Автор: Субботина Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сретенская СОШ"
Населённый пункт: Ильинский городской округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Метапредметное задание как средство повышения качества образования в условиях внедрения обновленных ФГОС
Раздел: начальное образование
Сегодня государство заинтересовано в гражданине, который может
проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Поэтому перед
школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше
знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное
развитие, вооружить его крайне важным умением – умением учиться.
Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций,
новых заданий, направленных на использование обобщенных способов
деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении
знаний. Уже сегодня мы можем идти на опережение, готовить наших
учеников и самих себя к данной новой системе работы, применяя на своих
уроках элементы метапредметного подхода. Содержание предмета позволяет
формировать на уроках метапредметные связи. Например, предлагать
учащимся выполнять на уроках метапредметные задания.
Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой
знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая
умение структурирования, выделение главного и второстепенного,
основную идею, выстраивание последовательности действий; овладение
основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения, рефлексии.
В практике своей работы в течение пяти лет использую на занятиях разные
метапредметные задания. Сегодня хочу поделиться заданиями, которые
разработала сама.
Структура задания
1)
Класс, в котором можно использовать задание.
2)
Уровень задания: повышенный/базовый
3)
Учебные дисциплины, на которых может быть применено задание.
4)
Использование данного задания на разном содержании.
5)
УУД.
6)
Описание самого задания и инструкция к выполнению.
7)
Критерий достижения результата.
8)
Шкала оценивания.
КЛАСС 1
Уровень задания: повышенный
Учебные
дисциплины:
литературное
чтение,
математика,
изобразительное искусство
Приведите 2-3 примера использования данного задания (заданий) на разном
содержании.
Урок математики при изучении темы «Сложение и вычитание чисел в
пределах от 11 до 20», «Решение задач».
Урок литературного чтения при работе с художественной картиной.
Урок изобразительного искусства при изучении разных жанров живописи.
Также можно использовать на занятиях во внеурочной деятельности по
развитию познавательных и художественных способностей.
УУД:
Регулятивные УУД: планировать ход решения задачи, выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
оценивать реальность ответа на вопрос задачи;
Познавательные УУД :
Общеучебные
- смысловое чтение, анализ задачи, взаимосвязь между
условием и вопросом задачи);
Логические - классификация объектов по выделенному признаку; выбор
оснований для сравнения и классификации.
Описание задания:
После экскурсии в галерею ученики составляли задачи. Кто составил
такую же задачу, как Инна? Отметь
Вера: «В галерее много картин. Из них 18 с изображением натюрморта.
Есть картины с изображением пейзажа. Сколько картин с изображением
пейзажа, если картин с изображением натюрморта на 8 больше, чем
картин с изображением пейзажа?»
Инна: «В галерее 18 картин с изображением натюрморта, а картин с
изображением пейзажа – на 8 меньше. Сколько картин с изображением
пейзажа в галерее?».
Яша: «В галерее 18 картин с изображением натюрморта, а картин с
изображением пейзажа – на 8 меньше. Мне очень понравилось в галерее!».
Федя: «В галерее 18 картин с изображением натюрморта, а картин с
изображением пейзажа – на 8 меньше. Сколько картин с изображением
пейзажа и натюрморта в галерее?»
Вера
Яша
Федя
Реши задачу и запиши ответ
Правильный ответ (решение): Вера; (18-8=10(к) Ответ: 8 картин.)
Критерий достижения результата: верно выбран ученик составивший
задачу как у Инны, решена верно задача, записан верно ответ.
Шкала оценивания:
1 балл – верно выбран ученик ,0 баллов – неверно выбран ученик
1балл – верно решена задача, 0 баллов - задача решена неверно;
1 балл – верно вычислен ответ, 0 баллов – неверно вычислен ответ.
Максимальное количество 3 балла.