Напоминание

Прикладной анализ поведения в ДОУ


Автор: Должанских Алена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
Населённый пункт: г.Бийск
Наименование материала: статья
Тема: Прикладной анализ поведения в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Прикладной анализ поведения или метод Ловааса) — система лечения

расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром

Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987

году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки

могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью

системы поощрений и последствий”.

АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая

основывается на поведенческих технологиях и методах обучения”.ABA —

методика, которая

основана на прикладном анализе поведения (Applied

Behavior Analysis). Ее задача — проанализировать внешние факторы среды,

которые влияют на человека, и скорректировать его социально значимое

поведение.

Какие результаты даст АВА-терапия

При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей

и самих детей АВА-терапия дает следующие результаты:

ребенок

лучше

взаимодействует

с

окружающими,

легче

адаптируется в коллективе;

у малыша появляются способности к обучению;

корректируются отклонения поведения, присущие аутистам;

интеллект ребенка развивается в соответствии с возрастом;

малыш осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной

жизни в будущем.

Преимущества и недостатки АВА-методики

Среди родителей происходит много споров об этом методе, некоторые

ставят под сомнение его эффективность. Это происходит от того, что в

Интернете можно найти прямо противоположные мнения об АВА-терапии.

Давайте максимально подробно рассмотрим ее плюсы и минусы.

Плюсами будут:

приобретение самостоятельности (дети быстро учатся и переносят

освоенную на уроках модель поведения в свою жизнь);

быстрый результат (хоть обучение и занимает значительное

количество времени, но эффект не заставит себя долго ждать);

обучение со здоровыми детьми (50% детей, освоивших программу

АВА, готовы для обучения в обычных школах);

широкий охват метода (улучшаются мыслительные процессы,

ребенок усваивает навыки поведения, учится познавать мир).

Минусы заключаются в сложностях, не всем подходит метод АВА и не

для

всех

он

результативен.

Например:

если малыш боится незнакомых людей – на этом этапе ничего не

получится;

эффект возможен только при верном применении техники;

делать перерывы (или сокращать длительность занятий) нельзя;

родителям тоже необходимо участвовать в процессе,

чтобы

заниматься дома;

на некоторых детей с РАС поощрение слабо действует или не

действует вовсе, нужно определить, какая именно награда вызовет нужные

положительные эмоции в конкретном случае.

Все вышесказанное говорит о том, что для того, чтобы получить

ощутимые

результаты

работы

с

аутистами

нужен

квалифицированный

специалист, отлично владеющий методикой АВА. Освоив нашу программу

обучения, вы сможете предлагать действительно качественную помощь

особенным детям.

С чего же начать АВА-терапию и как извлечь из нее максимум пользы?

В начале пути для успеха необходимо:

1.

принять особенности малыша, научиться воспринимать его таким,

каков он есть (не жалеть, не роптать на судьбу, понимая, что все это

бесполезные занятия, которые никак не улучшат ситуацию);

2.

понаблюдать за ребенком, чтобы выявить, что ему нравится, а что

нет (такая информация нужна для занятий по методу прикладного анализа

поведения);

3.

не рассчитывать,

что АВА-подход поможет найти причины

расстройства (АВА – это метод коррекции последствий аутизма, который

поменяет поведение ребенка).

Специалисты разрабатывают терапевтические программы АВА, учитывая

индивидуальные

особенности

и

возраст

детей,

но

наилучший

эффект

выявляется у занимающихся с двух лет. В процессе занятия ведущую роль

всегда берет на себя педагог/психолог, он направляет малыша, контролирует

все его действия. Очень важно, чтобы родители тоже принимали участие в

обучении и дома работали с ребенком, закрепляя полученные на уроках

навыки.

Начинать терапию следует с самых легких упражнений. Например,

педагог просит малыша выполнить простое действие: «Возьми в руку

карандаш!». И тут же показывает, как именно это нужно сделать. Подсказка

озвучивается несколько раз, после чего повторяется просьба уже без подсказок.

Каждый случай, когда ребенок правильно делает то, что просят, поощряется.

Неудачи игнорируются.

Когда терапевт видит, что упражнение освоено, маленький пациент

действует

верно

и

без

подсказок,

можно

двигаться

дальше.

Каждые

последующие задания усложняются, простые действия чередуются с более

трудными.

Со

временем

меняют

обстановку

для

проведения

терапии

(например, выходят из помещения на улицу) и подключают новых людей

(родителей и других членов семьи).

Начинать и заканчивать урок следует действиями, которые нравятся

малышу.

Обучение можно считать оконченным, если малыш усваивает навыки за

одно-два повторения (к примеру, нужно всего пару раз показать ему, как

открывается замок ключом, чтобы он смог это сделать самостоятельно).

Время занятий – очень значимый момент. Для получения заметного и

стойкого результата необходимо заниматься с малышом регулярно и много. И

это не просто слова: американский психиатр Ловаас, один из родоначальников

терапии АВА, провел анализ результатов и выявил, что почти половина детей,

которые занимались по методике не менее 40 часов в неделю, в итоге

поступили в обычную школу и достигли нормы показателей интеллекта и

поведения к концу учебного года.

Нерегулярные и малопродолжительные уроки могут и вовсе не дать

никакого эффекта. Помните, что лень и АВА-терапия – несовместимы, и

будущее вашего ребенка зависит от вашего трудолюбия и ответственности.

Методы коррекции

Поддержка, подкрепление

При обучении несложным навыкам часто срабатывают самые простые

методы: метод визуальной поддержки (карточки, рисунки, фотографии),

упрощение требований и подкрепление поведения. Например:

Ребенок просит мультики. Преподаватель дает ему карточку «Жди»

(метод

визуальной

поддержки).

Он ждет

совсем

чуть-чуть,

несколько

секунд — не нужно сразу заставлять его терпеть 10, 15 минут (метод

упрощения требований). После преподаватель хвалит ребенка: «Ты молодец,

хорошо

подождал»

(метод

подкрепления).

Затем

включает

ребенку

мультики — т. е. дает желаемое, таким образом дополнительно подкрепляя

поведение. Потом интервал ожидания можно по чуть-чуть увеличивать.

Это упражнение кажется простым, но, если сделать все правильно,

поведение быстро начнет меняться. Самое главное — двигаться маленькими

шагами.

«Сначала-потом» -принцип Примака

Это

простой

метод

анализа

поведения,

помогающий

увеличить

вероятность

желаемого

поведения.

Определение принципа Примака: «Принцип, который гласит, что возможность

проявить

высоковероятное

поведение,

обусловленное

возникновением

низкочастотного

поведения,

будет

служить

подкреплением

для

низкочастотного поведения». (Cooper, Heron, & Heward, 2007)

Сначала_____,

потом

______.

«Сначала» — это низкочастотное поведение, такое, что само не происходит.

Это то, что Вам нужно от ребенка: например, сесть в автокресло, съесть

здоровую пищу, одеться и т. д. «Потом» — это высокочастотное поведение, то,

что дети любят и будут делать много, если им представится такая возможность.

Какая-нибудь забавная вещица, любимое занятие, потенциальное поощрение.

Мы в повседневной жизни используем этот принцип регулярно:

«Сначала

съешь

овощи,

потом

десерт».

«Сначала

домашнее

задание,

потом

телевизор».

«Сначала закончи работу над проектом, потом можешь сбегать за кофе».

Родители также могут намеренно использовать этот принцип как

инструмент. В случае некоторых детей, приём «Сначала автомобильное кресло,

потом книга» вполне может сработать.

В примере, приведенном выше в вопросе родителя, книга является просто

недостаточно сильным поощрением! Необходимо, чтобы «потом» было

подкрепляющим. Мы не просто ждём и продолжаем повторять одно и то же:

«Сначала_, потом_». Мы ищем такое «потом», которое работает.

Если то, что вы предлагаете в качестве «потом» не увеличивает частоту

будущих случаев поведения, соответствующих «сначала», оно не является

поощрением. Продолжайте пробовать разные материальные поощрения и

подкрепляющие занятия(игры) пока не увидите, что Вами выбранное «потом»

увеличивает вероятность выполнения задания «сначала»!



В раздел образования