Автор: Летягина Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №251 СП
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Контрольная работа
Тема: "Игра, как средство воспитания"
Раздел: дошкольное образование
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория и методика воспитания»
на тему: «Игра, как средство воспитания»
Выполнил: Летягина Е.Н.
Форма обучения: заочная
Профиль обучения: Психология образования
Группа: ЗФ – 110/099 – 5- 1
Проверил: Барышникова Е.В., к.п.н., доцент
Челябинск, 2014- 2015 уч.год
2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….
3
1.Что дает игра детям……………………………………………………………….
4
2. Игра как средство обучения, воспитания и развития в дошкольном
возрасте ……………………………………………………………………………. 6
3. Игра как метод воспитания дошкольника………………………………...…… 9
4. Особенности применения игровых технологий в ДОУ………………………..
15
5. Средства, используемые в игровых технологиях……………………………… 19
Заключение…………………………………………………………………………..
21
Список литературы………………………………………………………………….
23
3
Введение
Время диктует новые требования к использованию педагогических техноло-
гий, направленных на развитие ребенка, раскрытие его творческого потенциала,
обучение навыкам самостоятельного разрешения сложных жизненных ситуаций.
Педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, мето-
дов, способов приёмов обучения и воспитательных средств, системно используе-
мых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагоги-
ческих установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обу-
чения и воспитания ребёнка. Педагогические технологии различаются по разным
основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или
научной концепции), по целям и задачам (воспитание личностных качеств, фор-
мирование знаний, развития индивидуальности), по возможностям педагогиче-
ских средств. К основным видам педагогических технологий, используемых в до-
школьном образовательном учреждении (ДОУ), относятся игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу мето-
дов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педаго-
гических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существен-
ным признаком – четко обучения и соответствующим ей педагогическим результа-
том, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью.
Цель
работы
–
изучить
проблему
игровых
технологий
в
ДОУ.
Д л я
д о с т и ж е н и я
ц е л и
б ы л и
п о с т а в л е н ы
с л е д у ю щ и е
з а д а ч и :
1.
Изучить понятие игры как средства обучения, воспитания и развития в до-
школьном возрасте.
2. Изучить понятия игры как метода воспитания.
3.
Изучить
особенности
применения
игровых
технологий
в
ДОУ.
4.
Рассмотреть
основные
средства,
используемые
в
игровых
технологиях.
Метод
исследования
-
теоретический
анализ
педагогической
литературы.
1. Что дает игра детям.
4
Игра дает свободу она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя,
только добровольно.
Игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью,
жесткой детерминацией образа жизни. Игра - это неординарность.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и непреложна. Нельзя
нарушать правила и быть в ней. Это качество очень ценно сейчас в нашем неста-
бильном, беспорядочном мире.
Участие в ней формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенден-
цию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности,
противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает увлеченность. В ней нет частичной выгоды. Она интенсивно во-
влекает всего человека, активизирует его способности.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок,
что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после оконча-
ния игры, вне ее рамок [11, с. 112].
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает и активизирует
ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым
интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа
была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максималь-
ной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о само-
ограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сы-
гранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания
новых миров, мифов, ситуаций, правил игры; интерес к хорошей литературе, по-
скольку ролевая игра создается методом литературного моделирования; возмож-
ность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать
ее; радость общения с единомышленниками. Игра дает умение ориентироваться, в
реальных жизненных ситуациях, путем проигрывания их неоднократно и как бы
5
понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость.
Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передает-
ся детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в вы-
полнении поставленной цели.
На современном этапе развития общества, одной из главных задач воспита-
ния дошкольников является обеспечение всестороннего развития детей, через
формирование их самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех
видов детской деятельности.
Целью воспитания является формирование мыслящей личности, способной
к преобразующей деятельности, умственно развитой, имеющей потребность в
самосовершенствовании.
И
игра
рассматривается
как
одного
из
важнейших
средств всестороннего развития дошкольника [13, с. 190].
Исходя из поставленной цели, представляется целесообразным ограничить-
ся следующим кругом задач:
•
Рассматривая
систему
методов
воспитания,
выявить
своеобразие
игры;
•
определить цели и задачи применения данного метода в дошкольном
учреждении;
•
выявляя характерные особенности игр разных видов, сформулировать
функции их применения;
•
создать систему игр, применение которых целесообразно в системе
современного дошкольного воспитания.
Во время работы над данной проблемой ведущими являются методы анали-
за, синтеза, дедукции и конструирования [5, с.72].
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, как метод
воспитания, в котором развиваются духовные и физические силы ребенка, и как
способ усвоения общественного опыта.
Профессор П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве ко-
торого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для
ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям,
6
которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обык-
новенно связаны с возвышающим чувством удовольствия» [11, с. 218].
2. Игра как средство обучения, воспитания и развития в дошкольном воз-
расте.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему
ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая
наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоцио-
нального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на сво-
бодном общении равных. Игра представляет собой особую форму познания окру-
жающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них
цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практиче-
ской цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его
достижения. Важным моментом является установление преемственности содержа-
ния вне игрового опыта и игры. Речь идет не о копировании в игре реальных пред-
метных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игро-
вое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную осно-
ву [2, с. 29]. Игра – это один из тех видов детской деятельности, которой исполь-
зуется взрослыми в целях воспитания детей, обучая их различным действиям с
предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как лич-
ность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут за-
висеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людь-
ми [11, с. 117]. Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение
трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Многие авторы призна-
ют ведущую роль игры в формировании психики ребенка (Л. С. Выготский, П. Ф.
Каптерев, А. Н. Леонтьев, П. Ф. Лесгафт, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, К.
Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.). К. Д. Ушинский придавал большое значение
совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения,
и утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно и могут определить ха-
рактер и поведение человека в обществе. Я. А. Коменский отмечал, что в игре раз-
виваются все виды способностей ребенка, расширяется и обогащается круг пред-
7
ставлений об окружающем мире, развивается речь, в совместной игре ребенок
сближается со сверстниками [11,с.100]. Дидактическое направление использова-
ния игры развивали И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман, Ф. Фребель, М. Монтессори.
Через игру ребенок познает законы мироздания и самого себя, игра развивает его
ф и з и ч е с к и ,
о б о г а щ а е т
р е ч ь ,
м ы ш л е н и е ,
в о о б р а ж е н и е .
Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культу-
ры.
1) Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социали-
зации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы це-
ленаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, ду-
ховных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и
спонтанные процессы, влияющие на формирования человека. Социокультурное
назначение игры означает синтез усвоения человеком богатства культуры, потен-
ций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функциониро-
вать в качестве полноправного члена коллектива.
2) Функция межнациональной коммуникации. Игры позволяют моделиро-
вать разные ситуации жизни, искать конструктивный выход из конфликтов, учат
разнообразию
эмоций
в
воспитании
всего
существующего
в
жизни.
3) Функция самореализации человека в игре. Игра важна как сфера реализа-
ции себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не её ре -
зультат, конкурентность или достижение какой-либо цели.
4) Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по
игровым правилами конкретная.
5) Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью: во-
первых, в игре индивид максимально проявляет свой интеллект, креативность; во-
вторых, сама игра – это особое «поле самовыражения».
6) Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть исполь-
зована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведе-
нии, в общении с окружающими, в учении. Д. Б. Эльконин писал, что эффект иг-
ровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, в которые
8
ролевая игра ставит ребёнка как с взрослыми так и со сверстниками, отношений
свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит
в конце концов к терапевтическому эффекту.
7) Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происхо-
дит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если процесс и
цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны помочь детям с откло-
няющимся поведением справиться с переживаниями, препятствующими их нор-
мальному самочувствию и общению со сверстниками.
8)
Развлекательная
функция
игры.
Игра
создает
определённый
комфорт
благоприятной
атмосферы,
душевной
радости,
обладает
способностью
давать
пищу фантазии выводящей в развлекательность. Игры различают по содержанию,
организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых средств,
происхождению и т. д. Но среди них выделяют две группы: творческие игры и
игры с правилами [11,с.119]. Содержание творческих игр дети придумывают сами,
отражая в них свое понимание окружающего и отношение к нему. Игры с прави-
лами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложно-
сти правил, они предназначены для детей разного возраста. В свою очередь, обе
группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сю-
жетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и игры-драматизации.
Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воз-
действию подразделяют на игры дидактические, в которых, прежде всего, развива-
ется умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры
подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкаль-
ные, развивающие музыкальные способности.
Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие
особенности: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуют-
ся (решаются) через игровые действия; игровой замысел (задача) и игровые дей-
ствия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулиру-
ются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям само-
стоятельно организовывать и проводить игру [5, с. 148].
9
3. Игра, как метод воспитания дошкольников
Перед воспитателем всегда стоит задача найти новые неизведанные пути,
которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволя-
ют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Метод
воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Можно сказать так-
же, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение
воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Конструирование, выбор и правильное применение метода воспитания - вершина
педагогического профессионализма. В настоящее время наиболее объективной
представляется классификация способов воздействия на сознание и поведение де-
тей на основе направленности интегративной характеристики, включающей в себя
в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспи-
тания [4, с. 43]. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы
методов воспитания:
•
методы формирования сознания личности;
•
методы организации деятельности и формирования опыта обществен-
ного поведения;
•
методы стимулирования поведения деятельности.
Таким образом, в системе методов воспитания игра занимает место в группе
методов организации деятельности и формировании опыта поведения.
Одна из главных сфер воспитания детей до школы – игра, Поэтому при раз-
работке проблем общественного дошкольного воспитания, естественно к ряду
главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможно-
сти, следует рассматривать игру как метод воспитания, как средство для решения
определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возрас-
та [12, с.90].
Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В зависимо-
сти оттого, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в
большей или меньшей мере использовать их для педагогических целей, как фор-
му, содержание или метод работы с детьми.
10
В педагогике Фребеля, который первым квалифицировал игру, как педаго-
гическое явление, игра дидактизирована, она выполняет задачи обучения. С ее по-
мощью детям дается представления о форме, величине, цвете, о владении движе-
нием. Игра служит методом при пользовании дидактическим материалом - дара-
ми. В педагогике Декроли игры также употребляются по преимуществу как об-
разовательное средство. В свое время все это было большим завоеванием в разра-
ботке конкретной педагогики детей дошкольного возраста [2,с.15].
Установить какие-либо закономерности детских игр - довольно сложная за-
дача. Хотя эти игры и имеют общие черты, все же они часто очень отличаются
друг от друга и обусловлены различными обстоятельствами их реализации.
Характер игр в основном обусловлен возрастом детей, условиями, в которых
они играют, полом, игрушками и материалом, имеющимся в их распоряжении, а
также от умственного и физического развития ребенка, от воспитания, полученно-
го в семье, яслях, детском саду.
Разнообразие вариантов игр не позволяет классифицировать их только по
возрасту детей, содержанию, характеру или другим признакам, ибо созданные та-
ким путем категории игр даже отдаленно не исчерпали бы всех возможностей и
комбинаций. Наиболее приемлемым является деление всех игр на 4 группы в за-
висимости от того, какой психологический процесс занимает в данной игре глав-
ное место.
а) Функциональные игры.
В них находят применение разные функции развивающихся органов, движе-
ние тела и конечностей, головы, такие игры заключаются в том, что ребенок ле-
жит, хватает предметы, ударяет ими. Эти игры характерны для годовалых детей,
затем они постепенно прекращаются [10,с.65].
б) Рецептивные игры.
Основным в этом виде игр является восприятие внешних импульсов. Здесь в
максимальной мере действуют органы чувств, зрение, слух, осязание. Рассматри-
вание картинок, книг, различение звуков – вот основное содержание этих игр. Та-
11
кие игры проводятся с детьми от одного года и старше, наиболее подходящий воз-
раст 5 лет.
в) Творческие игры.
Составляют, самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольно-
го периода. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, со-
держание и правила игры. Характерным для этих игр является отражение окружа-
ющей жизни, деятельности человека и отношение между людьми. Каждая творче-
ская игра это как бы отображение мира в уменьшенном масштабе. Известный со-
ветский писатель и мыслитель А.М. Горький сказал, что игра для детей - это «путь
к познанию мира» [2,с.35].
Значение творческих игр нужно видеть и в их глубоком воспитательном воз-
действии. Характер ребенка в значительной мере формируется в игре и при помо-
щи игр. Поэтому очень важно уделять внимание детской игре, уметь понимать её
смысл, характер и особенности, так как это имеет большое значение для использо-
вания её в воспитании.
Значительную часть творческих игр составляют ролевые игры. В этих играх
дети берут на себя определенную роль и вживаются в изображаемую ситуацию.
Они вводят в свою игру типичную ролевую формулировку «как будто я врач
(мама, учитель, водитель) ». Дети отличают игру от действительности, они осо-
знают, например, что они не настоящие машинисты, что их поезд построен из сту -
льев. Доказательством тому служат слова «как будто бы, в самом деле, только так»
[1, с.17]. Но, хотя дети сознают, что игра не настоящая жизнь, они по настоящему
переживают свою роль, искренне выражая своё отношение к жизни, свои мысли,
чувства. Они относятся к игре как к серьёзному делу, И именно потому, что роле -
вая игра богата различными эмоциональными переживаниями, она оставляет в со-
знании ребенка глубокий след, который влияет на его отношение к окружающей
действительности. В ролевых играх, как правило, большое число участников. Это
собственно коллективные игры. 0ни требуют от детей более самостоятельных и
зрелых действий, поэтому их можно проводить тогда, когда речь и мышление ре-
12
бенка достаточно развиты, примерно с двух лет, более всего они соответствуют
старшему дошкольному возрасту.
В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, роле-
вая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего
расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей дея-
тельности.
Одной из разновидностей творческих игр являются игры – драматизации. В
этих играх дети изображают события на тему рассказа, сказки, театрального пред-
ставления. В них дети осваивают идею произведения развития действий, ход со-
бытий и их обусловленность. Творчество детей проявляется в том, что они прав-
диво изображают какой-либо персонаж художественного произведения. Так как в
игре переживания героев часто сливаются с личными переживаниями ребенка и
при этом ребенок прилагает большие усилия, чтобы изобразить героя как можно
более правдиво и искренне, мы придаем играм-драматизациям большое воспита-
тельное значение [3, с. 75].
Следующим подвидом творческих игр являются конструктивные игры. В их
основе заложено стремление что-либо создать, причем основное внимание уделя-
ется результату. В конструктивных играх ярко проявляется интерес детей к свой-
ствам предмета и стремление научится с ним обращаться. В этих играх необходи-
мо
обеспечить
детей
конструктивным
материалом,
которым
могут
служить
конструкторы различных видов и размеров, строительные наборы, естественный
материал: песок, глина, камень, шишки, доски, бумага, куски материи. Из этого
материала дети строят или по собственному замыслу, или по заданию воспитате-
ля. Содержание конструктивных игр - строительство, вырезание, складывание.
Эти игры направляют внимание ребенка на разные виды строительства, воспиты-
вают конструктивные навыки, организуют и сближают детей, приобщают их к
трудовой деятельности взрослых и начинают привлекать детей примерно в два
года. Наиболее подходящий возраст - 6 лет. Конструктивные игры имеют преиму-
щественно творческий характер однако важно чтобы воспитатель облегчил детям
переход от бесцельного нагромождения материала к продуманной постройке.
13
Все виды творческих игр представляют широкое поле для детской фантазии,
создают благоприятные условия для развития наблюдательности, памяти, мышле-
ния и речи.
г) Игры с правилами. Эта группа игр дает возможность систематически упраж-
няться в определенных навыках, что очень важно для физического и умственного
развития, для воспитания характера и воли. Без них в детском саду трудно было
бы проводить воспитательную работу.
Игры с правилами дети усваивают или друг от друга, или от взрослых. Мно-
гие из них переходят из поколения в поколение как на родные игры Они детям
очень близки и интересны, потому что отражают детскую жизнь и труд взрослых.
Однако в целом ряде народных игр отражается идеология и отношения старых
формаций [7,с. 86].
Игры с правилами по содержанию, способам осуществления можно разде-
лить на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактически игры развивают главным образом умственные способности
детей. В них развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его
внимание, память и логическое мышление. Но дидактическая игра, хотя и являет-
ся эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие.
Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Игра увлечет ре-
бенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удо-
вольствие.
В младших группах важное значение имеют дидактические игры с игрушка-
ми. Хотя они не имеют богатого познавательного содержания, они положительно
влияют на формирование представлений о качествах предметов и способствуют
развитию направленного внимания, мышления и речи. Такие игры как например,
«Что изменилось?», дидактическая задача которой заключается в упражнении де-
тей в правильном назывании предметов и их действий, замечать и называть раз-
личие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную па-
мять, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. Или же игра "Найди
предмет по описанию», задача которой заключается в воспитании и умения нахо-
14
дить предмет по его наиболее характерным признакам; развитии наблюдательно-
сти, находчивости; в обучении детей описывать предмет не называя его; в воспи-
тании выдержки [3, с. 201].
Очень важны игры способствующие развитию слухового зрительного, вку-
сового, обонятельного, осязательного восприятия. Узнавание и определение пред-
метов при помощи органов чувств не является самоцелью, но это ступень для
дальнейшего ознакомления ребенка с окружающей действительностью. Например
такие игры как «Узнай на вкус», упражняя детей в определении вкуса овощей и
фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький), активизирует речь, развивает па-
мять, сосредоточенность, выдержку. Игра «Сова» приучает детей слушать стихо-
творение, понимать его смысл, действовать по сигналу.
Дидактические игры в старшей группе более сложны, например они помога-
ют знакомить детей с различными видами труда. Так в игре «Кому что нужно для
работы?» дети узнают о том, что людям помогают разные вещи, орудия труда; в
ней воспитывается интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В играх
"Лото и домино" дети учатся сравнивать тождественные, сходные или противопо-
ложные предметы, классифицировать предметы или картинки по общим призна-
кам (игрушки; фрукты, посуда, цветы)
Широко
используются
словесные
дидактические
игры.
Например,
игра
«Мыши» развивает речевую и двигательную активность детей; вырабатывает ре-
акцию на словесный сигнал. Игры «Так бывает или нет?», «Радио» развивают ло-
гическое мышление, умение замечать не последовательность суждения [5, с.178].
Подвижные
игры основаны
на
различных
движениях.
Содержанием
по-
движных игр является отображение окружающей действительности, энергичное
движение, ловкость и находчивость.
Игры для малышей очень просты по содержанию: например, дети подража-
ют движениям животных. В этих группах используется народный фольклор: по-
тешки, песенки, прибаутки. В старшей группе сюжетные игры уступают место чи-
сто гимнастическим. Примером могут служить игры – состязания. Дети упражня-
15
ются в быстроте, ловкости и находчивости, сравнивая, кто скорее достигнет цели,
кто быстрее принесет мяч, доскачет до черты [7,с. 45].
Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для
работы в новых условиях люди. Поэтому в систему дошкольного воспитания
необходимо внедрять новые информационные технологии. Следовательно, можно
с уверенностью выделить еще один вид игр это – компьютерные игры
:
д) Компьютерные игры - занятия обычно состоят из объяснения (определен-
ные установки на игру); игры на компьютере (основная часть); анализа игры,
оценки самих результатов и способов их достижения; снятия напряжения (заклю-
чительная часть).
Однако необходимо учитывать, что продолжительность самих компьютер-
ных игр – должна быть не более 10 минут. Это максимальное время в течение ко-
торого дети способны концентрировать внимание. При увеличении продолжитель-
ности игры могут проявляться признаки утомления, в результате чего дети начи-
нают делать ошибки, которых не было в начале игры. Поэтому соблюдение вре-
менных рамок обязательно для достижения желаемых результатов.
4. Особенности применения игровых технологий в ДОУ.
Игровые педагогические технологии включают обширную группу ме-
тодов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педа-
гогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает суще-
ственным признаком – четко обучения и соответствующим ей педагогическим ре-
зультатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном про-
цессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как
средство побуждения стимулирования к деятельности. Реализация игровых прие-
мов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным
направлениям:
- дидактическая цель ставиться перед детьми в форме игровой задачи;
- деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
16
- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидак-
тическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым ре-
зультатом.
Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание
элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций пе-
дагогических игр. Выбор игры зависит от того, каков ребёнок, что ему необходи-
мо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллек-
тивная, необходимо хорошо знать каков состав играющих, их интеллектуаль-
ное
развитие,
физическая
подготовленность,
особенности
возраста,
интересы,
уровни общения и совместимости. Выбор игры зависит от времени её проведения,
природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и меся-
ца её проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сло-
жившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситу-
аций, результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозмож-
ных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов»
художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна:
дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может
быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего – то,
хотя источником её активности являются задачи, добровольно взятые на себя лич -
ностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребёнком осуществляют-
ся цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой:
1) Удовольствие от самого процесса игры.
2 )
В ы п о л н е н и е
п р а в и л
и г р ы ,
р а з ы г р ы в а н и е
с юж е т о в ,
р о л е й .
3)
Творческие задачи – разгадать, распутать, достичь результатов и т. п.
Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса
к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания
ребёнка. Интерес вызывают игрушки и предметы для игры, возбуждающие жела-
ние поиграть. В предложении игры входит объяснение её правил и техники дей-
ствия. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед её началом.
17
В объяснение входит название игры, рассказ о её содержании и объяснение значе-
ния игровых аксессуаров. Сначала игровые технологии используют как отдельные
игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе,
особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с 2-3 лет их
основная задача – формирование эмоционального контакта, доверия детей к вос-
питателю, умения видеть в воспитателе доброго, готового прийти на помощь че-
ловека, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть
фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным внимани-
ем. Это игры типа «Хоровод», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей». В
дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют вос-
питатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают
во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повсед-
невная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
В дея-
тельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические про-
цессы.
Игровые технологии могут быть направлены на развитие восприятия.
Для детей 3-х лет возможна организация игровой ситуации типа «Что катится?» –
воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: «Кто бы-
стрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?» Такими фигурками может
быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод,
что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: «Шарик катится, а кубик
– нет». Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются
знания) [3,с.54].
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В до-
школьном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внима-
ния к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредото-
читься на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить
детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внима-
ние: «Найди такой же» - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4 - 6
шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек «такой же», как у него.
18
Или игра «Найди ошибку», где взрослый специально допускает ошибку в своих
действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее
заметить.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и
внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа
«Магазин», «Запомни узор» и «Нарисуй, как было» и другие. Игровые технологии
способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления
ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: на-
глядно - действенным, наглядно – образным и логическим. Наглядно-действенное –
это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых
приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и
игрушками. Образное мышление – когда ребенок научился сравнивать, выделять
самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориенти-
руясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и ло-
гического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мыш-
ление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить
причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ре-
бенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуа-
циях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гиб-
кое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с ху-
дожественной литературой (совместный пересказ художественных произведений
или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который
позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направлен-
ности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования моти-
вационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация
общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «шко-
лой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спо-
19
койно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с со-
циальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и
групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной
готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процес-
сов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные мате-
матические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят
руку к овладению письмом.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств ис-
пользуются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реа-
лизуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные
воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народ-
ной культуре. Это важное направление регионального компонента образователь-
ной
программы
детского
сада,
которое
пока
еще
развито
недостаточно.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необ-
ходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоцио-
нальную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки
и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка
и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
5. Средства, используемые в игровых технологиях.
В настоящее время в ДОУ используются структурированные и неструктри-
рованные игры, которые различаются по используемым средствам. К структуриро-
ванным играм относятся игры в семью (людей и животных), агрессивные, с мари-
онетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и де-
структивные намерения. Структурированный материал провоцирует выражение
агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний (челове-
ческие фигуры), коммуникативных действий (телефон, поезда, машины). Предпо-
лагается, что возраст детей от 4 до 12 лет является оптимальным для применения
этого метода [4, С. 136].
20
К неструктурированным играм относятся двигательные игры, игры с водой,
песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование
пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами). К неструктурированному
материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может
косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию
сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно
важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не
осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность вы-
разить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения
[6,с.100].
Выбор игрушек и игровых материалов должен быть сознательным, базирую-
щимся на серьезных логических основаниях. И всегда следует принимать во вни-
мание основную идею: в первую очередь в работе с детьми использовать игровую
терапию, тем самым признавая тот факт, что уровень развития ребенка естествен-
ным образом выражается в его игре и активности. Следует выбирать такие игруш-
ки и материалы, которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широ-
кий спектр игровой деятельности. Правилом является отбор, а не накопление иг-
рушек. Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппи-
ровать в три больших класса:
1. Игрушки из реальной жизни.
2. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.
3. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.
Игрушки из реальной жизни (кукольное семейство, кукольный домик, мари-
онетки, фигурки-изображения членов семьи) делают возможным непосредствен-
ное выражение чувств ребенком. Гнев, страх, соперничество между братьями и се-
страми, кризисы, семейные конфликты могут выражаться непосредственно, когда
р е б е н о к
р а з ы г р ы в а е т
с ц е н к и
с
ч е л о в е ч е с к и м и
ф и г у р к а м и .
Машина, грузовик, лодка и касса особенно важны для упрямого, тревожного, за-
стенчивого или замкнутого ребенка, поскольку с этими игрушками можно играть в
неопределенную игру, не выражая никаких чувств [4,с.137].
21
Игрушки, помогающие отреагировать на агрессию. В игровой терапии дети
часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет
словесных обозначений. Структурированные игрушки и материалы, такие как иг-
рушечные солдатики, крокодил, ружья, резиновый нож, могут использоваться
детьми для выражения гнева, враждебности и фрустрации.
Заключение
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме игро-
вых технологий в ДОУ, мы установили, что игровые технологии тесно связаны со
всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и реше-
нием его основных задач и являются одним из механизмов регулирования каче-
ства образования в детском саду. Если в работе с детьми игровые педагогические
технологии
применяются
систематически,
то
дети
приобретают
способность
управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибки-
ми в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более
«пристойно» выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности
начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.
Игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом
процессе она будет использована для организации жизни детей и их деятельности.
Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а
именно их интересы, запросы, общение, будут удовлетворяться играми в различ-
ных формах.
В жизни детей дошкольного возраста есть уже довольно развитое обще-
ственное начало. Проявляется оно в том, как дети обращаются друг с другом, ка-
кие совершают поступки, какие активизируются формы поведения, интересы. Это
общественное начало педагогика игр использует от случая к случаю. Вместе с тем
в играх мы имеем дело с обществом детей, а следовательно с общественным вос-
питанием. Представить жизнь ребенка в игре как изолированное существование
отдельной личности просто невозможно. Следовательно, в игре нельзя ограни-
читься воспитанием отдельной личности ребенка вне играющего коллектива. Речь
здесь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими об-
22
щественных навыков поведения, о придания играм такого характера и направле-
ния, такого содержания, чтобы они побуждали детей к положительным факторам
поведения и отношения.
Игра как метод воспитания детей в детском саду опирается на это обще-
ственное начало и использует его. Именно в этих условиях возникают и настоя-
тельно осуществляются широкие воспитательные задачи, связанные с повседнев-
ной деятельностью детского коллектива, такие как воспитание норм общественно-
го поведения, привычек жизни в коллективе, формирование индивидуальности.
23
Литература
1. Бондаренко, Е. А. Дидактические игры для детей от года до трех лет / А.
К. Бондаренко. – М.: АСТ, 2003.- 373 с.
2. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной
работ : учебно-методическое пособие / И. С. Гринченко. – М.: ЦГЛ, 2002. – 80 с.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. Е. И.
Рудиной, М. И. Поповой. – М.: Просвещение, 2005. – 392 с.
4. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.
А. Карабанова. – М.: Речь, 2003. – 336 с.
5.Катаева,А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольни-
ков с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: Гумани-
тарный центр ВЛАДОС, 2007. – 224 с.
6. Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для до-
школьников. / О.А Новиковская . - СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 146 с.
7. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7-
лет. /Л.И Пензулаева. - М.: Владос, 2002.- 112с.
8. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. / М.А Ру-
нова. - М.: Мозаика-синтез, 2000. – 256с.
9. Степанкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет.
/Э.Я Степанкова. М.: Мозайка-Синтез, 2012 . –144с.
10. Тарасова Т.А, Власова Л.С. Я и мое здоровье: Практическое пособие; для
развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2до 7 лет. Про -
грамма занятий и упражнений, дидактические игры. / Л.С Власова, Т.А Тарасова .
- М.: Школьная пресса,2008. – 167с.
11. Элькони Д. Б. Психология игры. /Д.Б Элькони. М.:Владос, 2001. – 360с.
12. Программой воспитания и обучения в детском саду»/Под ред. М.А. Василье -
вой М: Мозайка-Синтез, 2006. – 304с.
13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до-
школьного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаро-
вой, М.А. Васильевой – М: Мозаика-Синтез. - 2014. -368с.