Автор: Везденецкая Марина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №52"Котёнок"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами опытно-экспериментальной деятельности) на тему: “Секреты воды”
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия открытого просмотра по познавательному развитию
(с элементами опытно-экспериментальной деятельности)
на тему: “Секреты воды”
для детей подготовительной группы
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», “Художественное творчество”.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, опытно-
экспериментальная.
Цель: Создание необходимых условий для знакомства детей с одним из способов самостоятельной
фильтрации воды, с частицами тел – молекулами.
Задачи:
Систематизировать знания детей о свойствах веществ;
развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, коммуникативные
навыки;
воспитывать бережное отношение к воде, экологическую культуру, доброжелательные отношения,
умение работать в паре;
развивать , обогащать словарный запас детей;
стимулировать самостоятельность и познавательную активность детей.
Предварительная работа:игры с водой, наблюдение за дождем/льдом/снегом, знакомство с наукой
экологией, беседы о воде, о состояниях воды, о том, как вода помогает человеку, чтение и рассматривание
иллюстраций по теме «Вода», виртуальная экскурсия на завод по очищению воды.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ,беседа.
Наглядные: видеоролики, рисунки с изображением молекул воды в разных агрегатных состояниях.
Практические : физминутка, проведение эксперимента с очищением воды, создание модели молекулы
воды.
Словарная работа:обогащать словарь новыми словами: экология, фильтр, молекула, кристаллическая
решетка, изобретение.
Форма проведения: познавательно - исследовательская деятельность.
Оборудование для занятия:компьютер, проектор, экран, лед, вода, увлажнитель воздуха - для
демонстрации пара, карточки с изображением расположения молекул воды в разных агрегатных
состояниях воды (по одному комплекту на пару), смайлики на каждого ребёнка для этапа “рефлексия”.
Оборудование для проведения опытов: одноразовые стаканчики, самодельные фильтры из тонкого
фетра, талая вода, одноразовые тарелки с манной крупой, палочки для рисования, пластилин, ватные
палочки.
Ход занятия
Организационный этап
- Ребята! Сегодня у нас непростое занятие. Как вы, наверное, уже заметили, мы сейчас находимся не в
группе, а в научной лаборатории.
- Как вы думаете, кто работает в лаборатории и чем тут занимаются? (ученые, исследуют, проводят
опыты)
- Всё верно, здесь работают учёные. Они занимаются наукой: проводят различные опыты, чтобы ответить
на вопросы, которые нас интересуют (демонстрация на экране фото ученых в лаборатории).
- А какие, по вашему мнению, правила нужно соблюдать в лаборатории? (быть аккуратными, не
спешить, не баловаться, не шуметь, не пробовать на вкус лабораторные материалы и вещества,
надевать халат, шапочку, перчатки...)
- Для чего нужны все эти вещи? (для защиты, безопасности) Совершенно верно, самое главное в
лаборатории - соблюдать правила Безопасности!
Актуализация знаний
- Сегодня вам, как “учёным”, предстоит выяснить много интересного, но сначала напомните мне,
пожалуйста, что за наука - экология? (это наука о жизни природы)
- Совершенно верно! Вот мы в последнее время с вами очень много говорили о воде, о её свойствах, о том,
куда она попадает, когда растает снег и многое другое. А знаете ли вы, почему мы говорили именно о
воде? (22 марта объявлен Международным днём воды)
- Как вы думаете, почему для воды выделили отдельный день? (не потому, что на Земле много воды, а
потому, что она всё чаще требует защиты, чтобы люди обратили на неё внимание)
- Да, конечно, вы молодцы!
- Недавно мы с вами побывали на виртуальной экскурсии, на которой посетили настоящий завод по
очистке воды и узнали, какой долгий путь очищения проходит вода, чтобы попасть в наши краны уже
такой чистой. А так же мы во вемя прогулки набрали снег на нашей площадке, который сейчас уже
растаял и стал водой. (демонстрация талой воды) Но эта вода, как вы видите, совсем не чистая... А что
мы с ней можем теперь сделать? (очистить)
- Отличная идея! Если вам это интересно, предлагаю пройти в нашу лабораторию!
(дети проходят к столам с подготовленными заранее материалами для работы, надевают халаты и
шапочки, занимают свои места. Напоминание о соблюдении правил поведения и безопасности в
лаборатории)
Опытно - экспериментальная деятельность
- Посмотрите перед вами стакан с талой водой. Какая она? (грязная, мутная, с мусором)
-Да, действительно, она очень грязная. Как мы с вами уже знаем, есть много современных способов
очистки воды. Но сегодня мы попробуем очистить эту воду самостоятельно в нашей лаборатории при
помощи фильтров из тонкого фетра, которые я заранее заготовила. Аккуратно переливаем талую воду в
стаканчик с фильтром и следим за результатом...
(Самостоятельная экспериментальная деятельность: фильтрация воды)
- Ребята, что произошло с водой?
- Я тоже, как и вы, считаю, что вода стала чище! Можем мы теперь её пить? (нет, мы очистили её только
от крупных загрязнений, нужно ещё несколько раз пропустить её через фильтр, а потом
прокипятить)
- Какой вывод мы с вами можем сделать? (воду можно очистить и в домашних условиях)
- Да, верно! Но на этом наша работа в лаборатории не заканчивается! Давайте с вами вспомним, в каких
состояниях может находиться вода? (в твёрдом, жидком и газообразном)
(наглядная демонстрация агрегатных состояний воды: лёд, прозрачный стакан с водой, увлажнитель
воздуха - парообразное состояние воды)
- Верно! Молодцы! А почему вода может менять свои состояния? Из чего она состоит, как вы думаете?
(варианты детей)
Получение новых знаний
- Вода состоит из маленьких частиц, а называются они молекулами (показ изображения молекулы через
проектор). Это очень мелкая частица тела, которую не разглядишь простым глазом.
- Ученые всегда записывают или зарисовывают новую, полученную ими, информацию, чтобы не забыть.
Поэтому давайте зарисуем, как выглядит молекула воды деревянными палочками на манной крупе в
тарелочках, которые находятся на ваших столах. Обратите внимание, как она выглядит: словно у неё есть
голова и 2 ножки (зарисовка молекулы воды палочками на манной крупе)
- Так что же такое вода в твёрдом состоянии? (это лёд)
-А как же уживаются молекулы в таком кусочке?
( на столах у детей лежат три рисунка с изображением расположения молекул в разных состояниях
воды)
- Дети, внимательно посмотрите на рисунки, на которых изображено, как уживаются молекулы в разных
состояниях воды. Подумайте и решите, какой рисунок подойдет к твёрдому состоянию воды.
(дети работают в паре, советуются друг с другом, выбирают один из них и высказывают свои
суждения.)
- Проверим, правильно ли вы выбрали изображение молекул в твёрдом состоянии воды (показ на экране
видео о молекулах воды в твердом состоянии). Посмотрите, как здесь молекулы крепко держатся за руки
и стоят все точно по порядку! Такой порядок называется кристаллической решеткой. Каждая молекула на
своем месте, никто не толкается, все тихонько покачиваются на месте.
- А какой рисунок подойдет к жидкому состоянию воды?
(дети работают в паре, советуются друг с другом, выбирают один из них и высказывают свои
суждения.)
- (показ на экране видео о молекулах воды в жидком состоянии)Видите, здесь молекулы находятся в
жидком состоянии. Они уже не такие серьезные, как в твёрдом теле, хотя они такие же дружные, держатся
за руки, но не крепко. И все прыгают с места на место, никто не остаётся в покое!
- А вот и третье состояние воды, какое? (газообразное) (демонстрация пара)
- Как здесь живут молекулы?( дети находят нужную картинку)
(показ на экране видео о молекулах воды в газообразном состоянии)
- Все они летают, смеются, толкаются и врезаются друг в друга и в окружающие предметы. СпрОсите,
почему они так себя ведут? Потому что это молекулы газа, они всегда такие веселые, они очень любят
летать по воле ветра. Здесь им очень жарко, а молекулы, когда нагреются, становятся очень энергичными
и могут даже подраться!
- Как вы думаете, что же с ними сделать, чтобы они немного успокоились? (Их надо отнести в тень, там
прохладнее – молекулы остынут и станут спокойными)
- Всё верно! Это у молекул такое правило – чем выше температура вокруг них, тем быстрее они движутся.
Получается, что температура – это как еда для молекул, из нее они берут энергию.
Физминутка
(дети переходят в свободную часть “лаборатории”)
Детям предлагается поиграть в молекул. При команде «Лёд», дети стоят на месте, не шелохнувшись,
крепко держась за руки.. При команде «Жидкость» дети совершают прыжки с места на место, держась за
руки. При команде «Пар» бегают раздельно.
- Молодцы! Вы немножечко отдохнули, занимайте свои места и не забывайте про правила поведения и
безопасности в лаборатории! А теперь давайте с вами посмотрим небольшой отывок из мультфильма
“Смешарики” (демонстрация отрывка из м/ф на экране)
- Так из чего же, из каких химических веществ состоит молекула воды? (из 1-го атома кислорода и 2-х
атомов водорода)
- Да,молодцы! Посмотрите, у вас на столах лежат кусочки пластилина и ватные палочки. Сможем ли мы
из этих материалов изготовить модель молекулы воды? (сможем) А почему, подумайте, пластилин у вас
лежит разного цвета? ( красный кусочек - атом кислорода, 2 синих - атомы водорода)
- Отлично! Тогда приступаем к изготовлению моделей молекулы воды.
(дети самостоятельно делают модельки молекул воды из пластилина и палочек)
- Молодцы! А как мы сможем в дальнейшем использовать ваши модели молекул воды? (с их помощью
можем построить схему каждого состояния воды самостоятельно, можем сделать выставку)
- Отличная идея! А где мы можем увидеть выставочные экспонаты? (в музеях)
- Вот и мы с вами откроем свой небольшой музей молекул! который потом будем пополнять новыми
экспонатами!
Рефлексия
- Ребята, вам понравилась наша работа в лаборатории? Напомните, пожалуйста, что нового о воде вы
сегодня узнали?
- А что же нужно делать, чтобы наша Земля оставалась такой же цветущей и голубой? (надо охранять
чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их: не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в
них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода- это богатство нашей
планеты залог жизни и здоровья людей, животных и растений)
- Сейчас мы проведем голосование и узнаем, что больше всего вам понравилось на занятии:
1. Рассказ о молекулах
2. Очищение воды
3. Создание модели молекулы
( дети прикрепляют смайлик под нужной картинкой на доске)
- Мы с вами отлично поработали! Спасибо вам! Вы большие МОЛОДЦЫ!