Автор: Гарковенко Анна Владимировна
Должность: аспирант
Учебное заведение: Ростовский Государственный экономический институт (РИНХ)
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского"
Раздел: высшее образование
Нравственное воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского
Гарковенко Анна Владимировна
Аспирант,
Ростовский
Государственный
экономический
институт
(РИНХ),
г. Ростов-на-Дону
История педагогики
Впервые в истории педагогики В. А. Сухомлинский обратился к идее развития
эмоциональной сферы ребенка. Он предвосхитил ведущие направления развития
педагогики, направленной на общечеловеческие нравственные ценности.
Проблемы нравственного воспитания всегда были на первом месте. В настоящее
время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания личности, свободной,
способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Если не внести в
задачи нового поколения такие понятия, как нравственность и духовность, не связать
настоящее с историческим, то в дальнейшем произойдет духовный, моральный и
культурный регресс общества. К сожалению, в последнее время в нашей стране,
прошедшей через многие проблемы, кризисные явления в политической, экономической и
общественной
областях
жизни,
среди
большинства
учащихся
школ
возрастают
межличностные конфликты, появляется жестокость, отсутствие доброты, взаимопомощи,
человечности
в
отношениях,
наблюдается
асоциальное
поведение,
связанное
с
недостаточным развитием нравственных чувств, таких как ответственность, совесть, долг.
В этой связи возрастает ценность тех педагогических систем, которые раскрывают
данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем, но не
нашли достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них
является система, создателем которой был В. А. Сухомлинский (1918 - 1970 г.г.).
Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую
науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику
образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии
отечественной педагогической мысли.
Как говорил сам В. А. Сухомлинский: «Верьте в талант и творческие силы каждого
воспитанника!». Опыт собственной долгой учительской практики, обобщение огромного
педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности
воспитания неисчерпаемы». Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть
полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.
По определению В. А. Сухомлинского,
суть процесса морального воспитания
состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника,
превращаются в нормы и правила поведения.
Искренняя
любовь
к
детям
и
подлинная
педагогическая
культура,
по
Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить
детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и
справедливости.
Нравственное
воспитание
для
Сухомлинского
-
это
постоянное
духовное
обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в
детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания
за судьбу другого человека».
Основным
содержанием
нравственного
воспитания
он
считает
заботу
о
возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места
в жизни.Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце
тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что «подлинная душевная стойкость,
мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости». Нужно,
чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая
человеческая личность. И, наконец, считает Сухомлинский, нужно, чтобы ребенок жил в
мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих
взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность
быть красивым.
Уже в детские годы ребенка педагогу нужно добиваться того, чтобы воспитанника
волновали гражданские мысли, чувства, тревоги, у него вырабатывалось чувство
гражданской ответственности – это тоже одна из граней нравственного воспитания.
По мнению В. А. Сухомлинского, начало нравственного воспитания происходит с
первых шагов сознательной жизни ребенка. «Именно в младшем возрасте, когда душа
очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми
общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали» [8, с.161]. Под азбукой
морали и нравственности великий педагог понимал гражданскую активность и
самодеятельность, не просто знать, что такое хорошо, а что плохо, а действовать хорошо
во имя величия и могущества Родины. Подлинное мастерство воспитания, считал педагог,
состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал
себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от
этого радость.
Большое значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный
возраст. Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой
особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей:
«Детское сердце весьма чувствительно к внушению этих мыслей, детская душа глубоко
переживает радость свершения добра для людей. Если подобное моральное поучение
подкрепляется хорошими наставлениями, побуждениями к добрым делам для людей, в
сердце с малых лет утверждаются внутренние духовные силы, ограничивающие желания
и капризы» [8, с. 162].
Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача
воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание
своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное,
перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто
передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым
трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он
может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника
человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» [14,
с. 373].
В. А. Сухомлинский также перед школой ставил задачу в воспитании патриотов.
Он стремился, чтобы у каждого школьника сформировалось личное отношение к Родине:
желание, духовный порыв утвердить ее достоинство, величие, честь, славу, могущество.
«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу,
но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие
педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. В. А. Сухомлинский из их
числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» -
так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не
красивый литературный оборот, а чистая правда.
Важным средством нравственного воспитания педагог уделял служение слову.
Сухомлинский разработал методику нравственного воспитания, в которой выделил
разделы: любовь к Родине, гражданственность; отношение к людям и долг перед ними;
отношение к родителям и близким; понимание добра и др. Уже сам перечень проблем
свидетельствует о тех направлениях, в которых необходимо работать педагогу.
Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка.
Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь
глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному
ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим
прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным.
«Язык - духовное богатство народа», - пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я -
человек», - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков
других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не
почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его
духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим
его чувства, душу, мысли, переживания», - утверждает педагог-мыслитель, - «являются
красота и величие, сила и выразительность родного слова» [17, c. 56]. Родной язык он
рассматривал как «духовное богатство народа». В. А. Сухомлинский стремился к тому,
чтобы «этот животворный источник богатства родной речи был открыт для детей с
первых шагов их школьной жизни, чтобы они чувствовали красоту языка, бережно к нему
относились, заботились о его чистоте».
Он был глубоко убежден в том, что истоки школьного творчества начинаются со
слова, что первое место в жизни детей должно принадлежать словотворчеству. «Радость
словотворчества – самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность» [13,
c. 50] - писал В. А. Сухомлинский. Как тонкий педагог и психолог он был глубоко
убежден, что самой большой творческой находкой учителя является тот миг, когда
ребенок сказал «свое слово». В этот период формируется его чувственность к разуму и
мудрости.
Особое значение В. А. Сухомлинский придавал воспитанию речевой культуры
школьника, которая является зеркалом его духовной культуры. Важнейшим средством
воздействия на ребенка, облагораживания его души являются, по его убеждению,
«красота, величие и выразительность родного слова». В этих словах весь В. А.
Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.
Темы бесед, которые предлагает Сухомлинский учителю, а через него – ученикам,
включают самые животрепещущие вопросы, актуальные во все времена. Иметь чистую
совесть; педагогу – оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не
причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу
другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть
щедрым и бескорыстным, быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к
злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не
оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и т.д. Взаимоотношения
учителя
и
ученика
должны
быть
внимательными,
доброжелательными
и
заинтересованными.
В. А. Сухомлинский придавал огромную значимость роли учителя в воспитании
учеников. Учитель в первую очередь, по мнению Сухомлинского, должен уметь познавать
духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Десятки, сотни нитей,
духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к
человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и
учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой
забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком,
без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.
Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному
воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость -
это основа доверия ребенка к воспитателю». «Каждый должен задуматься над тем, - писал
Василий Александрович, - что он способен оставить после себя». «Высокая миссия
педагога, - подчеркивал он, - состоит для меня в том, чтобы быть творцом детского
счастья, врачевателем и исцелителем детских душ, чтобы в сердце человеческом не
поселилось горе и страдание... Я отдал этому жизнь». И это не просто красивые слова
педагога. Это кредо его жизни и педагогической деятельности.
Процесс
нравственного
воспитания
-
это
совокупность
последовательных
взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и
качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности
личности ребенка. Нравственность определяется как нравственная свобода личности,
когда требования, предписываемые общечеловеческими нормами морали, которые
совпадают с внутренними побуждениями и мотивами личности. Значит, нравственное
воспитание
–
это
процесс
целенаправленного
развития
ценностных
отношений
воспитанника к обществу, к окружающим людям, к самому себе. Следовательно, данный
процесс – глубоко индивидуальный, основывающийся на единстве знаний, чувств и
поведения.
Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли
нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе делают проблему
развития нравственных чувств личности особенно актуальной. В то же время они не могут
осуществляться без опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития
отечественного образования и педагогической мысли.
Таким образом, возрастает ценность тех педагогических систем, которые содержат
данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем.
Одной из них является система, созданная В. А. Сухомлинским. Актуальность его работ
состоит в том, что он первый в истории педагогики советского периода обратился к идее
развития эмоциональной сферы личности ребенка.
Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В. А.
Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со
временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе,
нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича
Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной
российской школы. И этот процесс необратим. Нам еще предстоит в полной мере
осмыслить оставленное учителем нравственно - интеллектуальное наследие, которое
вобрало ведущие тенденции развития педагогического будущего.
Список используемой литературы
1. Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. -
1987. - № 2.
2. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. — М., 1994.
3. Равкин З. И. Сердце, отданное детям // Народное образование. — 1982.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в трех томах. – Москва.
Педагогика, 1980. – Т.2, 3.
5. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. — М., 1990.
6. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем, М.: КВАНТА +, 2002.-521 с.
7. Сухомлинский В. А. О воспитании, М.: КВАНТА +, 2001. – 436 с.
8. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История
педагогики в России. М., 1999.
9. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Изб. пед. соч.: в 3 т. М.: Просвещение,
1979. – Т.1.
10. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю // Пед. произв. в 5 т. – Т.2 – 1976.
11. Сухомлинский В. А. Что такое добро и зло //Свободное воспитание. ВЛАДИ. - 1993. -
№ 3.