Напоминание

"Нравственное воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского"


Автор: Гарковенко Анна Владимировна
Должность: аспирант
Учебное заведение: Ростовский Государственный экономический институт (РИНХ)
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского"
Раздел: высшее образование





Назад




Нравственное воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского

Гарковенко Анна Владимировна

Аспирант,

Ростовский

Государственный

экономический

институт

(РИНХ),

г. Ростов-на-Дону

История педагогики

Впервые в истории педагогики В. А. Сухомлинский обратился к идее развития

эмоциональной сферы ребенка. Он предвосхитил ведущие направления развития

педагогики, направленной на общечеловеческие нравственные ценности.

Проблемы нравственного воспитания всегда были на первом месте. В настоящее

время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания личности, свободной,

способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Если не внести в

задачи нового поколения такие понятия, как нравственность и духовность, не связать

настоящее с историческим, то в дальнейшем произойдет духовный, моральный и

культурный регресс общества. К сожалению, в последнее время в нашей стране,

прошедшей через многие проблемы, кризисные явления в политической, экономической и

общественной

областях

жизни,

среди

большинства

учащихся

школ

возрастают

межличностные конфликты, появляется жестокость, отсутствие доброты, взаимопомощи,

человечности

в

отношениях,

наблюдается

асоциальное

поведение,

связанное

с

недостаточным развитием нравственных чувств, таких как ответственность, совесть, долг.

В этой связи возрастает ценность тех педагогических систем, которые раскрывают

данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем, но не

нашли достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них

является система, создателем которой был В. А. Сухомлинский (1918 - 1970 г.г.).

Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую

науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику

образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии

отечественной педагогической мысли.

Как говорил сам В. А. Сухомлинский: «Верьте в талант и творческие силы каждого

воспитанника!». Опыт собственной долгой учительской практики, обобщение огромного

педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности

воспитания неисчерпаемы». Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть

полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

По определению В. А. Сухомлинского,

суть процесса морального воспитания

состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника,

превращаются в нормы и правила поведения.

Искренняя

любовь

к

детям

и

подлинная

педагогическая

культура,

по

Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить

детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и

справедливости.

Нравственное

воспитание

для

Сухомлинского

-

это

постоянное

духовное

обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в

детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания

за судьбу другого человека».

Основным

содержанием

нравственного

воспитания

он

считает

заботу

о

возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места

в жизни.Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце

тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что «подлинная душевная стойкость,

мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости». Нужно,

чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая

человеческая личность. И, наконец, считает Сухомлинский, нужно, чтобы ребенок жил в

мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих

взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность

быть красивым.

Уже в детские годы ребенка педагогу нужно добиваться того, чтобы воспитанника

волновали гражданские мысли, чувства, тревоги, у него вырабатывалось чувство

гражданской ответственности – это тоже одна из граней нравственного воспитания.

По мнению В. А. Сухомлинского, начало нравственного воспитания происходит с

первых шагов сознательной жизни ребенка. «Именно в младшем возрасте, когда душа

очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми

общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали» [8, с.161]. Под азбукой

морали и нравственности великий педагог понимал гражданскую активность и

самодеятельность, не просто знать, что такое хорошо, а что плохо, а действовать хорошо

во имя величия и могущества Родины. Подлинное мастерство воспитания, считал педагог,

состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал

себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от

этого радость.

Большое значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный

возраст. Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой

особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей:

«Детское сердце весьма чувствительно к внушению этих мыслей, детская душа глубоко

переживает радость свершения добра для людей. Если подобное моральное поучение

подкрепляется хорошими наставлениями, побуждениями к добрым делам для людей, в

сердце с малых лет утверждаются внутренние духовные силы, ограничивающие желания

и капризы» [8, с. 162].

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача

воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание

своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное,

перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто

передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым

трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он

может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника

человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» [14,

с. 373].

В. А. Сухомлинский также перед школой ставил задачу в воспитании патриотов.

Он стремился, чтобы у каждого школьника сформировалось личное отношение к Родине:

желание, духовный порыв утвердить ее достоинство, величие, честь, славу, могущество.

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу,

но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие

педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. В. А. Сухомлинский из их

числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» -

так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не

красивый литературный оборот, а чистая правда.

Важным средством нравственного воспитания педагог уделял служение слову.

Сухомлинский разработал методику нравственного воспитания, в которой выделил

разделы: любовь к Родине, гражданственность; отношение к людям и долг перед ними;

отношение к родителям и близким; понимание добра и др. Уже сам перечень проблем

свидетельствует о тех направлениях, в которых необходимо работать педагогу.

Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка.

Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь

глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному

ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим

прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным.

«Язык - духовное богатство народа», - пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я -

человек», - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков

других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не

почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его

духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим

его чувства, душу, мысли, переживания», - утверждает педагог-мыслитель, - «являются

красота и величие, сила и выразительность родного слова» [17, c. 56]. Родной язык он

рассматривал как «духовное богатство народа». В. А. Сухомлинский стремился к тому,

чтобы «этот животворный источник богатства родной речи был открыт для детей с

первых шагов их школьной жизни, чтобы они чувствовали красоту языка, бережно к нему

относились, заботились о его чистоте».

Он был глубоко убежден в том, что истоки школьного творчества начинаются со

слова, что первое место в жизни детей должно принадлежать словотворчеству. «Радость

словотворчества – самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность» [13,

c. 50] - писал В. А. Сухомлинский. Как тонкий педагог и психолог он был глубоко

убежден, что самой большой творческой находкой учителя является тот миг, когда

ребенок сказал «свое слово». В этот период формируется его чувственность к разуму и

мудрости.

Особое значение В. А. Сухомлинский придавал воспитанию речевой культуры

школьника, которая является зеркалом его духовной культуры. Важнейшим средством

воздействия на ребенка, облагораживания его души являются, по его убеждению,

«красота, величие и выразительность родного слова». В этих словах весь В. А.

Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

Темы бесед, которые предлагает Сухомлинский учителю, а через него – ученикам,

включают самые животрепещущие вопросы, актуальные во все времена. Иметь чистую

совесть; педагогу – оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не

причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу

другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть

щедрым и бескорыстным, быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к

злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не

оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и т.д. Взаимоотношения

учителя

и

ученика

должны

быть

внимательными,

доброжелательными

и

заинтересованными.

В. А. Сухомлинский придавал огромную значимость роли учителя в воспитании

учеников. Учитель в первую очередь, по мнению Сухомлинского, должен уметь познавать

духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Десятки, сотни нитей,

духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к

человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и

учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой

забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком,

без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному

воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость -

это основа доверия ребенка к воспитателю». «Каждый должен задуматься над тем, - писал

Василий Александрович, - что он способен оставить после себя». «Высокая миссия

педагога, - подчеркивал он, - состоит для меня в том, чтобы быть творцом детского

счастья, врачевателем и исцелителем детских душ, чтобы в сердце человеческом не

поселилось горе и страдание... Я отдал этому жизнь». И это не просто красивые слова

педагога. Это кредо его жизни и педагогической деятельности.

Процесс

нравственного

воспитания

-

это

совокупность

последовательных

взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и

качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности

личности ребенка. Нравственность определяется как нравственная свобода личности,

когда требования, предписываемые общечеловеческими нормами морали, которые

совпадают с внутренними побуждениями и мотивами личности. Значит, нравственное

воспитание

это

процесс

целенаправленного

развития

ценностных

отношений

воспитанника к обществу, к окружающим людям, к самому себе. Следовательно, данный

процесс – глубоко индивидуальный, основывающийся на единстве знаний, чувств и

поведения.

Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли

нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе делают проблему

развития нравственных чувств личности особенно актуальной. В то же время они не могут

осуществляться без опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития

отечественного образования и педагогической мысли.

Таким образом, возрастает ценность тех педагогических систем, которые содержат

данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем.

Одной из них является система, созданная В. А. Сухомлинским. Актуальность его работ

состоит в том, что он первый в истории педагогики советского периода обратился к идее

развития эмоциональной сферы личности ребенка.

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В. А.

Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со

временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе,

нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича

Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной

российской школы. И этот процесс необратим. Нам еще предстоит в полной мере

осмыслить оставленное учителем нравственно - интеллектуальное наследие, которое

вобрало ведущие тенденции развития педагогического будущего.

Список используемой литературы

1. Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. -

1987. - № 2.

2. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. — М., 1994.

3. Равкин З. И. Сердце, отданное детям // Народное образование. — 1982.

4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в трех томах. – Москва.

Педагогика, 1980. – Т.2, 3.

5. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. — М., 1990.

6. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем, М.: КВАНТА +, 2002.-521 с.

7. Сухомлинский В. А. О воспитании, М.: КВАНТА +, 2001. – 436 с.

8. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История

педагогики в России. М., 1999.

9. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Изб. пед. соч.: в 3 т. М.: Просвещение,

1979. – Т.1.

10. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю // Пед. произв. в 5 т. – Т.2 – 1976.

11. Сухомлинский В. А. Что такое добро и зло //Свободное воспитание. ВЛАДИ. - 1993. -

№ 3.



В раздел образования