Автор: Волошина Галина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: поселок Коренево, Кореневский район, Курская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №4»
Познавательно-речевая образовательная деятельность в
старшей группе "Моя семья"
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории
Волошина Галина Михайловна
п. Коренево 2022 год
Познавательно-речевая образовательная деятельность в старшей группе
"Моя семья"
Цель: уточнять и расширять знания детей о семье, ее составе, о родственных
отношениях, о ценностях семьи.
Задачи:
1.
Познакомить с понятиями «родословная», «генеалогическое древо».
2.
Развивать диалогическую речь, грамматическую сторону речи.
3.
Воспитывать любовь к семье, уважительное отношение к членам
семьи.
Предварительная работа:
Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя
семья”.Заучивание стихотворений о маме ,папе, семье .Сюжетно-ролевые
игры: «Дочки-матери», «Моя семья»
Словарная работа: родословная,генеалогическое древо
Материал к занятию: паровоз с членами семьи, шкатулка, сердечки,
фотовыставка «Моя семья», проектор, презентация, куб с изображениями
членов семьи, карточки с изображение выполнения обязанностей членов
семьи.
Ход занятия
Оргмомент
Воспитатель:
Здравствуйте милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим,
пригожим я предлагаю образовать круг.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам свою доброту, хорошее
настроение.
(дети проходят на свои места)
А чтоб узнать о чем у нас сегодня пойдет речь, нужно отгадать загадку.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…
Дети: Семья!
Воспитатель:Правильно СЕМЬЯ.
Воспитатель:Семья-это место, где человек чувствует себя защищенным,
нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами
и живут вместе дружно и счастливо.
Воспитатель: Из каких членов семьи состоит семья?
Ответы детей
Основная часть
Воспитатель: Да, все верно, семья состоит из самых старших – бабушки и
дедушки – родителей папы и мамы, папа и мама являются родителями
девочек и мальчиков , которые для них являются дочками и сыновьями, а
друг для друга сестрой и братом, а для дедушки и бабушки они внук и
внучка.
(воспитатель
показывает
членов
семьи,
рассаживая
их
по
старшинству в паровоз)
Воспитатель: Ребята,
посмотрите
сегодня
у
нас
в
группе
открыта
фотовыставка “ Моя семья”.
Посмотрите, ваши семьи все разные, непохожие друг на друга. Давайте о них
расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать
слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт
поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона).
Воспитатель: у меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой
положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю.
«Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем
воздухе».
(Берёт сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают
шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье).
Воспитатель:(обращает внимание детей на проектор или на доску)
Ребята, с давних пор люди старались сохранить для будущих поколений
память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было
всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные
тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам,
правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди
придумали
зарисовать
свою
«родословную»
в
виде
дерева,
(показ
генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и
членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников
сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево
это стали называть «Генеалогическим древом».
(Совместное проговаривание хором «Генеалогическое древо»).
Физминутка
Воспитатель: А теперь мы попробуем вырастить свои деревья. Хотите стать
волшебниками? Я попрошу вас встать всех со своих стульчиков.
Представьте себе, что вы маленькое семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
С весенним теплом солнышко начинает пригревать,
и семечко начинает расти
(дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек
(вытягивается тело).
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент — бутоны лопаются.
(резко разжимаются кулачки).
Росток превращается в цветущее дерево.
Воспитатель: Молодцы. Я вижу какие вы у меня большие и красивые, как
настоящие цветущие деревья.
Д/игра: «Какой, какая, какие?» (Игра с кубиком)
Воспитатель: давайте пройдем к столу. У нас здесь кубик, на гранях
которого изображены картинки, обозначающие членов семьи. Это мама,
папа, бабушка и дедушка. А какие же они? Подберите как можно больше
слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке. О ком будете
рассказывать узнаем при помощи кубика.
Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная,
требовательная:
Папа — строгий, умный, сильный:
Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная,
седая:
Дедушка — старый, мудрый, седой:
Игра: «Обязанности членов семьи». (Распределение карточек).
Воспитатель: У каждого члена большой или маленькой семьи есть
обязанности.
- Давайте вспомним, что обычно делает каждый из них? Возьмите свои
карточки и расскажите, кто в вашей семье это делает.
Ребенок берет свою карточку и говорит например: «Моя мама моет посуду» и
т.д., воспитатель прикрепляет ее к доске.
Вот, ребята, молодцы! Рассказали, сто делают члены ваших семей.
Рефлексия
Воспитатель:
- Дети, возьмите друг друга крепко за руки.
-Что же такое семья?
-Из каких членов семьи она состоит?
- Как назывались записи которые передавали своим детям, внукам,
правнукам? (родословными).
-В виде чего зарисовывали люди свою родословную? (дерева)
-Как оно называется? (генеалогическое древо)
-Молодцы, ребята!
- Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая
семья.