Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


Автор: Гениятова Ольга Габдулловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 310
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности формирования навыка пересказа у детей дошкольного

возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Нарушение связной речи (пересказа), один из симптомов общего

недоразвития речи.

Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в построении

конструкции связной монологической речи. При пересказах дети не умеют

последовательно и достаточно полно излагать свои мысли, пропускают

отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Творческий пересказ дошкольникам с ОНР дается с большим трудом.

Дети испытывают достаточно серьезные затруднения в определении замысла

рассказа,

в

изложении

последовательного

развития

сюжета.

Нередко

выполнение творческого задания подменяется пересказом уже знакомого

текста.

При пересказе короткого текста дети не всегда полностью понимают

смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали,

нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние

эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе

необходимого слова.

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием

речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения,

отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на

причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Также в пересказе возникают пропуски, искажения, перестановки

материала и пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала.

Ребенок с ОНР III уровня не умеет самостоятельно вычленять образное

писание, сравнение, и опускает их, от этого его пересказ становиться

схематичным обедненным. Поэтому в активный словарь детей логопатов

поступает

далеко не весь языковой материал произведения.

В условиях педагогического руководства дети с ОНР III уровня

способны осмысленно эмоционально воспринимать художественное слово;

относительно полно и конкретизированно воссоздавать в пересказе образы

персонажей, ситуаций; передавать события в нужной последовательности;

выражать личное отношение к герою и его поступкам. Анализ высказываний

детей с общим недоразвитием речи выявляет картину выраженного

аграмматизма. Характерными для подавляющего большинства являются

ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам

(«много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы», «гнезды» и

т.п.); при согласовании числительных с существительными («пять мячев,

ягодом», «два руки» и т.п.); прилагательных с существительными в роде и

падеже («я рисую краскам ручкам»).

Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание («я

идаю батиком» - я играю с братиком; «книга лезиттае» - книга лежит в

столе); замена («нигаупаяи тая» - книга упала со стола), недоговаривание

(«полезя а заболь» - полезла на забор; «посьля а уисю» - пошла на улицу).

Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании

существительных

с

помощью

уменьшительно-ласкательных

суффиксов

(«деревко»,

«ведречко»),

прилагательных

(«мехняя

шапка»,

«глинный

кувшин», «деревкинтул», «стекловая ваза»). Они допускают много ошибок

при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит - идет, вместо

спрыгивает - прыгает, вместо пришивает - шьет).

Указанные недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического

строя с наибольшей отчетливостью проявляются в пересказе.

Приведем пример: «коськавовитмыську. Кот аез (залез) ботинок, сто

мыськупомать. Он помотель (посмотрел), ее там нет, убезял».

При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в

передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий,

действующих лиц.

Пересказ-описание

для

детей

малодоступен.

Они

обычно

ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.

Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи III

уровня

активная речь может служить средством общения лишь в условиях

постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений

и т.п.



В раздел образования