Напоминание

"Игра, как средство воспитания"


Автор: Летягина Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №251 СП
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Контрольная работа
Тема: "Игра, как средство воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика воспитания»

на тему: «Игра, как средство воспитания»

Выполнил: Летягина Е.Н.

Форма обучения: заочная

Профиль обучения: Психология образования

Группа: ЗФ – 110/099 – 5- 1

Проверил: Барышникова Е.В., к.п.н., доцент

Челябинск, 2014- 2015 уч.год

2

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

3

1.Что дает игра детям……………………………………………………………….

4

2. Игра как средство обучения, воспитания и развития в дошкольном

возрасте ……………………………………………………………………………. 6

3. Игра как метод воспитания дошкольника………………………………...…… 9

4. Особенности применения игровых технологий в ДОУ………………………..

15

5. Средства, используемые в игровых технологиях……………………………… 19

Заключение…………………………………………………………………………..

21

Список литературы………………………………………………………………….

23

3

Введение

Время диктует новые требования к использованию педагогических техноло-

гий, направленных на развитие ребенка, раскрытие его творческого потенциала,

обучение навыкам самостоятельного разрешения сложных жизненных ситуаций.

Педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, мето-

дов, способов приёмов обучения и воспитательных средств, системно используе-

мых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагоги-

ческих установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обу-

чения и воспитания ребёнка. Педагогические технологии различаются по разным

основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или

научной концепции), по целям и задачам (воспитание личностных качеств, фор-

мирование знаний, развития индивидуальности), по возможностям педагогиче-

ских средств. К основным видам педагогических технологий, используемых в до-

школьном образовательном учреждении (ДОУ), относятся игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу мето-

дов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педаго-

гических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существен-

ным признаком – четко обучения и соответствующим ей педагогическим результа-

том, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-

познавательной направленностью.

Цель

работы

изучить

проблему

игровых

технологий

в

ДОУ.

Д л я

д о с т и ж е н и я

ц е л и

б ы л и

п о с т а в л е н ы

с л е д у ю щ и е

з а д а ч и :

1.

Изучить понятие игры как средства обучения, воспитания и развития в до-

школьном возрасте.

2. Изучить понятия игры как метода воспитания.

3.

Изучить

особенности

применения

игровых

технологий

в

ДОУ.

4.

Рассмотреть

основные

средства,

используемые

в

игровых

технологиях.

Метод

исследования

-

теоретический

анализ

педагогической

литературы.

1. Что дает игра детям.

4

Игра дает свободу она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя,

только добровольно.

Игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью,

жесткой детерминацией образа жизни. Игра - это неординарность.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и непреложна. Нельзя

нарушать правила и быть в ней. Это качество очень ценно сейчас в нашем неста-

бильном, беспорядочном мире.

Участие в ней формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенден-

цию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности,

противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В ней нет частичной выгоды. Она интенсивно во-

влекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность

игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок,

что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после оконча-

ния игры, вне ее рамок [11, с. 112].

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает и активизирует

ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым

интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа

была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максималь-

ной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о само-

ограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сы-

гранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания

новых миров, мифов, ситуаций, правил игры; интерес к хорошей литературе, по-

скольку ролевая игра создается методом литературного моделирования; возмож-

ность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать

ее; радость общения с единомышленниками. Игра дает умение ориентироваться, в

реальных жизненных ситуациях, путем проигрывания их неоднократно и как бы

5

понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость.

Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передает-

ся детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в вы-

полнении поставленной цели.

На современном этапе развития общества, одной из главных задач воспита-

ния дошкольников является обеспечение всестороннего развития детей, через

формирование их самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех

видов детской деятельности.

Целью воспитания является формирование мыслящей личности, способной

к преобразующей деятельности, умственно развитой, имеющей потребность в

самосовершенствовании.

И

игра

рассматривается

как

одного

из

важнейших

средств всестороннего развития дошкольника [13, с. 190].

Исходя из поставленной цели, представляется целесообразным ограничить-

ся следующим кругом задач:

Рассматривая

систему

методов

воспитания,

выявить

своеобразие

игры;

определить цели и задачи применения данного метода в дошкольном

учреждении;

выявляя характерные особенности игр разных видов, сформулировать

функции их применения;

создать систему игр, применение которых целесообразно в системе

современного дошкольного воспитания.

Во время работы над данной проблемой ведущими являются методы анали-

за, синтеза, дедукции и конструирования [5, с.72].

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, как метод

воспитания, в котором развиваются духовные и физические силы ребенка, и как

способ усвоения общественного опыта.

Профессор П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве ко-

торого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для

ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям,

6

которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обык-

новенно связаны с возвышающим чувством удовольствия» [11, с. 218].

2. Игра как средство обучения, воспитания и развития в дошкольном воз-

расте.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему

ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая

наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоцио-

нального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на сво-

бодном общении равных. Игра представляет собой особую форму познания окру-

жающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них

цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практиче-

ской цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его

достижения. Важным моментом является установление преемственности содержа-

ния вне игрового опыта и игры. Речь идет не о копировании в игре реальных пред-

метных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игро-

вое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную осно-

ву [2, с. 29]. Игра – это один из тех видов детской деятельности, которой исполь-

зуется взрослыми в целях воспитания детей, обучая их различным действиям с

предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как лич-

ность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут за-

висеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людь-

ми [11, с. 117]. Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение

трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Многие авторы призна-

ют ведущую роль игры в формировании психики ребенка (Л. С. Выготский, П. Ф.

Каптерев, А. Н. Леонтьев, П. Ф. Лесгафт, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, К.

Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.). К. Д. Ушинский придавал большое значение

совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения,

и утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно и могут определить ха-

рактер и поведение человека в обществе. Я. А. Коменский отмечал, что в игре раз-

виваются все виды способностей ребенка, расширяется и обогащается круг пред-

7

ставлений об окружающем мире, развивается речь, в совместной игре ребенок

сближается со сверстниками [11,с.100]. Дидактическое направление использова-

ния игры развивали И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман, Ф. Фребель, М. Монтессори.

Через игру ребенок познает законы мироздания и самого себя, игра развивает его

ф и з и ч е с к и ,

о б о г а щ а е т

р е ч ь ,

м ы ш л е н и е ,

в о о б р а ж е н и е .

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культу-

ры.

1) Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социали-

зации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы це-

ленаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, ду-

ховных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и

спонтанные процессы, влияющие на формирования человека. Социокультурное

назначение игры означает синтез усвоения человеком богатства культуры, потен-

ций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функциониро-

вать в качестве полноправного члена коллектива.

2) Функция межнациональной коммуникации. Игры позволяют моделиро-

вать разные ситуации жизни, искать конструктивный выход из конфликтов, учат

разнообразию

эмоций

в

воспитании

всего

существующего

в

жизни.

3) Функция самореализации человека в игре. Игра важна как сфера реализа-

ции себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не её ре -

зультат, конкурентность или достижение какой-либо цели.

4) Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по

игровым правилами конкретная.

5) Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью: во-

первых, в игре индивид максимально проявляет свой интеллект, креативность; во-

вторых, сама игра – это особое «поле самовыражения».

6) Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть исполь-

зована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведе-

нии, в общении с окружающими, в учении. Д. Б. Эльконин писал, что эффект иг-

ровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, в которые

8

ролевая игра ставит ребёнка как с взрослыми так и со сверстниками, отношений

свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит

в конце концов к терапевтическому эффекту.

7) Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происхо-

дит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если процесс и

цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны помочь детям с откло-

няющимся поведением справиться с переживаниями, препятствующими их нор-

мальному самочувствию и общению со сверстниками.

8)

Развлекательная

функция

игры.

Игра

создает

определённый

комфорт

благоприятной

атмосферы,

душевной

радости,

обладает

способностью

давать

пищу фантазии выводящей в развлекательность. Игры различают по содержанию,

организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых средств,

происхождению и т. д. Но среди них выделяют две группы: творческие игры и

игры с правилами [11,с.119]. Содержание творческих игр дети придумывают сами,

отражая в них свое понимание окружающего и отношение к нему. Игры с прави-

лами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложно-

сти правил, они предназначены для детей разного возраста. В свою очередь, обе

группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сю-

жетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и игры-драматизации.

Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воз-

действию подразделяют на игры дидактические, в которых, прежде всего, развива-

ется умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры

подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкаль-

ные, развивающие музыкальные способности.

Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие

особенности: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуют-

ся (решаются) через игровые действия; игровой замысел (задача) и игровые дей-

ствия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулиру-

ются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям само-

стоятельно организовывать и проводить игру [5, с. 148].

9

3. Игра, как метод воспитания дошкольников

Перед воспитателем всегда стоит задача найти новые неизведанные пути,

которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволя-

ют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Метод

воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Можно сказать так-

же, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение

воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Конструирование, выбор и правильное применение метода воспитания - вершина

педагогического профессионализма. В настоящее время наиболее объективной

представляется классификация способов воздействия на сознание и поведение де-

тей на основе направленности интегративной характеристики, включающей в себя

в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспи-

тания [4, с. 43]. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы

методов воспитания:

методы формирования сознания личности;

методы организации деятельности и формирования опыта обществен-

ного поведения;

методы стимулирования поведения деятельности.

Таким образом, в системе методов воспитания игра занимает место в группе

методов организации деятельности и формировании опыта поведения.

Одна из главных сфер воспитания детей до школы – игра, Поэтому при раз-

работке проблем общественного дошкольного воспитания, естественно к ряду

главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможно-

сти, следует рассматривать игру как метод воспитания, как средство для решения

определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возрас-

та [12, с.90].

Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В зависимо-

сти оттого, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в

большей или меньшей мере использовать их для педагогических целей, как фор-

му, содержание или метод работы с детьми.

10

В педагогике Фребеля, который первым квалифицировал игру, как педаго-

гическое явление, игра дидактизирована, она выполняет задачи обучения. С ее по-

мощью детям дается представления о форме, величине, цвете, о владении движе-

нием. Игра служит методом при пользовании дидактическим материалом - дара-

ми. В педагогике Декроли игры также употребляются по преимуществу как об-

разовательное средство. В свое время все это было большим завоеванием в разра-

ботке конкретной педагогики детей дошкольного возраста [2,с.15].

Установить какие-либо закономерности детских игр - довольно сложная за-

дача. Хотя эти игры и имеют общие черты, все же они часто очень отличаются

друг от друга и обусловлены различными обстоятельствами их реализации.

Характер игр в основном обусловлен возрастом детей, условиями, в которых

они играют, полом, игрушками и материалом, имеющимся в их распоряжении, а

также от умственного и физического развития ребенка, от воспитания, полученно-

го в семье, яслях, детском саду.

Разнообразие вариантов игр не позволяет классифицировать их только по

возрасту детей, содержанию, характеру или другим признакам, ибо созданные та-

ким путем категории игр даже отдаленно не исчерпали бы всех возможностей и

комбинаций. Наиболее приемлемым является деление всех игр на 4 группы в за-

висимости от того, какой психологический процесс занимает в данной игре глав-

ное место.

а) Функциональные игры.

В них находят применение разные функции развивающихся органов, движе-

ние тела и конечностей, головы, такие игры заключаются в том, что ребенок ле-

жит, хватает предметы, ударяет ими. Эти игры характерны для годовалых детей,

затем они постепенно прекращаются [10,с.65].

б) Рецептивные игры.

Основным в этом виде игр является восприятие внешних импульсов. Здесь в

максимальной мере действуют органы чувств, зрение, слух, осязание. Рассматри-

вание картинок, книг, различение звуков – вот основное содержание этих игр. Та-

11

кие игры проводятся с детьми от одного года и старше, наиболее подходящий воз-

раст 5 лет.

в) Творческие игры.

Составляют, самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольно-

го периода. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, со-

держание и правила игры. Характерным для этих игр является отражение окружа-

ющей жизни, деятельности человека и отношение между людьми. Каждая творче-

ская игра это как бы отображение мира в уменьшенном масштабе. Известный со-

ветский писатель и мыслитель А.М. Горький сказал, что игра для детей - это «путь

к познанию мира» [2,с.35].

Значение творческих игр нужно видеть и в их глубоком воспитательном воз-

действии. Характер ребенка в значительной мере формируется в игре и при помо-

щи игр. Поэтому очень важно уделять внимание детской игре, уметь понимать её

смысл, характер и особенности, так как это имеет большое значение для использо-

вания её в воспитании.

Значительную часть творческих игр составляют ролевые игры. В этих играх

дети берут на себя определенную роль и вживаются в изображаемую ситуацию.

Они вводят в свою игру типичную ролевую формулировку «как будто я врач

(мама, учитель, водитель) ». Дети отличают игру от действительности, они осо-

знают, например, что они не настоящие машинисты, что их поезд построен из сту -

льев. Доказательством тому служат слова «как будто бы, в самом деле, только так»

[1, с.17]. Но, хотя дети сознают, что игра не настоящая жизнь, они по настоящему

переживают свою роль, искренне выражая своё отношение к жизни, свои мысли,

чувства. Они относятся к игре как к серьёзному делу, И именно потому, что роле -

вая игра богата различными эмоциональными переживаниями, она оставляет в со-

знании ребенка глубокий след, который влияет на его отношение к окружающей

действительности. В ролевых играх, как правило, большое число участников. Это

собственно коллективные игры. 0ни требуют от детей более самостоятельных и

зрелых действий, поэтому их можно проводить тогда, когда речь и мышление ре-

12

бенка достаточно развиты, примерно с двух лет, более всего они соответствуют

старшему дошкольному возрасту.

В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, роле-

вая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего

расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей дея-

тельности.

Одной из разновидностей творческих игр являются игры драматизации. В

этих играх дети изображают события на тему рассказа, сказки, театрального пред-

ставления. В них дети осваивают идею произведения развития действий, ход со-

бытий и их обусловленность. Творчество детей проявляется в том, что они прав-

диво изображают какой-либо персонаж художественного произведения. Так как в

игре переживания героев часто сливаются с личными переживаниями ребенка и

при этом ребенок прилагает большие усилия, чтобы изобразить героя как можно

более правдиво и искренне, мы придаем играм-драматизациям большое воспита-

тельное значение [3, с. 75].

Следующим подвидом творческих игр являются конструктивные игры. В их

основе заложено стремление что-либо создать, причем основное внимание уделя-

ется результату. В конструктивных играх ярко проявляется интерес детей к свой-

ствам предмета и стремление научится с ним обращаться. В этих играх необходи-

мо

обеспечить

детей

конструктивным

материалом,

которым

могут

служить

конструкторы различных видов и размеров, строительные наборы, естественный

материал: песок, глина, камень, шишки, доски, бумага, куски материи. Из этого

материала дети строят или по собственному замыслу, или по заданию воспитате-

ля. Содержание конструктивных игр - строительство, вырезание, складывание.

Эти игры направляют внимание ребенка на разные виды строительства, воспиты-

вают конструктивные навыки, организуют и сближают детей, приобщают их к

трудовой деятельности взрослых и начинают привлекать детей примерно в два

года. Наиболее подходящий возраст - 6 лет. Конструктивные игры имеют преиму-

щественно творческий характер однако важно чтобы воспитатель облегчил детям

переход от бесцельного нагромождения материала к продуманной постройке.

13

Все виды творческих игр представляют широкое поле для детской фантазии,

создают благоприятные условия для развития наблюдательности, памяти, мышле-

ния и речи.

г) Игры с правилами. Эта группа игр дает возможность систематически упраж-

няться в определенных навыках, что очень важно для физического и умственного

развития, для воспитания характера и воли. Без них в детском саду трудно было

бы проводить воспитательную работу.

Игры с правилами дети усваивают или друг от друга, или от взрослых. Мно-

гие из них переходят из поколения в поколение как на родные игры Они детям

очень близки и интересны, потому что отражают детскую жизнь и труд взрослых.

Однако в целом ряде народных игр отражается идеология и отношения старых

формаций [7,с. 86].

Игры с правилами по содержанию, способам осуществления можно разде-

лить на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактически игры развивают главным образом умственные способности

детей. В них развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его

внимание, память и логическое мышление. Но дидактическая игра, хотя и являет-

ся эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие.

Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Игра увлечет ре-

бенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удо-

вольствие.

В младших группах важное значение имеют дидактические игры с игрушка-

ми. Хотя они не имеют богатого познавательного содержания, они положительно

влияют на формирование представлений о качествах предметов и способствуют

развитию направленного внимания, мышления и речи. Такие игры как например,

«Что изменилось?», дидактическая задача которой заключается в упражнении де-

тей в правильном назывании предметов и их действий, замечать и называть раз-

личие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную па-

мять, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. Или же игра "Найди

предмет по описанию», задача которой заключается в воспитании и умения нахо-

14

дить предмет по его наиболее характерным признакам; развитии наблюдательно-

сти, находчивости; в обучении детей описывать предмет не называя его; в воспи-

тании выдержки [3, с. 201].

Очень важны игры способствующие развитию слухового зрительного, вку-

сового, обонятельного, осязательного восприятия. Узнавание и определение пред-

метов при помощи органов чувств не является самоцелью, но это ступень для

дальнейшего ознакомления ребенка с окружающей действительностью. Например

такие игры как «Узнай на вкус», упражняя детей в определении вкуса овощей и

фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький), активизирует речь, развивает па-

мять, сосредоточенность, выдержку. Игра «Сова» приучает детей слушать стихо-

творение, понимать его смысл, действовать по сигналу.

Дидактические игры в старшей группе более сложны, например они помога-

ют знакомить детей с различными видами труда. Так в игре «Кому что нужно для

работы?» дети узнают о том, что людям помогают разные вещи, орудия труда; в

ней воспитывается интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В играх

"Лото и домино" дети учатся сравнивать тождественные, сходные или противопо-

ложные предметы, классифицировать предметы или картинки по общим призна-

кам (игрушки; фрукты, посуда, цветы)

Широко

используются

словесные

дидактические

игры.

Например,

игра

«Мыши» развивает речевую и двигательную активность детей; вырабатывает ре-

акцию на словесный сигнал. Игры «Так бывает или нет?», «Радио» развивают ло-

гическое мышление, умение замечать не последовательность суждения [5, с.178].

Подвижные

игры основаны

на

различных

движениях.

Содержанием

по-

движных игр является отображение окружающей действительности, энергичное

движение, ловкость и находчивость.

Игры для малышей очень просты по содержанию: например, дети подража-

ют движениям животных. В этих группах используется народный фольклор: по-

тешки, песенки, прибаутки. В старшей группе сюжетные игры уступают место чи-

сто гимнастическим. Примером могут служить игры – состязания. Дети упражня-

15

ются в быстроте, ловкости и находчивости, сравнивая, кто скорее достигнет цели,

кто быстрее принесет мяч, доскачет до черты [7,с. 45].

Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для

работы в новых условиях люди. Поэтому в систему дошкольного воспитания

необходимо внедрять новые информационные технологии. Следовательно, можно

с уверенностью выделить еще один вид игр это – компьютерные игры

:

д) Компьютерные игры - занятия обычно состоят из объяснения (определен-

ные установки на игру); игры на компьютере (основная часть); анализа игры,

оценки самих результатов и способов их достижения; снятия напряжения (заклю-

чительная часть).

Однако необходимо учитывать, что продолжительность самих компьютер-

ных игр – должна быть не более 10 минут. Это максимальное время в течение ко-

торого дети способны концентрировать внимание. При увеличении продолжитель-

ности игры могут проявляться признаки утомления, в результате чего дети начи-

нают делать ошибки, которых не было в начале игры. Поэтому соблюдение вре-

менных рамок обязательно для достижения желаемых результатов.

4. Особенности применения игровых технологий в ДОУ.

Игровые педагогические технологии включают обширную группу ме-

тодов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педа-

гогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает суще-

ственным признаком – четко обучения и соответствующим ей педагогическим ре-

зультатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются

учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном про-

цессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как

средство побуждения стимулирования к деятельности. Реализация игровых прие-

мов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным

направлениям:

- дидактическая цель ставиться перед детьми в форме игровой задачи;

- деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

16

- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидак-

тическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым ре-

зультатом.

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание

элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций пе-

дагогических игр. Выбор игры зависит от того, каков ребёнок, что ему необходи-

мо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллек-

тивная, необходимо хорошо знать каков состав играющих, их интеллектуаль-

ное

развитие,

физическая

подготовленность,

особенности

возраста,

интересы,

уровни общения и совместимости. Выбор игры зависит от времени её проведения,

природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и меся-

ца её проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сло-

жившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситу-

аций, результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозмож-

ных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов»

художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна:

дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может

быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего – то,

хотя источником её активности являются задачи, добровольно взятые на себя лич -

ностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребёнком осуществляют-

ся цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой:

1) Удовольствие от самого процесса игры.

2 )

В ы п о л н е н и е

п р а в и л

и г р ы ,

р а з ы г р ы в а н и е

с юж е т о в ,

р о л е й .

3)

Творческие задачи – разгадать, распутать, достичь результатов и т. п.

Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса

к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания

ребёнка. Интерес вызывают игрушки и предметы для игры, возбуждающие жела-

ние поиграть. В предложении игры входит объяснение её правил и техники дей-

ствия. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед её началом.

17

В объяснение входит название игры, рассказ о её содержании и объяснение значе-

ния игровых аксессуаров. Сначала игровые технологии используют как отдельные

игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе,

особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с 2-3 лет их

основная задача – формирование эмоционального контакта, доверия детей к вос-

питателю, умения видеть в воспитателе доброго, готового прийти на помощь че-

ловека, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть

фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным внимани-

ем. Это игры типа «Хоровод», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей». В

дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют вос-

питатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают

во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повсед-

невная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В дея-

тельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические про-

цессы.

Игровые технологии могут быть направлены на развитие восприятия.

Для детей 3-х лет возможна организация игровой ситуации типа «Что катится?» –

воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: «Кто бы-

стрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?» Такими фигурками может

быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод,

что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: «Шарик катится, а кубик

– нет». Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются

знания) [3,с.54].

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В до-

школьном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внима-

ния к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредото-

читься на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить

детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внима-

ние: «Найди такой же» - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4 - 6

шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек «такой же», как у него.

18

Или игра «Найди ошибку», где взрослый специально допускает ошибку в своих

действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее

заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и

внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа

«Магазин», «Запомни узор» и «Нарисуй, как было» и другие. Игровые технологии

способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления

ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: на-

глядно - действенным, наглядно – образным и логическим. Наглядно-действенное –

это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых

приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и

игрушками. Образное мышление – когда ребенок научился сравнивать, выделять

самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориенти-

руясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и ло-

гического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мыш-

ление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить

причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ре-

бенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуа-

циях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гиб-

кое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с ху-

дожественной литературой (совместный пересказ художественных произведений

или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который

позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направлен-

ности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования моти-

вационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация

общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «шко-

лой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спо-

19

койно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с со-

циальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и

групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной

готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процес-

сов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные мате-

матические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят

руку к овладению письмом.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств ис-

пользуются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реа-

лизуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные

воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народ-

ной культуре. Это важное направление регионального компонента образователь-

ной

программы

детского

сада,

которое

пока

еще

развито

недостаточно.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необ-

ходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоцио-

нальную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки

и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка

и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

5. Средства, используемые в игровых технологиях.

В настоящее время в ДОУ используются структурированные и неструктри-

рованные игры, которые различаются по используемым средствам. К структуриро-

ванным играм относятся игры в семью (людей и животных), агрессивные, с мари-

онетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и де-

структивные намерения. Структурированный материал провоцирует выражение

агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний (челове-

ческие фигуры), коммуникативных действий (телефон, поезда, машины). Предпо-

лагается, что возраст детей от 4 до 12 лет является оптимальным для применения

этого метода [4, С. 136].

20

К неструктурированным играм относятся двигательные игры, игры с водой,

песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование

пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами). К неструктурированному

материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может

косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию

сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно

важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не

осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность вы-

разить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения

[6,с.100].

Выбор игрушек и игровых материалов должен быть сознательным, базирую-

щимся на серьезных логических основаниях. И всегда следует принимать во вни-

мание основную идею: в первую очередь в работе с детьми использовать игровую

терапию, тем самым признавая тот факт, что уровень развития ребенка естествен-

ным образом выражается в его игре и активности. Следует выбирать такие игруш-

ки и материалы, которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широ-

кий спектр игровой деятельности. Правилом является отбор, а не накопление иг-

рушек. Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппи-

ровать в три больших класса:

1. Игрушки из реальной жизни.

2. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

3. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.

Игрушки из реальной жизни (кукольное семейство, кукольный домик, мари-

онетки, фигурки-изображения членов семьи) делают возможным непосредствен-

ное выражение чувств ребенком. Гнев, страх, соперничество между братьями и се-

страми, кризисы, семейные конфликты могут выражаться непосредственно, когда

р е б е н о к

р а з ы г р ы в а е т

с ц е н к и

с

ч е л о в е ч е с к и м и

ф и г у р к а м и .

Машина, грузовик, лодка и касса особенно важны для упрямого, тревожного, за-

стенчивого или замкнутого ребенка, поскольку с этими игрушками можно играть в

неопределенную игру, не выражая никаких чувств [4,с.137].

21

Игрушки, помогающие отреагировать на агрессию. В игровой терапии дети

часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет

словесных обозначений. Структурированные игрушки и материалы, такие как иг-

рушечные солдатики, крокодил, ружья, резиновый нож, могут использоваться

детьми для выражения гнева, враждебности и фрустрации.

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме игро-

вых технологий в ДОУ, мы установили, что игровые технологии тесно связаны со

всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и реше-

нием его основных задач и являются одним из механизмов регулирования каче-

ства образования в детском саду. Если в работе с детьми игровые педагогические

технологии

применяются

систематически,

то

дети

приобретают

способность

управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибки-

ми в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более

«пристойно» выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности

начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.

Игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом

процессе она будет использована для организации жизни детей и их деятельности.

Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а

именно их интересы, запросы, общение, будут удовлетворяться играми в различ-

ных формах.

В жизни детей дошкольного возраста есть уже довольно развитое обще-

ственное начало. Проявляется оно в том, как дети обращаются друг с другом, ка-

кие совершают поступки, какие активизируются формы поведения, интересы. Это

общественное начало педагогика игр использует от случая к случаю. Вместе с тем

в играх мы имеем дело с обществом детей, а следовательно с общественным вос-

питанием. Представить жизнь ребенка в игре как изолированное существование

отдельной личности просто невозможно. Следовательно, в игре нельзя ограни-

читься воспитанием отдельной личности ребенка вне играющего коллектива. Речь

здесь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими об-

22

щественных навыков поведения, о придания играм такого характера и направле-

ния, такого содержания, чтобы они побуждали детей к положительным факторам

поведения и отношения.

Игра как метод воспитания детей в детском саду опирается на это обще-

ственное начало и использует его. Именно в этих условиях возникают и настоя-

тельно осуществляются широкие воспитательные задачи, связанные с повседнев-

ной деятельностью детского коллектива, такие как воспитание норм общественно-

го поведения, привычек жизни в коллективе, формирование индивидуальности.

23

Литература

1. Бондаренко, Е. А. Дидактические игры для детей от года до трех лет / А.

К. Бондаренко. – М.: АСТ, 2003.- 373 с.

2. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной

работ : учебно-методическое пособие / И. С. Гринченко. – М.: ЦГЛ, 2002. – 80 с.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. Е. И.

Рудиной, М. И. Поповой. – М.: Просвещение, 2005. – 392 с.

4. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.

А. Карабанова. – М.: Речь, 2003. – 336 с.

5.Катаева,А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольни-

ков с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: Гумани-

тарный центр ВЛАДОС, 2007. – 224 с.

6. Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для до-

школьников. / О.А Новиковская . - СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 146 с.

7. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7-

лет. /Л.И Пензулаева. - М.: Владос, 2002.- 112с.

8. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. / М.А Ру-

нова. - М.: Мозаика-синтез, 2000. – 256с.

9. Степанкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет.

/Э.Я Степанкова. М.: Мозайка-Синтез, 2012 . –144с.

10. Тарасова Т.А, Власова Л.С. Я и мое здоровье: Практическое пособие; для

развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2до 7 лет. Про -

грамма занятий и упражнений, дидактические игры. / Л.С Власова, Т.А Тарасова .

- М.: Школьная пресса,2008. – 167с.

11. Элькони Д. Б. Психология игры. /Д.Б Элькони. М.:Владос, 2001. – 360с.

12. Программой воспитания и обучения в детском саду»/Под ред. М.А. Василье -

вой М: Мозайка-Синтез, 2006. – 304с.

13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до-

школьного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаро-

вой, М.А. Васильевой – М: Мозаика-Синтез. - 2014. -368с.



В раздел образования