Автор: Козулькина Ирина Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №310
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы по использованию ИКТ в ходе проведения образовательной деятельности «Художественно — эстетическое развитие (музыка)» в условиях реализации ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по использованию ИКТ в ходе проведения образова-
тельной деятельности «Художественно — эстетическое развитие (му-
зыка)» в условиях реализации ФГОС ДО»
МАДОУ «ЦРР – детский сад №310»
Подготовила: музыкальный руководитель
Козулькина И.А.
Уфа - 2022
Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный
стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Рос-
сийской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом
Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложен ряд принципов,
один из которых: реализация Программы в формах, специфических для детей
данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и ис-
следовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечива-
ющей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Так как специфика дошкольного возраста предполагает многократное по-
вторение одного и того же программного материала, передо мной возникла
проблема как внести разнообразие в формы подачи.
Я обратилась к интерактивным формам обучения. Интерактивный озна-
чает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диало-
га с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, челове-
ком).Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная фор-
ма организации образовательной деятельности. Она имеет в виду вполне кон-
кретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании
комфортных условий обучения, таких, при которых ребенок чувствует свою
успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктив-
ным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько за-
дач:
•
развивает коммуникативные умения и навыки,
•
помогает установлению эмоциональных контактов между воспитанни-
ками,
•
обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в
команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать все доступное разнооб-
разие технических средств обучения. При взаимодействии с детьми в
культурно – досуговой деятельности использую мультимедийный проектор,
музыкальный центр караоке, компьютер со специально подобранными про-
граммами.
Помимо стандартного набора форм работы с использованием техниче-
ских средств обучения(ТСО): демонстрация отдельных изображений, слай-
дов. Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного
композитора используется показ портретов, видеоряд иллюстраций к музы-
кальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.
Музыкально ритмические движения: использование мнемотаблиц, с по-
мощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучи-
вать элементы танцев.
Пение: по графическому изображению разучивать различные попевки,
упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам
узнавать и учить песни.
Музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые пред-
ставления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело
– грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.
Игра на детских музыкальных инструментах: знакомство с музыкальны-
ми инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучивать партии в ор-
кестре. Я использую в своей работе созданные мной видеофильмы, о кото-
рых я бы хотела рассказать более подробно. Так как мне хотелось чтобы мои
занятия содержали в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывали
интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовали созданию
положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и твор-
ческих способностей, я решила использовать мультипликацию, разумеется
предварительно мной обработанную. При составлении конспекта занятия я
подбираю героев из любимых детьми мультипликационных фильмов. Дети с
большим энтузиазмом решают проблемные ситуации, поставленные перед
ними любимым героем. Скачиваю видеофаил с мультфильмом из сети интер-
нет, обрабатываю его в программе Windows Movie Maker (вырезаю необхо-
димые мне фрагменты), убираю озвучку аниматоров и накладываю свой,
предварительно записанный аудиофаил. Далее смонтированный фильм
сохраняю.
И сейчас хочу вам показать фрагмент музыкального занятия с использо-
ванием ИКТ.
Подводя итог,
хочу сказать,
что
использование информационных
компьютерных технологий с дошкольниками имеет ряд преимуществ :
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении са-
мими видеогероями являются стимулом познавательной активности детей;
- в процессе своей деятельности с интерактивными развивающими про-
граммами дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое
может.
На собственном опыте, убедилась, что использование ИКТ на музыкаль-
ных занятиях приносит большую пользу. Они становятся яркими, интересны-
ми, творческими. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкаль-
ного воспитания важнейшей остается роль музыкального руководителя, кото-
рого не сможет заменить ни один компьютер!