Напоминание

Технологическая карта по русскому языку в 8 классе "Главные члены предложения. Подлежащее."


Автор: Большакова Надежда Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Басимская основная школа
Населённый пункт: п.Басим, Соликамский район, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта по русскому языку в 8 классе "Главные члены предложения. Подлежащее."
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАСИМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по русскому языку

в 8 классе

по теме

«Главные члены предложения. Подлежащее»

Учитель первой

квалификационной категории

Большакова Надежда Константиновна

2016 г.

Технологическая карта урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

класс

8

Тема

Главные члены предложения. Подлежащее.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение выделять и

характеризовать

главные члены

предложения.

Умение находить

подлежащее и

способы его

выражения.

Ум е н и е

р а б о т а т ь

индивидуально

и

в

паре, находить общее

решение

Умение

соотносить

с в о и

д е й с т в и я

с

планируемым

результатом,

корректировать

свои

действия

Развивать

связную

речь учащихся.

Формирование

потребности в

самовыражении и

самореализации,

социальном

признании

Ум е н и е

н а х о д и т ь

всевозможные

с п о с о б ы

д л я

достижения цели

Решаемые

у ч еб н ы е

проблемы

- повторить изученный материал о подлежащем,

расширить знания об этом члене предложения

Вид

используемых

на

уроке средств ИКТ

Презентация

Методическое

назначение

средств

ИКТ

Усилить мотивацию;

Повысить

интерес

и

расширить

познавательные

потребности обучаемых;

Усилить наглядность в обучении;

Повысить

уровень

визуализации

изучаемого

материала

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного

восприятия нового материала

Формирование

конкретного

образовательного

материала

Эпиграф «С малой удачи начинается успех»

1

. 1.

Языковая разминка:

о - определите вид подчинительной связи в

с словосочетаниях.

(Учащиеся получают карточки с заданием)

Дружные ровесники, талантливый кандидат,

участвовать в олимпиаде, приоритет в науке,

привилегия надолго, президент в президиуме,

интересная профессия, подлинный

героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь,

просить подаяние.

- обменяйтесь карточками, давайте проверим и

п поставьте друг другу оценки(слайд 2)

0 ошибок –«5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более ошибок – «2» (слайд 3)

о

2. Учитель: итак, вы знаете, что в словосочетании

слова связаны с помощью одного из трех видов

подчинительной связи – согласования, управления,

примыкания

.

Вопрос. Для каких синтаксических единиц

словосочетания служат строительным материалом?

Учитель: правильно, из словосочетаний строятся

предложения. Однако подчинительная связь в

предложении не единственная. Прежде всего

выделяются его главные члены – подлежащее и

сказуемое. Они составляют грамматическую основу

двусоставного предложения. Связь между ними особая.

Запишите предложение:

Приятель торопится ко мне.

Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому:

Приятель (что делает?) торопится.

Теперь попробуйте задать

вопрос от сказуемого к подлежащему:

Торопится (кто?) приятель.

Вопрос. Что же получается?

Учитель: оба главные, и оба зависимые. Назовем эту

связь «взаимозависимостью».

Пример: Приятель торопится ко мне. (Слайд 4)

Учитель.

Давайте вспомним определение подлежащего. Для

этого обратимся к учебнику с.46-47. Вы сможете

найти ответы на вопросы:

- что обозначает подлежащее?

– на какие вопросы отвечает?

– какими частями речи может быть выражено

подлежащее?

Учитель: итак, подлежащее –

главный член предложения, который обозначает

предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что?

Подлежащее чаще всего выражается именем

существительным или местоимением в Им.п. и

согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже.

Вопрос. Однако только ли существительные могут

играть роль подлежащего

Учитель: послушайте рассказ.

Встретилась ребятам пословица: Родная

сторона – мать, а чужая – мачеха.

Олег говорит: «Сторона – подлежащее, мать –

сказуемое».

- Ошибаешься, - возражает Юра. – Подлежащее

выражено здесь двумя словами: родная сторона.

- Как это - двумя? – возмутился Олег. – Здесь

же ясно: что? – сторона, какая? Родная. Это

второстепенный член предложения.

- Какой же это второстепенный член,

если без него пословица теряет всякий смысл? –

улыбнулся Юра. – Ведь если рассуждать, как

ты, получится бессмыслица: сторона – мать,

сторона – мачеха.

- Да, вообще-то чепуха получается, - почесал

затылок Олег.

- Поэтому-то во втором предложении слово

«сторона» пропущено. Главное здесь – какая сторона.

- Ага, попался! – вскочил Олег. – Сам говоришь «какая»!

Выходит, «родная» - это определение.

- Да, в рамках фразеологизма «родная сторона» - это

определение. Но весь фразеологизм выступает как

подлежащее: «родная сторона», т.е. «чужбина».

- Может быть ты и прав…

- А вы , ребята, как думаете?

- Что мы еще не знаем о подлежащем?

О с н о в н о й

в и д

деятельности,

н а п р а в л е н н ы й

н а

формирование

образовательного

результата

Исследование

Методы обучения

репродуктивный

Форма

организации

деятельности

у ч а щ и х с я .

Р о л ь

учителя

Подготовка

к

сообщению

задач

у р о ка ,

организации различных видов деятельности, сбор

информации

О с н о в н ы е

в и д ы

деятельности

учителя

Организует

работу

по

подготовке

учащихся

к

знакомству

и

освоению

нового

уче б ного

содержания

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего

усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование

конкретного

образовательного

материала

Обобщение

и

систематизация

информации,

полученной на уроке.

Работа с учебником с. 46-47

Строят

ответ

с

помощью

таблицы

«Способы

выражения

подлежащего».

(Составляют

таблицу)

(Слайд 5)

Учитель:

необходимо

уметь

разграничивать

подлежащее, выраженнное инфинитивом, и

сказуемые односоставного предложения, которые тоже

могут быть выражены инфинитивом.

Сравните: Учиться интересно. – Интересно

учиться(сказ.)

Отличить подлежащее, выраженное

инфинитивом, помогут следующие опознавательные

признаки:

1.Порядок слов.

Подлежащее,

выраженное

инфинитивом, обычно ставится на первое

место

в

предложении.

Ср.: Узнать

об

этом очень легко. – Об этом очень легко

узнать(сказуемое).

2.И н т о н а ц и я . Подлежащее

выделяется

л о г и ч е с к и м

уд а р е н и е м ,

а

с о с т а в

подлежащего отделяется паузой от состава

сказуемого. Узнать об этом / очень легко

(сказуемое).

Вопрос от сказуемого: (что?) Легко – узнать

(Слайд 6)

О с н о в н о й

в и д

деятельности,

н а п р а в л е н н ы й

н а

формирование

образовательного

результата

Составление таблицы

Методы обучения

Проблемно-поисковый

Средства

ИКТ

для

реализации

данного

вида деятельности

Презентация

Форма

организации

деятельности

учащихся

О б с у ж д е н и е

и

п о и с к

о б щ е го

р е ш е н и я ,

представление результата работы

О с н о в н ы е

в и д ы

деятельности

учителя, роль учителя

Организационная

ЭТАП 3. Практикум

Формирование

конкретного

образовательного

материала

Систематизировать

имеющиеся

знания

учащихся

по

теме

«Подлежащее»,

углубить

понятие

о

способах выражения подлежащего

Выполните задания «Определяем, чем выражено

подлежащее».

1.Упр. 65

2. Объяснительный диктант (цель: определение

подлежащих в придаточных предложениях,

выраженных относительными местоимениями)

Вот дом, который построил Джек. Кто хочет,

тот добьется. Был тот особенный вечер, какой

бывает только на Кавказе.

Вопрос. Может ли подлежащее быть

распространенным?

У ч ит е ль : правильно,

как

и

другие

члены

п р е д л ож е н и я ,

п од л е ж а щ е е

м ож е т

б ы т ь

распространенным, т.е. иметь при себе зависимые

слова.

Распространенные

подлежащие

в

устной

речи могут составлять отдельную интонационно –

смысловую

группу

и

потому

в ы д е л я т ь с я

повышением тона и паузой.

Пример: Освещенный заходящим солнцем пароход

стоял на рейде.

Учитель: пауза между составом подлежащего и

составом сказуемого естественна: она помогает

понять смысл предложения. Пауза не всегда

свидетельствует о том, что нужно поставить знак

препинания, она всего лишь повод для

пристального внимания к структуре предложения.

!!!Не совершайте грубой ошибки! Не разделяйте

запятой взаимозависимые главные члены!

О с н о в н о й

в и д

деятельности,

н а п р а в л е н н ы й

н а

формирование

образовательного

результата

Практический, выполнение упражнений

Методы обучения

Самостоятельная работа

Выразительное чтение

Средства

ИКТ

для

реализации

данного

вида деятельности

Форма

организации

деятельности

учащихся

Работа с художественным текстом

Участие в аналитической беседе

Поисковая

деятельность

в

выполнении

упражнений

О с н о в н ы е

в и д ы

деятельности

учителя, роль учителя

Организация аналитической беседы, в выполнении

упражнений

ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование

конкретного

образовательного

материала

Выводы, наблюдения.

Закончите предложения: (слайд 7)

1.

Простое предложение – это предложение,

в котором:

2.

Главными членами предложения

являются :

3.

Подлежащее и сказуемое составляют :

4.

Распространенное предложение - это

предложение, в котором:

5.

Предложение, в котором есть только

главные члены предложения,

называется :

6.

Предложение, в котором две и более

грамматических основы, называется :

7.

По эмоциональной окраске предложения

делятся на :

8.

Побудительные предложения - это

предложения, в которых :

9.

Вопросительные предложения - это

предложения, в которых :

Тест

выделить подлежащие. Сделать вывод:

какая часть речи чаще всего выражает

подлежащее? (слайд 8)

1.

Дежурные внимательно следили за

порядком.

2.

Сквозь тучи пробился луч солнца.

3.

Вчера посадили мы дерево.

4.

Люблю грозу в начале мая.

5.

Отправился Иван-царевич на поиски

своей невесты.

6.

Хороша была Танюша.

7.

Жили-были дед да баба.

8.

Каждый пошел в свой дом.

9.

Комендантша с дочерью удалились.

10.

Кто-то угрюмо молчал.

11.

Для меня жить - значит работать.

12.

Красота есть обещание счастья

О с н о в н о й

в и д

деятельности,

н а п р а в л е н н ы й

н а

формирование

образовательного

результата

Выполнение теста

Методы обучения

Выразительное чтение

О с н о в н ы е

в и д ы

деятельности

учителя

Систематизация материала

Обобщение

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Р е ф л е к с и я

п о

достигнутым

либо

недостигнутым

результатам

Домашнее задание:

Выписать

из

произведений

художественной

литературы

свои

примеры

на

каждый

пункт

правила, изученного на уроке.

Рефлексия: (слайд 9)

Определите, на каком уровне вы находитесь:

- знаю и объясню другому

- знаю

-сомневаюсь, что знаю

- не знаю

Какими частями речи может быть выражено в

предложении подлежащее? Приведите примеры.

Какие существуют опознавательные

признаки отличия подлежащего,

выраженного существительным?

Используемые

технологии

Коллективный способ обучения А.Г.Ривина

Технология опережающего обучения

Педагогика сотрудничества

Проблемное обучение

Формирование

универсальных

учебных действий

Коммуникативные УД

Умение слушать и слышать друг друга, точно

выражать свои мысли в соответствии с задачей и

условиями

ситуации;

вступать

в

диалог

и

участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Умение устанавливать и сравнивать разные

точки зрения, аргументировать свою позицию;

Обмениваться знаниями с другими людьми

для принятия совместного решения;

Использование адекватных языковых средств

для отображения в форме речевого высказывания

своих чувств, мыслей и пр.

Личностные УД

Потребности в самовыражении и

самореализации, социальном признании

Умение находить всевозможные способы для

достижения цели

Познавательные УД.

Умение

видеть,

формулировать

проблему

(задачу);

Умение ставить вопросы и находить ответы;

Умение структурировать текст;

Умение

делать

выводы,

обобщения

и

умозаключения

Регулятивные УД

Планирование цели своей деятельности пути

её достижения;

Решение задач и принятие ответственности

за это решение;

Уровень самооценки (представление о своих

возможностях);

Умение

контролировать

своё

эмоциональное

состояние и поведение

Способы

оценки

на

уроках

Балльное оценивание



В раздел образования