность
расположения
цветов
в
спектре,
деление на теплые и холодные
оттенки
Форма:
деление
на
круглые
и
прямолинейные, представления об
отличии форм друг от друга, их
связи, преобразование 1 формы в
другую
(если
прямоугольник
разделить пополам, получится 2
квадрата).
Величина:
умение
сопоставлять
между собой большое количество
предметов
Способы
восприятия
При
помощи
внешних
проб,
переходящим
к
внутренним
пробам, сравнению на глаз свойств
предметов
с
усвоенными
эталонами.
Приемы прикладывания образца к
предмету,
обведения
контура
образца и предмета пальцем.
При определении цвета на первых
этапах дети – цветной карандаш.
Сравнивая предметы по величине,
дети прикладывают их друг к
другу,
подравнивая
по
одной
линии.
К
5
годам
дошкольники
овладевают
внутренними
способами восприятия.
Дети не нуждаются во внешних
приёмах
–
перемещениях,
обведении контуров рукой и т.д.
Используют зрительное сравнение,
которое становится более точным.
Дети
полностью
переходят
от
использования внешних образцов к
использованию
усвоенных
представлений
Обследование
Дети
учатся
последовательно Большое значение играет уровень
предметов
осматривать
предметы-образцы,
выделять их части,
определять
сначала форму, величину, цвет
основной
части,
потом
–
дополнительных
частей
Дети не могут выбрать из готовой
постройки
нужную
деталь,
не
умеют
последовательно
рассматривать
картины.
Главная
роль
принадлежит
взрослому,
направляющего
процесс обследования предметов
развития
речи
детей,
умением
связно
передавать
в
словах
результаты
восприятия.
Систематическое обучение
Слуховое
восприятие
Речевой
слух
развивается
в
процессе
речевого
общения,
музыкальный
–
при
слушании
музыки и выполнении движений
под
музыку.
В
начале
дошкольного детства
дети
воспринимают
слова
и
музыкальную мелодию слитно, не
выделяя в них отдельные звуки и
их
соотношения.
В
выделении
речевых
звуков
решающее
значение имеет произношение, в
выделении
отношений
музыкальных звуков – движения
рук и тела.
Совершенствование
слухового
восприятия
речи
и
музыки
происходит
в
ходе
специальной
работы по развитию речи, обучению
грамоте
и
музыке.
Опора
на
развивающиеся
мыслительные
действия
ребенка,
умение
анализировать
звуковой
состав
слова,
ритм
и
мелодию
музыкальных произведений
Тема: Сенсорное развитие детей в научно-методической системе М.
Монтессори.
Основные принципы методики М. Монтессори – игровая форма обучения и
самостоятельное
выполнение
упражнений.
Методика
М.
Монтессори
основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает
дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в
собственном ритме. Основная особенность методики М. Монтессори –
создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой
ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое
мышление, память, речь, воображение, моторику.
Основные правила пользования материалами:
Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне
глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как
понято их использование.
Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
- выбор материала;
- подготовка материала и рабочего места;
- выполнение действий;
- контроль ошибок;
- завершение работы, возвращение материала на исходное место.
Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на
коврике или столе в определенном порядке. На групповых занятиях нельзя
передавать материал и рук в руки. При работе с материалом, ребенок может
действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные
знания.
Работа
с
материалами
должна
происходить
с
постепенным
усложнением по дизайну и использованию. Когда ребенок закончил
упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он
может взять следующее пособие. Один материал один ребенок, чтобы иметь
возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас
занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение это одно из
важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал. В
книгах М. Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются
коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в
процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать
свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои
собственные.
Система
М.
Монтессори
подразумевает,
что
взрослый
наблюдает
за
действиями
ребенка,
определяет
его
склонности
и
предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с
выбранным самим ребенком дидактическим материалом. Без внимания не
оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с
ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу. Как выглядит
работа взрослого на занятиях? Сначала педагог внимательно наблюдает за
ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к
выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им
ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При
этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже
играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и
ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие
детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой
активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь
предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое
замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном
направлении.
Развивающая среда важнейший элемент системы М. Монтессори. Без нее она
не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку
возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться
независимым. У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и
узнавать
мир
вокруг
себя.
Каждый
малыш
обладает
естественным
стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к
его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и
познавать становится единым целым. В связи с этим среда должна
соответствовать потребностям ребенка. По системе М. Монтессори не
следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный
момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию. Среда имеет
точную логику построения. В книгах М. Монтессори делается акцент на то,
что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным
пособием. Расположением полок среда разделена на 5 зон. Зона упражнений в
повседневной жизни материалы, с помощью которых ребенок учится следить
за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни. Зона
сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия
органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр. Математическая зона
- для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения,
вычитания, умножения, деления. Зона родного языка предназначена для
расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания
состава слов и их написания. Зона Космоса предназначена для знакомства с
окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ
ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии. Особенность
помещений, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые
ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые
можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети
расстилают на полу, где им удобно.
Дидактический материал. Развитие детей по системе М. Монтессори
подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры
Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом
игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка,
крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические -Монтессори-
материалы – знаменитая Розовая башня, коричневая лестница, формочки-
вкладыши и прочее. Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала
пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться
детям в самых разных направлениях. Любое упражнение с дидактическим
материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая
способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание
пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на
перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, развитие
слуха). Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития
детей, Монтессори- материалы выполнены так, что ребенок может сам
увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только
устранять, но и предупреждать ошибки. Помимо сказанного, сама обстановка
и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать «ключи» к
окружающему миру.
К трем годам у детей формируются понятия «толстый» и «тонкий», а также
сравнительные категории «толще» и «тоньше», «самый толстый», «самый
тонкий». Упражнение «Коричневая лестница» служит для закрепления этих
понятий и развития сенсорной сферы: она учит ребенка определять, как
похожие предметы различаются по объему. Помимо основной своей цели, это
упражнение способствует развитию внимания, моторики, координации
движений и навыков упорядочивания. Пособие состоит из десяти 20-
сантиметровых дубовых неокрашенных брусков шириной от одного до
десяти сантиметров.
Прямая цель: формирование понятий "длинный - короткий". Косвенная
цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых
структур, подготовка к работе с числовыми штангами. Как работать с
материалом. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно
отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу,
охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Он проводит
правой рукой по всей длине штанги. Затем он берет более короткую штангу и
кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые
концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены,
учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок
интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок повторит
упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на
ковре.
Прямая цель: узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как
полость и тело соответствуют друг другу. Косвенная цель: развитие тонкой
моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при
письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области
размеров предметов. Как работать с материалом. Блоки включаются в работу
по одному. Учитель начинает с блока В. В первый раз рекомендуется взять
блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении цилиндра в
не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Порядок взаиморасположения
учителя и ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя
при вынимании и вставлении цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и
ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно показывает, как нужно
охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут).
Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если
учитель хочет обратить внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый
цилиндр лучше всего ставить позади блока. Теперь он берет произвольный
цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления блока,
сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в
подходящее углубление. Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок
повторяет действия учителя. Точно так же поступают поочередно с другими
блоками.
Прямая цель: осознать, что при одной и той же форме предметы могут иметь
различные размеры. Составить ряды по заданным или самостоятельно
выбранным
правилам.
Закрепить
понятия
(наглядный
устный
урок).
Косвенная
цель:
обучение
целенаправленным
действиям
и
совершенствование
моторики.
Составление
упорядоченных
структур
относительно
размеров
предметов.
Упражнения:
построить
башню;
выполнить упражнение с закрытыми глазами; построить ряд, основанный на
другой закономерности (смотри розовую башню!); вытащить цилиндр из
ряда, ряд сдвинуть, затем снова поставить извлеченный цилиндр на свое
место в ряду; найти цилиндры, у которых какое-либо свойство, например,
высота или диаметр, одно и то же. Ребенок осознает закономерность и может
сам найти комбинации и вариации; найти цилиндры, имеющие какие-либо
два одинаковых свойства, например, одинаковые цвет и диаметр или
одинаковые диаметр и высоту; построить из цилиндров змею. Внутри змеи
высота цилиндров должна убывать; составить комбинации со вставными
цилиндрами.
Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого
цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками. Прямая цель:
различение основных цветов. Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Материал: ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый,
оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый,
зеленый, коричневый, черный, белый и серый. Прямая цель: познакомиться
со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом. Косвенная цель:
развитие тонкой моторики. Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое
отделение содержит по 7 табличек одного цвета, тон которых меняется от
бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-
красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.
Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков. Косвенная
цель: развитие тонкой моторики.