Автор: Лихачева Елизавета Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №12 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: "Наш край родной - Урал"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-
НИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 г. ЧЕЛЯБИНСКА».
454904, г. Челябинск, п. Новосинеглазовский, ул. Лермонтова19.
Телефон/факс 8(351) 280-09-78, E-mail:
mdou
12
v
@
.
ru
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
(ознакомление с окружающим миром)
Тема: «Наш край родной – Урал»
(подготовительной группе)
Подготовил воспитатель:
Лихачева Елизавета Александровна
Челябинск, 2023
1
Тема: «Наш край родной – Урал»
Цель: закрепить элементарное географическое преставление, при этом под-
черкнуть, что наш край большой, а на карте России он занимает незначитель-
ное место.
Задачи:
Систематизировать знания детей об Урале, как о родном крае: что
обозначает слово «Урал», природные богатства Урала: горы, леса, озера, по-
лезные ископаемые. Расширять представление о природе, достопримечатель-
ностях родного края. Познакомить детей с уральскими мастерами, промысла-
ми. Продолжать развивать внимание, память, воображение, слуховое и зри-
тельное восприятие, словесно-логическое мышление; представление о Роди-
не (России), о символах государства (флаг, герб, гимн), гербе своего города.
Воспитывать нравственно-патриотическое понятие: уважение к труду лю-
дей, бережное отношение к природе. Обогащать словарный запас детей.
Активизация словаря: экскурсовод, кладовая, минеральное царство, подзем-
ные богатства, промыслы, металлург, нефтяник, публика.
Предварительная работа:
1.
Чтение произведений П. Бажова «Хозяйка Медной горы», «Серебряное
копытце», «Каменный цветок».
2.
Рассматривание географических карт.
3.
Рассматривание иллюстраций достопримечательностей Урала.
Ход занятия:
Вводная часть.
В. - Дорогие ребята я предлагаю вам отправиться в увлекательное путеше-
ствие по нашему краю. Тема нашего занятия «Наш край родной - Урал».
Я сегодня буду вашем экскурсоводом. Дети, вы знаете, кто такой экскур-
совод? (Ответы детей)
В. - Экскурсовод - это специалист по проведению экскурсий. Специалист
в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и гео-
графии. Ему необходимо знать как организовать и провести экскурсию. Кро-
2
ме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо по-
ставленную, речь. Дети, готовы отправиться в путешествие?
Д. - Ответы
В. – Дети, скажите, в какой стране мы с вами живем?
Кто у нас президент? (Слайд №2)
Д. – Россия, Владимир Путин
В. – Давайте посмотрим на карту. (Слайд №3)
В. – Посмотрите, какая у нас большая страна. (Слайд №4)
Как называется наш родной край, в котором мы живем? (Слайд №5)
Наш город? (Слайд №6)
Кто губернатор? (Слайд №7)
В. – (Слайд №8) Как у всякой страны, у России есть свой флаг, гимн и
герб. Это символы Российского государства. (Слайд №9) Как и у любого го-
рода, у Челябинской области есть свой гимн, герб и флаг. (Основной фигурой
герба области является серебряный двугорбый верблюд с золотой покла-
жей — выносливое и благородное животное, внушающее почтение и аллего-
рически показывающее мудрость, долголетие, память, верность, терпение.)
В. – Теперь посмотрим на карту Урала, (Слайд №10) как вы думаете, что
это изображено?
Д. – Горы.
В. – Уральские горы протянулись с севера на юг и поделили страну на две
части. По Уральским горам проходит граница Европы и Азии. Территория
вокруг Уральских гор и называется Уралом. На юге Урала и находится наша
Челябинская область. Не каждая местность может похвастаться высокими го-
рами, быстрыми реками и прозрачными озерами.
Физкультминутка (Слайд №11)
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
3
С ними потянись и ты.
(потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
В. – Какие вы знаете озера? Озера: Смолино, Чебаркуль, Банное, Большие
Касли, Тургояк, Зюраткуль, Увильды, Еловое, Теренкуль, (Слайд №12)
Реки? (Слайд №13) Урал, Печера, Кама, Уфа, Миасс, Пышма, Ай, Тагил,
Юрюзань и др.
В. – Дети, поговорим о растительном и животном мире природы Урала.
Назовите, какие деревья растут в лесах Урала? (Слайд №14)
Д. – Ель, сосна, береза, липа, осина, рябина.
В лесах распространены деревья: ель, сосна, лиственница, береза, осина,
липа, рябина, на крайнем западе – клен, вяз, дуб и др. На Южном Урале
темно-хвойные леса тянутся по склонам гор.
Какие животные и птицы живут в лесах? (Слайд №15, 16)
Д. – Волк, медведь, лиса, заяц, еж, белка, лось, рысь.
Д. - Сороки, вороны, голуби, синицы, ястреб, дятел, цапля, скворец.
В. – Очень богата природа Урала, но мест нетронутых человеком оста-
ется все меньше и человеку приходится брать под защиту природу. (Слайд
№17). С этой целью и был создан Ильменский заповедник, который находит-
ся на Ильменском хребте, уникальный уголок природы, живой музей камня
прямо в горах, под открытым небом.
В. – Уральские горы – это кладовая России. Это подземные богатства,
множество уральских камней. (Слайд №18) В недрах уральских гор спрятано
4
более 200 разных минералов. Есть на Урале, каменный уголь, золото, мра-
мор, медь, железная руда.
В.- А как вы думаете, кто добывает эти сокровища? Кто находит им примене-
ние? (Слайд №19)
Д. – Шахтеры, металлурги, нефтяники.
В. – Правильно! Ведь без трудолюбивых людей этого бы ничего не было.
В. – Славен Урал своими людьми, своими промыслами. Какие уральские про-
мыслы мы с вами знаем? (Слайд №20) Каслинское литье, (Слайд №21) Кам-
нерезное и ювелирное искусство, (Слайд №22) Златоустовская гравюра,
(Слайд №23) Художественное литье и ковка по металлу.
Вот и подошла к концу наша видео-экскурсия по родному краю Уралу. Мне
очень понравилось, как вы отвечали, вы много знаете о нашем крае.
Что нового, интересного и познавательного вы сегодня узнали на занятии?
(Ответы детей)
5