Авторы: Белова Ольга Николаевна, Белова Мария Владимировна
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: СП ДС "Тополек" ГБОУ СОШ№8
Населённый пункт: п.г.т. Алексеевка,г.о.Кинель
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование фразовой речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра"
Раздел: дошкольное образование
Формирование фразовой речи у дошкольников с расстройствами
аутистического спектра.
Белова Ольга Николаевна, Белова Мария Владимировна,
педагог-психолог, учитель-логопед
СП ДС «Тополек» ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики в ДОО, является
социализация детей с РАС в детском коллективе, развитие у ребенка с РАС
коммуникативных
компетенций
для
формирования
продуктивного
взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В данной статье мы рассмотрим приемы формирования фразовой речи у
дошкольников с РАС.
Трудности формирования фразовой речи обусловлены неравномерным
развитием языковых навыков (ребенок может иметь большой словарный
запас, но ограниченный областью своего интереса), специфическими
особенностями слухового внимания (не реагируют на речь других, на
собственное имя), недостаточно сформированными навыками невербального
общения (редкое использование жестов, избегание зрительного контакта),
особенностями
когнитивных
функций.
Формирование
фразовой
речи
необходимо
для
успешного
социального
взаимодействия,
обмена
информацией и просьбы (дать что-то, выразить отказ и т.д.). Так как навыки
у детей данной нозологической группы необходимо закреплять большое
количество раз для того, чтобы достичь стойкого результата, работа по
формированию фразовой речи должна проводиться регулярно и системно.
Необходимо соблюсти ряд условий для успешного формирования навыка у
ребенка с РАС:
1)
Дружественная сенсорная среда (исключить отвлекающие стимулы);
2)
Отслеживание моментов перегрузки;
3)
Избегание зашумления каналов восприятия (не говорить одновременно
с ребенком или кем-либо, не говорить во время звучания музыки);
4)
Использование разных модальностей восприятия (зрительные стимулы,
слуховые стимулы, тактильные и т.д.).
При формировании фразовой речи у дошкольников с РАС используются
следующие методы и приемы:
- разнообразные виды игр (имитационные, хороводные, игры перед зеркалом,
ролевые, игры-ходилки);
-беседы
(актуальны
при
работе
с
детьми,
владеющими
речью
для
формирования диалоговых навыков);
-упражнения (работа с карточками, бланками, изображениями на картинках,
вербальная имитация).
В ходе работы можно применять следующие методики и техники:
- моделирование дает возможность скопировать демонстрируемое взрослым
коммуникативное поведение, формирование модели поведения, актуального
в той или иной ситуации;
- побуждение к активному высказыванию, повторной демонстрации модели
поведения.
При
формировании
фразовой
речи
у
дошкольников
с
РАС
можно
использовать различные коммуникативные системы: вербальная, жестовая,
письменная, пиктографическая (карточки PECS).
Использование
комбинированных
видов
коммуникации
–
речи
и
невербальных систем, предоставляет детям дополнительную визуальную
поддержку и способствует формированию фразовой речи.
Формирование
фразовой
речи
–
одно
из
важнейших
направлений
коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического
спектра. Сформированность фразовой речи способствует расширению
возможностей их общения и социальной адаптации. В результате, такие дети
могут успешно интегрироваться в дошкольные и школьные образовательные
учреждения.