Напоминание

"Формы взаимодействия с родителями для преодоления проблем обучающихся"


Автор: Малявко Елена Дмитриевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: БУ ХМАО-Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одарённых детей Севера»
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: "Формы взаимодействия с родителями для преодоления проблем обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Малявко Елена Дмитриевна,

учитель географии

БУ ХМАО-Югры

«Колледж-интернат Центр искусств

для одарённых детей Севера»

Формы взаимодействия с родителями для преодоления проблем

обучающихся

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители

являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,

интеллектуального

и

нравственного

развития

личности

ребёнка

уже

в

младенческом

возрасте».

Для

ребёнка

духовным

центром,

нравственным

основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад.

Поэтому

не

случайно

в

последние

годы

особую

важность

и

значимость

приобретает работа школы с семьёй.

Для наиболее продуктивного взаимодействия выбраны и реализуются

разнообразные формы деятельности (с. рисунок 1)

1.

Конференция

2.

Родительское

собрание

3. Семинар-

практикум

4. Творческие

мастерские

5.

Родительский

тренинг

6. Совместная

досуговая

деятельность

7.

Анкетирование

8.

Консультация

9. Общение

посредством

мессенджеров

Рис. 1 – Формы взаимодействия с родителями обучающихся

Любая из приведённых форм может использоваться как самостоятельно,

так и в комплексе с другими формами.

Школьная жизнь детей состоит не только из побед и достижений, но и

трудностей,

а

порой,

конфликтов,

следовательно,

представленные

формы

взаимодействия подходят для их эффективного решения.

Одной

из

первостепенных

трудностей

является

сниженный

уровень

освоения программы, что влечёт за собой отставание ребёнка в учёбе, потерю к

ней интереса и веры в свои силы.

Действия учителя в этом случае заключаются в организации беседы с

родителями по выявлению причин затруднения в освоении программы, которые

могут быть самыми разными (см. рисунок 2)

1. Слабый уровень

развития

способностей

2. Пробелы в знаниях

3. Завышенные

требования

родителей к

успеваемости

4. Неумение ученика

подчинять своё

поведение правилам

и требованиям

школы

5. Конфликтное

поведение

6. Отсутствие

интереса к обучению

Рис. 2 – Причины сниженного уровня освоения программы

Решение выбирается в зависимости от причин возникновения трудностей

и индивидуальных особенностей ученика.

Рекомендуемый подход к решению проблемы довольно разнообразен:

– не возводить трудность в степень трагедии;

– настрой на длительную совместную работу с учеником (со стороны

учителя), с ребёнком (со стороны родителей);

создание

ситуации

успеха

(со

стороны

учителя),

организация

поддержки (со стороны родителей);

– исключение из общения с ребёнком фраз укоряющего характера, а

также

назойливого

требования

отчитаться

о

полученной

отметке

(он

сам

расскажет, когда будет готов);

проблема

ребёнка

обсуждается

родителями

и

учителем

в

его

отсутствии;

– недопустимо сравнивать ребёнка с другими, более успешными детьми,

приводя их в пример;

родителям

необходимо

терпение,

если

они

помогают

ребёнку

выполнять домашнее задание;

учитель

и

родители

работают

в

тесном

контакте,

чтобы

ученик

понимал, что его поддерживают с обеих сторон;

необходимо

использовать

вознаграждение

за

успехи:

похвала

и

одобрение

со

стороны

учителя,

и

преференции со

стороны

семьи

в

виде

совместных походов в кино, кафе и др.;

обязательное

соблюдение

учеником

режима

дня,

что

позволит

рационально использовать время на труд и отдых.

Проблема успеваемости не может быть решена силами одного ученика,

даже если ему всемерно помогает учитель, т.к. это взаимодействие сохраняется

только в стенах школы. Лишь с участием родителей, которые заинтересованы в

успехе своего ребёнка, его перспективном личностном развитии, этот вопрос

может решиться положительным исходом.

Есть еще одна очень важная проблема, на которую чаще всего обращают

внимание

учителя,

встречая

детей

перед

началом

занятий

и

внимательно

«сканируя» их эмоциональное состояние. Это очень важно, т.к. становится

понятно, что ученик сегодня «не в форме», он не может продуктивно общаться,

он не доволен собой и окружающими.

Частое повторение такого состояния заставляет учителя насторожиться и

выйти на общение с родителями, т.к. именно из семьи ребёнок приносит в

школу эмоциональный заряд. Только при обоюдном подходе «семья-школа»

можно найти выход из сложившейся ситуации.

Зачастую

можно

слышать

озабоченные

высказывания

учителей,

что

нынешнее поколение учеников страдает плохой памятью. Это не всегда связано

с органическими проблемами. Дети слишком рано начинают понимать, что не

всю информацию нужно хранить в голове, т.к. есть и другие средства хранения,

надо только уметь ими пользоваться.

Совместно с родителями можно решить и эту проблему, где требуется

чёткая

классификация

того,

что

нужно

держать

в

памяти

и

что

всегда

востребовано в учебной деятельности и на экзаменах (таблица умножения и

деления, правила и термины, формулы и определения и пр.), а что можно найти

с помощью технических средств.

Особенно

в

последнее

десятилетие

можно

наблюдать

повышенную

несамостоятельность и избалованность детей, которая, безусловно, влияет на

учебные результаты. Дети даже не всегда понимают, что их капризы, которые

уместны в семейной обстановке, абсолютно противоречат требованиям школы.

Отдельные ученики требуют к себе повышенного внимания, хотят быть

центром сообщества и с трудом принимают то, что для учителя все дети равны

и в школе нет места для удовлетворения узких прихотей, которые возникают у

эгоцентричных учеников.

Родители,

поощряющие

капризы

детей,

не

до

конца

осознавая,

что

внутрисемейные отношения подобного рода, порождают несамостоятельность

учащихся в школе, трудности, связанные с выбором деятельности и, даже,

нежеланием осуществлять этот самостоятельный выбор, т.к. он влечёт за собой

самоконтроль и самооценку.

Похвально то, что люди стремятся к успеху, но, когда это стремление

превосходит все границы или замещает собой другие стремления, это приводит

к излишне высоким требованиям к детям со стороны родителей.

Ученики

пребывают

в

ситуации,

когда

их

постоянно

сравнивают

с

достижениями других детей. Результаты сравнения не всегда удовлетворяют их

притязания, что вызывает нервный всплеск.

Требования со стороны родителей по отношению к детям перерастают в

необоснованные требования к учителям со стороны учеников, выражающиеся в

желании

получения высокой отметки,

не

подтверждённой адекватными ей

результатами.

Школа в лице учителей-предметников проводит работу с учениками и их

родителями, обеспечивающими понимание того, что нельзя в погоне за успехом

забывать

об

общечеловеческих

ценностях,

физическом

и

психическом

здоровье, которое, как известно, надо беречь смолоду.

Нельзя не упомянуть о том, что в среде обучающихся время от времени

вспыхивают

конфликты,

порождённые

возрастными

и

социальными

причинами, среди которых:

– конкуренция в учебной деятельности;

– конкуренция взглядов на мир;

– борьба за лидерство и популярность;

– борьба за место в возрастной группе.

Конфликт

детей,

порождённый

вышеперечисленными

причинами,

однозначно, нельзя

решить

только

силами учителя.

Из

этого

следует,

что

родители

принимают

самое

активное

участие

в

решении

этих,

довольно

серьёзных проблем, к чему, порой, привлекаются специалисты школы.

Здесь нельзя перечислить список используемых средств, т.к. он в каждом

отдельном случае сопряжен с конкретным учеником и конкретной причиной.

В нашу жизнь довольно прочно вошло виртуальное общение. В силу

возраста,

а,

как

следствие,

быстрого

понимания

возможностей

гаджетов,

самыми активными пользователями являются подростки. Не всегда социальные

сети

используются

для

позитивных

целей,

поэтому

приходится

решать

проблемы, произрастающие уже из виртуального, а не реального общения.

Школа, в таких случаях, апеллирует к родителям (законным представителям),

т.к. эта проблема выходит за пределы учительско-ученического общения и

затрагивает личные амбиции оппонентов.

Благодаря совместным усилиям дети получают информацию о том, что

конфликты

можно

решать

разными

способами,

среди

которых

есть

компромисс,

уступка,

сотрудничество,

что

гораздо

продуктивнее,

чем

агрессивное противоборство, да еще и вынесенное на всеобщее обозрение.

Конечно, дети получают и юридическую информацию, касающуюся защиты от

оскорбления в публичном пространстве.

Иногда

конфликты

возникают

из-за

неравного

положения

учеников,

связанных

с

разным

достатком

семей.

Телефоны

и

планшеты

лучшей

модификации вызывают разные реакции: внимание и восхищение, зависть и

злобу. Ещё нужно отметить, как этот достаток в виде вещей преподносится их

владельцем. Не всегда дети понимают, что дорогие вещи, это не признак

статусности, т.к. они заработаны не ими, а их родителями.

Имея

дорогие

вещи,

которые

не

все

семьи

могут

себе

позволить,

необходимо вести себя достойно и с уважением к другим детям.

Таким образом, мы определили самые распространённые в ученической

среде

конфликты,

продуктивное

решение

которых

возможно

только

при

участии родителей (см. рисунок 3)

1. Сниженный

уровень освоения

программы

2. Неустойчивое

эмоциональное

состояние

3. Необоснованное

использование

гаджетов

4. Повышенная

несамостоятельность

и избалованность

детей

5. Излишне высокие

требования к детям

со стороны

родителей

6. Конфликты,

порождённые

возрастными и

социальными

причинами

7. Некорректное

виртуальное

общение

8.

Неравный достаток в

семьях

Рис. 3 – Перечень конфликтов, продуктивное решение которых возможно

только при участии родителей

Итак,

многолетние

наблюдения

показывают,

что

для

решения

любых

конфликтов

предпочтительнее

очное

общение,

когда

родители

и

учитель видят друг друга, готовы внимательно выслушать и обсудить наиболее

благоприятные

способы

решения

проблем

детей.

Важно

помнить,

что

конфликт,

это

неизбежная

часть

жизни,

которая

помогает

нажить

определённый опыт.



В раздел образования