Напоминание

Как правильно обучить дошкольников ПДД.


Автор: Борисова Ольга Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №463
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Публикация
Тема: Как правильно обучить дошкольников ПДД.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как правильно обучить дошкольников ПДД.

Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная

необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в

учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребенок должен

усвоить

основные

понятия

системы

дорожного

движения

и

научиться

важнейшим правилам поведения на дороге.

ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который

воспитатели

стараются

донести

до

детей,

ведь

от

этого

зависит

их

безопасность на дороге.

Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент

для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед

ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без

исключения правил дорожного движения.

Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению

детей

правилам

дорожного

движения.

Проблема

детского

дорожно-

транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А

необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения

о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в

профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ.

Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку

стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД

проводя мероприятия в различных формах.

Существующие образовательные программы в той или иной мере решают

задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они

позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию,

поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать

в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и

чувства.

Содержание

образования

в

них

определяется

действующими

Правилами дорожного движения. Только совместными усилиями, используя

знания, терпение и такт, возможно:

1. Расширить представления детей о правилах безопасного поведения на

улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные

формы познания: проектирование, и так далее.

2. Научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и

делиться своим опытом с окружающими.

3. Пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД,

совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать,

рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме.

4. Воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять

интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей

навыкам

организации

безопасного

образа,

активизировать

внимание,

наблюдательность, изобретательность, инициативность.

Обучение

правилам

дорожного

движения,

воспитание

культуры

поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией

программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного

процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая

состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя

чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного

поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и

развивающей среды Развивающая среда для обучения основ безопасности

дорожного движения в группе включают в себя:

- макеты улиц города;

-наборы транспорта;

- дорожные знаки;

- светофоры;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

-дидактические игры.

При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил

дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с

транспортной системой города:

а) ребенок – пешеход;

б) ребенок – пассажир городского транспорта;

в) ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед,

снегокат, санки, ролики и др.).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения

детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее

нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать

все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал

через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной

жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в

самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления

программы воспитания в детском саду.

В методическом кабинете должны быть наглядные учебные пособия для

разных

возрастных

групп

демонстрационные

картинки,

плакаты,

раздаточный дидактический материал, макеты улиц, схемы, разнообразные

игрушки: специальные машины ( легковые, грузовые, скорой помощи,

пожарные и другие); куклы, одетые в форму регулировщиков; необходимые

атрибуты для управления движением — жезлы, светофоры и т. п.; методическая

художественная литература, литературный материал для чтения и заучивания

наизусть; сценарии праздников и развлечений. Большое внимание уделяется

вопросам повышения квалификации педагогов, в том числе и в области

профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр;

смотры на лучшую группу в работе по ПДД; разрабатываются материалы по

работе с родителями ( анкеты, тесты и другие материалы).

В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им

необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада

нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать

его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок,

специальных

упражнений,

развивающих

двигательные

навыки,

при

выполнении

заданий

в

альбомах

по

рисованию,

обводке,

штриховке,

конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на

занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе

опасных и безопасных дорожных ситуаций

Особенно

важен

принцип

наглядности,

который

традиционно

применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть,

услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических

занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно

правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог),

сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых

привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать

следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано

полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему

будут

даваться

знания

по

дорожной

тематике

в

общеобразовательном

учреждении.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам

безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у

детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых

привычек

безопасного

поведения

на

улице.

Воспитательный

процесс

рекомендуется осуществлять:

1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых

прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные

знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по

дорожной тематике. Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как

сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком

того, что является правильным или неправильным. Также большое значение

имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и

желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

Воспитывая

дошкольников,

педагог

применяет

такие

методы,

как

внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети

особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить

самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться

только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей

следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений,

развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по

рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т.

д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием

дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в

работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать,

потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно

обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди,

сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим

параметрам. В результате таких занятий дошкольники получают знания о том,

что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице,

держать взрослого за руку.

Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде

рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке,

обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук. На

прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение

ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также

воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее

пределы нельзя.

На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания

дошкольников

о

транспортных

средствах,

их

видах

и

конструктивных

особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых

пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по

которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На улице

полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения.

Следовательно, в игровом уголке группы должны быть:

а) набор транспортных средств;

б) иллюстрации с изображением транспортных средств;

в) кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора;

г) атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули,

шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того

или иного вида транспорта и т.д.);

д) дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь

машину в гараж», «Светофор»;

е) картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут

пассажиры», «Найти такую же картинку»;

ж) простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены

тротуар и проезжая часть;

з) макет транспортного светофора (плоскостной);

и) макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от

батарейки;

к) дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;

л) макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные

логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки

безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот

макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать

улицу;

м) также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно

входят

такие

дорожные

знаки

как:

информационно-указательные

«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки

автобуса

и

(или)

троллейбуса»;

предупреждающие

знаки

«Дети»;

запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на

велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка»,

«Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи

дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо

иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные

знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам

дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в

городе.

2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному

поведению на дороге.

4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже

имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.

5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и

обратно с родителями.

Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного

движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого

обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного

движения.



В раздел образования