Напоминание

"В стране фольклора"


Автор: Березовская Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Тулуна "Детский сад "Антошка"
Населённый пункт: Г. Тулун, Иркутская область
Наименование материала: конспект ООД по развитию речи
Тема: "В стране фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Тулуна «Детский сад «Антошка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

Подготовила: Березовская Л. А.

2017 г.

Тема. «В стране фольклора».

Образовательная область: «Развитие речи»

Цель: закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Задачи:

Познакомить с характерными чертами русского фольклора;

Развивать любознательность, воображение, память, речевые умения;

побуждать детей к импровизации в инсценировке потешек;

Воспитывать интерес к культурному наследию народа.

Словарная работа: фольклор, горница.

Освоение

содержания

образовательных

областей: «Социально-

коммуникативное

развитие»,

Художественно-эстетическое

развитие»,

«Познавательное развитие».

Виды

деятельности:

игровая,

речевая,

двигательная,

коммуникативная,

познавательно-исследовательская.

Средства

реализации: указатели,

кукла

в

русском

народном

костюме,

Петрушка (игрушка из театра би-ба-бо), картинки – отгадки к загадкам,

ширма, дерево – яблонька, сундучок, народные музыкальные инструменты.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на меня. У меня сегодня для каждого

ласковое слово найдется.

Наша доченька в дому.

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду.

У Вани руки в бок,

Глазки в потолок.

Пошел за порог, –

Упал поперек!

А теперь садитесь рядком, я на вас полюбуюсь! Ребята, скажите мне, вы

любите путешествовать?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда я сегодня приглашаю вас в путешествие, в конце

которого

нас

ожидает

сюрприз.

А

отправимся

мы

с

вами

сегодня

в

необычную страну, которая называется страна Фольклора. Вы знаете, что

такое фольклор?

Дети. Потешки, прибаутки, считалки, заклички, поговорки, пословицы,

загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель. А кто их сочинил, вы знаете?

Дети. Народ!

Воспитатель. Да, ребята. Все это сочинил народ. Итак, вы согласны

отправиться в путь?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда отправляемся. Путь наш нелегкий и неблизкий. Мы с

вами уже убедились, что страна Фольклора очень большая. А чтобы мы не

заблудились в ней, мы пойдем по стрелочкам – указателям, которые нам

укажут

путь.

Стрелочка

нам

указывает,

что

нам

надо

идти

в

этом

направлении.

Дети идут по направлению стрелочки.

Мы пришли в «Переулок загадок».

Воспитатель берет в руки куклу в русском народном костюме и говорит

от ее имени.

Загадка. Здравствуйте! Меня зовут Загадка. Я живу в стране Фольклора. Я

для вас приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к

следующему перекрестку. А ответить на мои загадки вам помогут вот эти

подсказки. (ширма с картинками-отгадками).

Загадки.

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)

Загадка. А как вы догадались, что это солнце?

(Беседа с детьми).

Не матушка родима, а гостинцем наделила. (Яблоня.)

Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.)

Загадка. Что такое горница?

(Беседа с детьми).

Стоит толстячок, блестит бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)

Загадка. Вы все загадки отгадали, молодцы. Можете идти дальше. До

свидания.

Воспитатель. Давайте посмотрим, куда указывает нам стрелочка. (Дети

идут

по

направлению

стрелочки). Мы

пришли

на

«Перекресток

скороговорок».

Всех

скороговорок

не

переговоришь,

а

мы

попробуем.

Ребятки, вы знаете скороговорки?

(дети отвечают).

А какие скороговорки вы знаете? Проговорите их.

(Дети проговаривают скороговорки, по желанию на ускорение).

Скороговорки.

Три вороны на воротах.

Около кола колокола.

Мылась Мила мылом.

У елки иголки колки.

Воспитатель. Хороши

ваши

язычки,

справились

со

скороговорками.

А

теперь идем дальше.

(Воспитатель обращает внимание детей на Петрушку – игрушку из

театра би-ба-бо и надевает ее на руку)

Ой, кто это? Как тебя зовут?

Петрушка. Я Петрушка- весельчак,

Могу делать так и так!

Распотешу я вас.

Наступил веселья час!

Вы, ребята, не скучайте,

Мне, Петрушке, помогайте.

Д. Ф. Кто хочет быть подружкой веселому Петрушке.

Потешки.

- Федул, чего губы надул?

- Кафтан прожег!

- Починить можно?

- Да иглы нет!

- А велика ли дыра?

- Остались ворот да рукава!

(Воспитатель предлагает детям рассказать потешку по ролям вместе с

Петрушкой).

- Ты пирог ел?

- Нет, не ел!

- А вкусный был?

- Очень!

Катя, Катя, Катюха оседлала петуха.

Петух заржал, в огород побежал.

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке.

Дуня в тележке

Щелкает орешки.

Стучит, бренчит по улице,

Едет Ваня на курице.

Антошка на кошке

По кривой дорожке.

Воспитатель. Спасибо

тебе,

Петрушка.

Здорово

ты

нас

развеселил.

А

теперь давайте поиграем.

(Дети играют в русскую народную игру «У Маланьи, у старушки»).

Воспитатель. Ребятки, мы с вами повеселились, поиграли, а теперь пора

идти дальше. Смотрите, стрелочка нам указывает путь вон к тому дереву.

Пойдемте туда. Мы с вами попали на «Аллею сказок». Дерево с яблоками!

Мне так хочется яблочка, сорвите, пожалуйста!

(Дети с помощью считалок выбирают того, кто сорвет яблоко).

А яблочки непростые! Что же здесь написано? (Смотрит.)

Все понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно.

Сказочные загадки.

В какой сказке есть чудесный пень,

Где сесть мохнатому не лень?

Только вот одна беда.

Не мог он скушать пирожка.

(«Машенька и медведь».)

Дом построили друзья,

Жили весело, пока

Не пришел под вечерок

Мишка, Мишенька - дружок.

Был и низок и высок

Расчудесный … (Теремок.)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!.. («Снегурочка».)

Ах ты Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко… («Петушок – золотой гребешок».)

Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовется … («Бабою Ягой».)

Воспитатель.

(Обращая

внимание

детей

на

сундучок). Посмотрите.

ребятки.

Здесь

под

яблонькой

стоит

какой-то

сундучок.

Это

и

есть

мой

обещанный сюрприз. Хотите узнать, что там внутри?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда повторяйте за мной волшебные слова:

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно крышку открывать.

(Воспитатель достает из сундучка народные музыкальные инструменты,

раздает их детям и предлагает на них поиграть (Под музыкальное

сопровождение «Ах, вы, сени, мои сени»)).

Воспитатель. Какие вы замечательные музыканты! Ребята, скажите мне,

вам

понравилась

стана

Фольклора?

(Да).

А

что

вам

больше

всего

понравилось?

(Ответы детей).

Воспитатель.

Ребята,

посмотрите,

в

сундучке

есть

еще

один

сюрприз.

(Достает из сундучка книжки с русскими народными сказками, потешками,

скороговорками и дарит их детям)



В раздел образования