Автор: Студеникина Дарья Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №20 "Дельфин"
Населённый пункт: Г. Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: практическая консультация
Тема: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических игр
Раздел: дошкольное образование
Практическая консультация:
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
посредством музыкально – ритмических игр».
Подготовила
Студеникина Д.А.
Музыкальный руководитель
МДОУ « Д/с №20 «ДЕЛЬФИН»
Южноуральск
2023 г
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь,
лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и
легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и
коротких длительностей.
Чувство
ритма
–
это
способность
активно
переживать
музыку,
чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его
воспроизводить. Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без
которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в
музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-
выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи,
помогает
более
легкому
запоминанию
стихотворений,
развиваются
интеллектуальные способности ребенка. Если чувство ритма несовершенно у
ребенка слаба, развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее
всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является
врожденным.
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-
музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше.
Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию
чувства ритма, нужно включать уже с младшей группы, а какие-то формы
работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр,
пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении,
слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических
играх с музыкальными инструментами.
Музыка воздействует в первую
очередь на эмоциональную сферу ребёнка.
На положительных реакциях дети
лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и
музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную
сферу детей. К такому роду игр относятся игры с палочками. Упражнения с
палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей,
вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при
освоении
детьми
различных
ритмов,
развитии
метроритмического
и
тембрового слуха.
Уважаемые коллеги на ваших стульях заранее были разложены клавесы
(ритмические палочки) Прошу вас взять их в руки. И сейчас я хочу
предложить вашему вниманию первую музыкально ритмическую игру с
клавесами.
1. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА ПОВТОРЯШКА
1.
По дорожке конь бежит
И копытцами стучит (стучим палочками)
Слушай, слушай не зевай (палочки молчат и слушаем ритм)
За лошадкой повторяй.
Повторяем ритм
2.
Дятел на дубу сидит
И по дереву стучит
Слушай, слушай не зевай
И за дятлом повторяй.
Повторяем ритм
3.
Зайка на пеньке сидит
Лапкой по пеньку стучит
Слушай, слушай не зевай
И за зайкой повторяй.
Повторяем ритм
Песня про ЛОШАДКУ
сл. и муз. И. Пантелеевой
1. Стой, лошадка пррррр, оседлать тебя хочу.
И-го-го-го-го, вот, как я скачу.
(щелкаем язычком) Еду, еду. (щелкаем язычком) К маме еду.
(щелкаем язычком) И к обеду успею я.
2. Эй, лошадка, Но. Ты неси меня, неси.
И-го-го-го-го. Сильно не тряси.
(щелкаем язычком) Еду, еду. (щелкаем язычком) К папе еду.
(щелкаем язычком) И к обеду успею я.
3. Стой, лошадка прррррр, мы скакали два часа.
И-го-го-го-го, дам тебе овса.
(щелкаем язычком) Еду, еду. (щелкаем язычком) К бабе, к деду.
(щелкаем язычком) И к обеду успею я.
В этой игре мы можем не только музицировать палочками, но и если
петь с детьми эту песню, то получатся у нас артикуляционные упражнения
(цоканье язычком и "тпру")
2. МУЗЫКАЛЬНО РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА КУ ЧИ ЧИ.
С использованием стульев (для игры приглашаются мои воспитатели, с
которыми я работаю).
Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию,
основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных
музыкальных
инструментах.
В
составную
часть
занятий
входили
упражнения,
которые
способствовали
развитию
чувства
ритма
через
динамику движений. Согласно Карлу Орфу, необходимо как можно раньше
начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников
форме : ритмических упражнений, музыкальных игр. Исследователи (К. В.
Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не
может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным.
К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все
наше
тело.
Восприятие
ритма
вызывает
многообразие
двигательных
ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани,
грудной клетки. Часто к этому добавляется звучащий жест. (Звучащие жесты
– это игра звуками своего тела, игра по поверхности тела: хлопки, шлепки по
бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др.)
Поэтому
сейчас
я
предлагаю
вашему
вниманию
музыкально
ритмическую игру на развитие не только чувства ритма, но еще и на
внимание.
(Для музыкально ритмической игры приглашаются 3 специалиста).
3. МУЗЫКАЛЬНО РИТМИЧЕСКАЯ – ИГРА НА РАЗВИТИЕ
ВНИМАНИЯ И ЧУВСТВА РИТМА. Использование стола и изображенных
предметов на нем. Ладонь, кружок, 2 палочки.
Музыкально – ритмические игры с ускорением позволяют развивать
эмоциональность и образ восприятия музыки, чувства ритма, музыкальную
память, быстроту реакции, воспитывают самостоятельность . Движения
связанные с музыкой ее характером способствуют целостному ее
восприятию. Отвечая своими движения на особенности темпа, мелодии ,
ритма динамики, дети начинают чувствовать выразительное значение
элемента в музыкальной речи.
4. МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА НА УСКОРЕНИЕ
Этот танец озорной. (приглашаю САМЫХ ЭНЕРГИЧНЫХ
педагогов) встаем в кружочек.
И в заключении хотелось бы сказать. Музыкально-речевые игры как
трамплин
для
развития
музыкально-ритмических
способностей,
способствующих общему развитию: умственных способностей, психических
процессов
-
мышления,
памяти,
внимания,
слухового
восприятия,
ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции,
что очень важно для детей дошкольного возраста. Чувство ритма даёт
возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё
отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно
богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой
личностью.