Автор: Куджаева Марта Маратовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №4 "Сказка"
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА г. Нижневартовск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по направлению «Познавательное развитие» «Эрудиты Фребеля» на основе игровых наборов и даров Ф.Фребеля
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №15 «СОЛНЫШКО»
Рассмотрено и принято
на педагогическом совете № 1
Протокол № 1 от 31.08. 2021 г.
Утверждаю
Заведующий
МАДОУ города Нижневартовска ДС №15
«Солнышко»
О.А. Мельник
Приказ № 531 от 31.08.2021 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
дошкольного образования
по направлению «Познавательное развитие»
«Эрудиты Фребеля»
на основе игровых наборов и даров Ф.Фребеля
на 2021-2022 учебный год
Руководитель:
воспитатель 1 квалификационной категории
Куджаева М.М
г. Нижневартовск, 2021
1
16-16
Содержание программы
№
п/п
Наименование
Страница
1.
Информационная карта
3
2.
Пояснительная записка
3
3.
Цели и задачи
3
4.
Планируемые результаты
6
5.
Характеристика
особенностей
развития
обучающихся
среднего
дошкольного возраста
6
6.
Объем образовательной нагрузки
7
7.
Содержание программы
7
8.
Организационно-педагогические условия
9
8.1.
Учебно-тематический план
9
8.2
Расписание занятий
10
8.3
Календарный учебный график
11
8.4
Формы и методы обучения
12
9.
Программно-методическое обеспечение
12
10.
Материально - техническое обеспечение
13
11.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения
результатов освоения Программы
14
12.
Список используемой литературы
14
13.
Приложение
15
2
1.Информационная карта
Наименование программы
Дополнительная общеобразовательная программа
дошкольного
образования
по
направлению
«Познавательное развитие» «Эрудиты Фребеля»
на основе игровых наборов и даров Ф.Фребеля
Основания для разработки
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
-Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018
г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями и дополнениями от: 5 сентября 2019 г., 30
сентября 2020 г.)
-Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения,
отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
-Постановление
Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 413-п о
государственной
программе
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры, «Развитие образования в
Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 -
2025 годы и на период до 2030 года».
Заказчик программы
Родители (законные представители)
Разработчик программы
Куджаева Марта Маратовна, воспитатель, руководитель
Целевая группа
Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Цель программы
Формирование у детей способности и готовности к
созидательному
творчеству
в
окружающем
мире,
посредством геометрического моделирования, развитие
познавательных процессов и сенсорных навыков.
Задачи программы
Образовательная:
Формировать первичные представления о свойствах и
объектах окружающего мира;
обучать умению действовать по зрительному образцу,
словесной инструкции;
активизировать
устную
речь,
развивать
коммуникативные навыки.
Развивающая:
развивать внимание, восприятие, память, логическое
мышление, наблюдательность;
способствовать развитию восприятия цвета, формы,
величины, размера;
развивать
способность
анализировать,
сравнивать,
выделять характерные, существенные
признаки
предметов, делать умозаключения.
Воспитывающая:
реализовать
самостоятельную
творческую
деятельность;
3
формировать
благоприятный
психологический
климат группы;
воспитывать
дружеские
взаимоотношения
между
детьми, привычку заниматься вместе.
Срок реализации
1 учебный год с 01.09.2021 по 31.05.2022
Программно - методическое
обеспечение программы
1.Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова:
Комплект методических пособий по работе с игровым
набором «Дары Фрёбеля».
2.«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие».
1.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары
Фрёбеля" в дошкольном
образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная
методическая брошюра);
Ожидаемые конечные
результаты
развитие
сенсорных
навыки,
элементарные
математические представления, развивать восприятие,
мышление, внимание, память;
развитие
диалогической
речи,
коммуникативных
навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с
другом, развитие навыков планирования;
формирование начальных представлений о некоторых
видах
спорта,
развитие
координации
движений,
ловкости, мелкой моторики;
понимание
на
слух
текста
художественного
произведения.
Система контроля
Педагогическая диагностика проводится два раза в год:
Д
-
Достаточный
уровень БД- Близкий к достаточному
уровень Н-Недостаточный уровень
4
2.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Дары Фребеля» разработана для формирования у
детей элементарных математических представлений, посредством дидактических игр.
При
создании
развивающей
предметно-пространственной
образовательной
среды
образовательных
организаций,
реализующих
программы
дошкольного
образования,
необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в
подборе
элементов,
составляющих
содержание
интерьера,
окружающей
обстановки,
оборудования, игрушек и образовательных средств.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью
ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит
главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени
его развития.(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков.
Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был
известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Актуальность программы.
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются
социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская
деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели
удивительные результаты.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в
соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового
набора
в
процессе
реализации
примерных
основных
общеобразовательных
программ
дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он
может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания
дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе
семейного воспитания.
Комплект
является
составной
частью
развивающей
предметно-пространственной
образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом
реализации
ведущей
игровой
деятельности
в
дошкольном
возрасте
и
личностно-
ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности
взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-
исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым
набором
«Дары
Фребеля»
предназначен
для
воспитателей,
психологов,
логопедов,
дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и
вузов.
3.
Цель программы:
Формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в
окружающем мире, посредством геометрического моделирования, развитие познавательных
процессов и сенсорных навыков.
Основными задачи программы являются:
Образовательные:
Формировать первичные представления о свойствах и объектах окружающего мира;
5
обучать умению действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;
активизировать устную речь, развивать коммуникативные навыки.
Развивающие:
развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление, наблюдательность;
способствовать развитию восприятия цвета, формы, величины, размера;
развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные
признаки предметов, делать умозаключения.
Воспитатывающие:
реализовать самостоятельную творческую деятельность;
формировать благоприятный психологический климат группы;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
4.
Планируемые результат
Развитие сенсорных навыков, элементарных математических представлений,
развитие восприятия, мышления, внимания, памяти;
развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать,
договариваться друг с другом, развитие навыков планирования;
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие
координации движений, ловкости, мелкой моторики;
понимание на слух текста художественного произведения;
приобщение к художественной литературе, формирование интереса к
драматизации литературных произведений;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества,
первичных представлений о профессиях людей;
формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных
состояниях, настроении.
5.
Характеристика особенностей развития детей
Краткая характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет.6 Умственное развитие – очень
важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен
развиваться гармонически, т. е. в умственном, эстетическом и физическом отношениях. В этом
возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего, развитие восприятия,
образного мышления, воображения ребенка, и таким образом, углублять и расширять те
достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А
достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства
предметов, пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные
пространственные модели ( отображающие отношения между предметами и их частями. Для
того, чтобы такое обучение было успешным оно должно быть включено в доступные и
интереснее для ребенка виды деятельности – игру, конструирование, и др. особого обсуждения
заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики. Опыт в работе педагогов
доказывает, что обучение математике не только можно, но и вполне целесообразно начинать в
дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом
особенностей возраста ребенка и задач умственного развития. В этом возрасте целесообразно
ввести новые для детей области деятельности – область количественных отношений вещей.
Введение должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают
умственное развитие, в других видах занятий – организации действий самих детей с
количественными отношениями, построения и использования моделей этих отношений,
максимального использования игровых приемов. При этом является главным – научить детей
навыкам счета. Возраст 5-6 лет – это старшая группа. Как и младшим дошкольникам,
6
предлагаются игры на обозначение отдельных предметов, на анализ строения предметов, на
ориентировку в пространстве и на развитие воображения. В средней группе дети могут
находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства, такие как
длительность звука, вес предмета и др. начинают анализировать с помощью схем все более
сложные предметы, состоящие из большего числа частей. Выполняя задания на развитие
воображения, дети создают не толь отдельные образы, но и представляют в уме различные
ситуации, детализированные и развернутые. Они более свободно определяют взаимное
расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения.7 Знания не
самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и
качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы. Материал
программы позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его
математические
представления,
интеллектуально
развивать
дошкольника,
способствует
формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать
о ней, объективно оценивать ее результаты.
6. Объем образовательной нагрузки
Возрастная
категория
обучающихс
я
Количество
в неделю,
месяц, год
Продолжительност
ь
Количество
минут в
неделю,
месяц, год
Форма
обучения
Срок
реализации
программы
5-6 лет
1/2/18
25 минут
25/50/450
очная
1 учебный год
7. Содержание программы
№
недели
№
заняти
я
Тема
Цель
Продолжитель
ность
Сентябрь
1.
1.
Знакомство с
«Дарами Фрёбеля».
Знакомство
с
формами
и
свойствами предметов, развитие
исследовательских навыков
25
1.
2.
Вязаные мячики
№ набора:1
Развивать мелкую моторику рук,
координацию движений
25
Октябрь
2
1
Одень дерево.
Осенняя поляна
№ набора:7,12
Развивать сенсомоторное
развитие ребёнка, определять
форму цвет Учить из
плоскостных фигур наряжают
дерево
25
2
2
№ набора:3-5
Домик для листика
Учим детей строить дом из
брусочков (добавить песни,
стихи, музыку)
25
Ноябрь
3
1
Мой дом мой город
№ набора:7, 9, 8
Формирование представлений о
родном городе, о доме
25
3
2
Что такое осень
№ набора:10 8 7
Учить детей видеть основные
цвета осени
25
7
Декабрь
4
1
Зимние фантазии
№ набора:8 9
Учить детей составлять
различные фигуры, развивать
фантазию воображение
25
4
2
Дворец Деда Мороза
№ набора:3 4 5 6
Учить детей создавать фигуру
путём преобразования уже
созданных, не разрушая базовые
постройки
25
Январь
5
1
На что похоже
№ набора:7 9
Развивать фантазию, побудить у
детей ассциативному мышлению
25
5
2
Красная шапочка
№ набора:5 6 1 7 8 9
Поддерживать у детей интерес к
сказке, желание помочь
сказочному герою, приобщать к
художественной литературе
25
Февраль
6
1
Зеркало
№ набора:8
Зеркало
№ набора:8
25
6
2
Самолётная
полоса№ набора:5 6
7
Формировать первичные
представления о свойствах и
отношениях окружающего
мира(ориентация в пространстве
25
Март
7
1
Большая стирка
№ набора: 7 8 9 10
Учить выделять особые признаки
фигур с помощью зрительного и
осязательно-двигательного
анализатора
25
7
2
Украшение для
мамочки
№ набора:11
Развивать умение
классифицировать, сортировать,
сравнивать, выполнять задание
по схеме
25
Апрель
8
1
В мире задач
№ набора:7 8 10
Учить детей с помощью палочек,
геометрических фигур
составлять простейшие примеры
25
8
2
Полёт на луну
№ набора5 67 8 10
Учить подбирать форму,
величину, фигуру, развивать
интерес к совместным играм
(мышление, воображение,
мышление)
25
Май
9
1
В мире весны
Закрепить объёмные
25
8
№ набора:11
геометрические фигуры,
развивать интерес
9
2
В гости к белочке
№ набора:7 8 10
Учить детей создавать образ
животных, деревьев, поляны
25
Организационно-педагогические условия
Учебно-тематический план
№
Тема
Сентябрь
/ мин
Октябрь
/ мин
Ноябрь
/мин
Декабрь
/мин
Январь
/мин
Февраль
/мин
Март
/мин
Апрель
/мин
Май
/мин
1
Знакомство с
«Дарами
Фрёбеля».
1/25
-
-
-
-
-
-
-
-
2
Вязаные
мячики №
набора:1
1/25
-
-
-
-
-
-
-
-
3
Одень дерево.
Осенняя поляна
№ набора:7,12
-
1/25
-
-
-
-
-
-
-
4
№ набора:3-5
Домик для
листика
-
1/25
-
-
-
-
-
-
-
5
Мой дом мой
город
№ набора:7, 9, 8
-
-
1/25
-
-
-
-
-
-
6
Что такое осень
№ набора:10 8 7
-
-
1/25
-
-
-
-
-
-
7
Зимние
фантазии
№ набора:8 9
-
-
-
1/25
-
-
-
-
-
8
Дворец Деда
Мороза
№ набора:3 4 5
6
-
-
-
1/25
-
-
-
-
-
9
На что похоже
№ набора:7 9
-
-
-
-
1/25
-
-
-
-
10
Красная
шапочка
№ набора:5 6 1
7 8 9
-
-
-
-
1/25
-
-
-
-
11
Зеркало
-
-
-
-
-
1/25
-
-
-
9
№ набора:8
12
Самолётная
полоса№
набора:5 6 7
-
-
-
-
-
1/25
-
-
-
13
Большая стирка
№ набора: 7 8 9
10
-
-
-
-
-
-
1/25
-
-
14
Украшение для
мамочки
№ набора:11
-
-
-
-
-
-
1/25
-
-
15
В мире задач
№ набора:7 8 10
-
-
-
-
-
-
-
1/25
-
16
Полёт на луну
№ набора5 67 8
10
-
-
-
-
-
-
-
1/25
-
17
В мире весны
№ набора:11
-
-
-
-
-
-
-
-
1/25
18
В гости к
белочке
№ набора:7 8 10
-
-
-
-
-
-
-
-
1/25
Итого занятий
2/50
2/50
2/50
2/50
2/5
2/05
2/50
2/50
2/50
18 занятий 18 недель
8.2 Расписание занятий
День недели
Время проведения
Понедельник
09.35 – 10.00
10
8.3.Календарный учебный график
Окончание учебного года: 31.05.2022
1 полугодие - 18 недель - 85дней - 01.09.2021-31.12.2021
04.11.2021 - праздничные дни -1
01.01.2022; 07.01.2022 - праздничные дни -2
Летний период: 01.06.2022 - 31.08.2022
2 полугодие - 18 недель - 96 день - 10.01.2022-31.05.2022
23.02.2022 - праздничные дни - 1
08.03.2022 - праздничные дни - 1
Количество учебных недель, дней в год:
у
01.05.2022 - праздничные дни - 1
всего: 36 недель, 181 учебных дня
в
09.05.2022 - праздничные дни - 1
п
л/п
Месяц
итого:
Неделя
5 недель
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
Количество
учебных дней
22
Месяц
Октябрь
Неделя
5
4 недели
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
Количество
учебных дней
1
21
Месяц
Ноябрь
Неделя
4 недели
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
у
у
у
п
в
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
Количество
учебных дней
20
Месяц
итого:
Неделя
5 недель
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
в
Количество
учебных дней
22
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 15 "Солнышко"
на 2021-2022 учебный год
Начало учебного года: 01.09.2021
учебный день
выходной день
праздничный день
летний период
Сентябрь
Декабрь
14
15
16
17
5
5
8
9
3
11
5
12
5
13
5
2
10
14
1
2
3
5
3
5
4
5
4
5
5
5
5
5
6
7
5
3
4
18
Месяц
Январь
Неделя
21
3 недели
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
п
в
в
в
в
в
п
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
Количество
учебных дней
1
16
Месяц
Февраль
Неделя
25
4 недели
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
п
у
у
в
в
у
Количество
учебных дней
1
19
Месяц
Март
Неделя
5 недель
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
у
у
у
у
в
в
п
п
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
Количество
учебных дней
21
Месяц
Апрель
Неделя
29
4 недели
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
Количество
учебных дней
1
21
Месяц
Май
Неделя
3 недели
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
п
п
п
у
у
у
в
в
п
в
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
у
у
у
в
в
у
у
Количество
учебных дней
19
Месяц
итого:
Неделя
5 недель
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
-
в
в
в
п
в
в
в
в
в
21
Месяц
итого:
Неделя
5
4 недели
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
в
в
в
в
в
в
в
в
в
в
21
Месяц
итого:
Неделя
4 недели
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
в
в
в
в
в
в
в
в
22
36
36
2
1
3
2
5
4
3
4
30
3
34
4
34
35
5
33
5
32
5
31
5
5
5
5
20
19
18
5
5
4
21
4
5
22
5
23
24
24
2
2
25
26
27
28
5
10
12
5
13
5
13
3
9
5
11
5
6
5
7
5
Август
5
5
4
29
5
8
5
Июль
Июнь
4
3
5
11
9. Программно-методическое обеспечение
Методическое
обеспечение (учебно-
методические
пособия,
практические пособия
и т.д.) с указанием
выходных данных
Комплект методических пособий по работе с игровым набором 15
«Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами
карточек-игр, всего 80 карточек):
1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная
методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт.
карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт.
карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-
игр.
5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной
области
«Социально-коммуникативное
развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Учебно-наглядные
пособия с указанием
выходных данных
Игровой набор «Дары Фрёбеля»
Наглядно-
дидактические
пособия,
альбомы,
игры
с
указанием
выходных данных
Игровой набор «Дары Фрёбеля»
Технические средства
обучения
Интерактивная доска, проектор
Формы и методы обучения.
Программа «Дары Фребеля» опирается на следующие педагогические
принципы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную
деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и
стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к
работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную
сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка,
которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей.
Принцип
сотрудничества
-
позволяет
создать
в
ходе
продуктивной
деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. Принцип систематичности и
последовательности - предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и
образуют целостную систему, то есть предлагаемый материал усваивается в результате
12
постоянных упражнений и тренировок. Учет возрастных и индивидуальных особенностей -
основывается на знании анатомо физиологических и психических.
Принцип научности - заключается в формировании у детей системы научных знаний, в
анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет,
форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании
принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник,
треугольник и пр.)
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
Фронтальный – предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся
детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив
единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
Групповой - позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности
каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
Индивидуальный - предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и
консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности
ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по
принципу «не подражай, а твори».
10.Материально - техническое обеспечение
Вид помещения
Оснащение помещения
Материалы для непосредственной
работы с обучающимися
Групповое
помещение
Интерактивная доска,
проектор
Игровой
набор
«Дары
Фрёбеля»
изготовлен
из
качественного
натурального
материала
(дерева
и
хлопка).
В
составе набора 14 модулей:
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
•
Модуль
6
«Кубики,
столбики,
кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика.
Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Карточки игр
13
11. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения
результатов освоения Программы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития
обучающихся. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической
диагностики,
в
целях
отслеживания
эффективности
реализации
Программы.
Педагогическая
диагностика проводиться в
ходе наблюдений,
бесед,
игр.
Инструментарий
для
диагностики
–
карты
наблюдений.
Педагогическая диагностика достижений обучающихся в рамках освоения
Программы направлена на изучение: выявления уровня развития ребёнка, отслеживание
результатов программы.
Способы определения результативности освоения Программы
Мониторинг планируемых результатов:
Параметры контроля над развитием способностей
1. Осведомленность в основных областях знаний:
2. Сенсорные способности
- выявление представлений о сенсорных эталонах и их использовании (цвет, форма,
величина);
3. Интеллектуальные способности:
- использование схем и моделей для анализа логических отношений
-классификации объектов по разным основаниям.
- понимание и использование обобщающих слов.
- установление причинно - следственных связей.
- соотнесение заданной схемы с конкретной постройкой.
- соотнесение плана с конкретным пространством.
4. Способность к построению речевого высказывания.
-умение ребёнка последовательно и логично рассказывать о событии явлении, отвечать на
вопросы.
5. Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности
для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком.
6. Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Список используемой литературы
1.
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
2.
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в
соответствии с ФГОС ДО».
3.
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
4.
«Использование
игрового
набора
«Дары
Фрёбеля»
в
образовательной
области
«Социально-коммуникативное развитие».
5.
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
6.
«Использование
игрового
набора
«Дары
Фрёбеля»
в
образовательной
области
«Познавательное развитие».
7.
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
8.
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое
развитие».
14
9.
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
10. «Использование
игрового
набора
«Дары
Фрёбеля»
в
образовательной
области
«Художественно-эстетическое развитие».
11. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
12. «Использование
игрового
набора
«Дары
Фрёбеля»
в
образовательной
области
«Физическое развитие».
15