Автор: Кирьянова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №109
Населённый пункт: Миасс
Наименование материала: Дидактические игры для детей ОВЗ
Тема: Методика разрезных картинок в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Методика разрезные картинки результаты
Дидактические игры для детей с ОВЗ. запись закреплена
Методика
"Разрезные
картинки"
Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима
малышам
для
развития
представлений
о
частях
и
целостности
предметов,
формирования логического мышления, внимательности, наблюдательности и многих
других
не
менее
важных
качеств.
Помимо основной цели, методики применяются и для выявления каких-либо
нарушений,
диагностики
состояния
умственного
развития
ребенка.
Поэтому при выборе картинок для занятий нужно обращать внимание не только на
уровень сложности заданий и рекомендации по возрастному применению, но и на
содержание и качество рисунков.
Одним из наиболее востребованных авторов методик развития детей, в
основании которых лежат игры и занятия с использованием разрезанных на части
картинок, является Софья Давыдовна Забрамная. Так же Забрамная С. Д. является
автором методических пособий, помогающих заниматься с малышами, имеющими
некоторые
специфические
особенности
и
различные
отклонения.
Методический
материал,
относительно
возраста:
Дети от 2 — 3 лет — картинка, состоящая из 2 частей, разрезанная только по
вертикали
или
горизонтали
С 3 — 4 лет — 3 — 4 части, разрезанные по вертикали или горизонтали.
С 4 — 5 лет — 5 — 6 частей, разрезанных как по горизонтали и вертикали, так и по
диагонали.
С 5 — 7 лет — 6 — 8 деталей, разрезанных как по горизонтали и вертикали, так и по
диагонали.
Помимо количества частей, на которые делится карточка, меняется и сам характер
изображения. Если детям в возрасте 2-3 лет предлагается простой однокомпонентный
рисунок, изображающий какой-либо легко узнаваемый предмет, то тем, кому
исполнилось
пять
лет,
уже
по
силам
изображения
с
простым
сюжетом.
Диагностическое применение разрезанных на части картинок не только позволяет
сделать выводы об уровне развития малышей, но и заметить у них наличие
определенных навыков. Малыши в три года с нормальным умственным развитием при
формировании разделенной на пару частей картинки используют методику проб,
соединяя кусочки до тех пор, пока не получится верный результат. Дети,
перешагнувшие четырехлетний возрастной порог, пользуются способом визуального
соотнесения. Это означает, что из общей «кучки» они берут не все подряд, проверяя
после
на
совпадение,
а
стараются
изначально
выбирать
нужные
элементы.
В
чем
отличие
разрезных
картинок
от
пазлов?!
Оно заключается в том, что пазл не оставляет права на ошибку, ее самостоятельное
осознание и исправление. Другими словами, пазлы не дают развиваться фантазии, не
формируют аналитическое мышление и не стимулируют потребность сравнения
результата
сборки
с
прототипом
используемого
изображения.
Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей
может вызвать у них затруднения и в 5 лет. Дети отвлекаются, могут не закончить
задание,
им
требуются
организующая
помощь
и
поддержка.
Дети с нарушением интеллекта не понимают смысл задания, хаотично
перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку,
разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное
изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает
большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они
начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них
составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.
Разрезные картинки подходят для дошкольников. С их помощью можно
закреплять знания о вещах, окружающих малыша. Эта методика основана на
воображении и умении ребенка создавать целое из частей. Такие рисунки очень
похожи на пазлы, но это все-таки больше обучающий материал, чем игровой.
Ребенку предлагают сложить картинку из частей, лежащих так, как
Проверяющий говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если
ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант (рис. 2 ).
В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.
Суть занятия с разрезными картинками в том, что из частей ребенок собирает
единое целое. Этим дети занимались исстари, а кто впервые додумался до того, чтобы
дать малышам разделенное на части изображение, неизвестно. Методикой же в
данном случае называется набор конкретных картинок, разделенных определенным
способом и подобранных в соответствии с возрастной группой и поставленными
целями.
В чем цели использования разрезных картинок?
Основная цель, которой помогает достичь любая существующая методика
разрезных картинок — всестороннее развитие ребенка. Помимо основной цели,
методики применяются и для выявления каких-либо нарушений, диагностики
состояния умственного развития ребенка.
Во время занятий малыши применяют наглядно-действенное мышление,
ассоциативные навыки, моторику и многое другое. Также каждая существующая
методика разрезных картинок оказывает влияние на представление ребенка об
окружающей среде, на формирование его эстетического восприятия. Поэтому при
выборе картинок для занятий нужно обращать внимание не только на уровень
сложности заданий и рекомендации по возрастному применению, но и на содержание
и качество рисунков.
Что представляют собой эти картинки?
Любая существующая методика разрезных картинок использует изображения,
разделенные на части. Чем старше ребенок, тем сложнее рисунки применяются в
качестве методического материала. Разумеется, увеличивается и число линий,
означающих разрезы, на картинке.
К примеру, для занятий с самыми маленькими детьми выбирается максимально
простое изображение одного предмета, вещи или чего-то иного. Это может быть
домик, машинка, ложка, тарелка или чашка, дерево, вязаная шапочка и прочее.
Основное требование к картинке — одно простое изображение легко узнаваемого
маленьким ребенком предмета. Рисунок разделяется на две равные части по
горизонтали либо по вертикали.
Так
выглядят
методические
материалы,
которые
использует
любая
существующая методика «Разрезные картинки» для детей в возрасте двух лет. Как
правило, в отделах магазинов с развивающими играми представлены наборы
картинок, посвященных определенным тематикам: водные процедуры, посуда,
окружающая среда, кораблики, животные и так далее.
Разрезные картинки
Разрезные
картинки
характеризуются
определенной
линией
разреза
изображения. Картинка может «разрезаться» на прямоугольные части. Или из нее
«вырезаются» отдельные предметы по контуру. Контурные разрезы минимально
контролируют действия ребенка: можно прикладывать кусочки картинки друг к другу
любыми сторонами, но поверхность будет все равно оставаться сплошной (в отличие
от пазлов, где поставленный не на свое место кусочек просто не позволит добиться
ровной поверхности, более того — форма «ключ-замок» не дает сцепить кусочки
ошибочно). Либо, как ни выкладывай кусочки, сплошной поверхности не будет — то
есть нужно ориентироваться только на собственные представления.
Разрезные картинки
Подобные особенности разрезных картинок делают их максимально открытыми
для игровой деятельности — предоставляют играющему свободу для манипуляций,
возможность
ошибаться
и
самому
контролировать
результат,
опираться
на
собственные
представления
в
построении
изображения.
Вместе
с
тем,
они
предусматривают довольно сложные для ребенка действия и подходят для детей всех
возрастов.
Когда малыш собирает рисунок, он должен представить то, что он собирает,
какой образ у него получится. В этом случае куски он должен соотносить с
изображением так, чтобы ему было отведено правильное место. В противном случае
не получится иллюстрация. От детей это требует сосредоточенности, серьезности,
внимательности.
При
складывании
разрезных
изображений
малыш
начинает
осознавать
предметную целостность, составлять иллюстрацию из частей. У него тренируется
память, развиваться мышление, ориентировка в пространстве. Рисунки прекрасно
влияют на усовершенствование мелкой ручной моторики. Закрепляя знания о
предметах и явлениях, собирая целое из кусочков, формируется цель игры разрезные
картинки.
Меняется ли методический материал в зависимости от возраста?
Каждая существующая и применяющаяся на практике методика «Разрезные
картинки», автор которой имеет педагогическое образование и опыт работы с детьми,
задействует разные изображения для каждой возрастной группы.
Помимо количества частей, на которые делится карточка, меняется и сам
характер изображения. Если детям в возрасте 2-3 лет предлагается простой
однокомпонентный рисунок, изображающий какой-либо легко узнаваемый предмет,
то тем, кому исполнилось пять лет, уже по силам изображения с несколькими
составляющими, к примеру, жилище с забором и человеком.
Как интерпретируются результаты?
Диагностическое применение разрезанных на части картинок не только
позволяет сделать выводы об уровне развития малышей, но и заметить у них наличие
определенных навыков. Малыши в три года с нормальным умственным развитием при
формировании разделенной на пару частей картинки используют методику проб,
соединяя кусочки до тех пор, пока не получится верный результат.
Дети, перешагнувшие четырехлетний возрастной порог, пользуются способом
визуального соотнесения. Это означает, что из общей «кучки» они берут не все
подряд, проверяя после на совпадение, а стараются изначально выбирать нужные
элементы.
Малыши с различными нарушениями в психическом развитии справляются со
сбором картинки из двух кусочков только к четырем годам. Задания по сбору
изображения, разделенного на четыре части, способно вызвать у них затруднения и в
пятилетнем возрасте.
Умственно отсталые дети изначально не понимают сути задания и просто
перекладывают кусочки изображений, не пытаясь что-либо соединить в одно целое.
Пример развивающего занятия по такой методике
Развивающая методика «Разрезные картинки» для дошкольников, по которой
легко заниматься в домашних условиях, должна содержать несколько заданий,
меняющихся от простых к трудным.
Безусловно, при выборе материала нужно учитывать возраст малыша. Нет
необходимости включать в задания для шестилетних детей картинки, разделенные на
пару частей. На первых этапах двухлетним детям нужно не только предоставлять
разделенные на части простые изображения, но и выкладывать перед ними образец, то
есть целый вариант того, что должно получиться. Детям старше пяти лет можно
усложнить задачу, добавив к изображению буквы или слоги, чтобы при сборе целого
образа получалось слово.
Пример простого занятия:
ребенку предлагается 8 или больше разрезанных на части карточек и столько же
целых;
разъясняется суть задачи, и показывается выполнение;
ребенок собирает картинки, помещая их под образцы и называет то, что на них
нарисовано.
По такой схеме проходят занятия. Сами карточки разделяются на то количество
частей, которое соответствует возрасту ребенка.