Автор: Решульская Юлия Шамсудиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМ ДОБУ "ЦРР-д/с "Теремок"
Населённый пункт: п.г.т. Пойковский Нефтеюганский район
Наименование материала: Интегрированное занятие с использованием ТРИЗ
Тема: "Страна Смешариков"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие (познавательное развитие, математика) с
использованием ТРИЗ.
Конспект занятия
Возраст детей 4-5 лет.
Тема: «Страна Смешариков».
Программное содержание:
*Освоение группировки и классификации геометрических фигур, предметов по размеру и
по двум признакам ( форме и размеру); формировать понимание относительности размера;
*Закрепить представление детей о свойствах твёрдых, жидких и газообразных веществ.
*Обобщить представление детей о прошлом одного предмета (стул);
*Освоить изменения соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.
*Способствовать развитию воображения, осознанному познанию элементарных своиств
геометрических фигу; развивать память, внимание, логическое мышление.
*Активизировать мышление детей путём разрешения проблемной ситуации.
*Воспитывать доброжелательность, позитивное отношение к окружающему миру.
Словарная работа: большой – поменьше – маленький; маленький – побольше – большой;
жидкие, твёрдые, газообразные МЧ.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильмов про Смешариков, чтение книжек – раскрасок, составление и
разгадывание загадок описательного характера с использовантем элементов ТРИЗ, игры
по методике ТРИЗ.
Материал к занятию:
*игрушка - смешарик Нюша,
*Загадка,
*физкультурная минутка,
*раздаточный материал: стульчики большого, среднего, маленького размера на каждого
ребёнка, смешарики в количестве 10 штук большого, среднего, маленького размера на
каждого ребёнка,
*карточки с изображением: дерево, бревно, доски, река, дым,
*карточки с изображением: МЧ,
*детали для стула: 4палочки, овал, прямоугольник для аппликации-игры: «Собери целое»
*клей, салфетки, клеёнки,
*машина с игрушками смешариками,
* макет- комнаты Нюши,
*Аудиокассета с музыкой из мультфильма «Смешарики».
Ход занятия:
Дети сидят на ковре полукругом. Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».
Воспитатель: Ребята, я прочитаю загадку, а вы отгадайте про кого она?
Любит бантики, цветочки
И внимание друзей.
Мячиком по лесу скачет.
Радует своих друзей.
Если дети не отгадают подсказка:
А друзей у неё много
Пин, Копатыч, Кар-Карыч,
Бараш, Совунья, Крош,
Мышарик и конечно же Лосяш. ( Нюша свинка)
Дети: Это Нюша!
Воспитатель:
Правильно
ребята.
Молодцы,
догадались.
Это
Нюша.
А
вот
и
Нюша
пришла к нам (у воспитателя в руках появляется игрушка Нюша, она грустная).
Что случилось с тобой?
Игрушка:
В гости ко мне внезапно пришёл бегемот.
Он сел нечаянно на комод.
Ему я сказала: «Что для него комода мало».
Мимо аист пролетал
И на ушко ему прошептал: « Тебе надо на стульчик сесть , чтобы тортика кусочек
съесть».
Бегемот с комода встал
И на стульчик он упал.
Стул не выдержал. И ВОТ!
Воспитатель: Ребята, что случилось со стульчиком? (проблемная ситуация сломался
стул).
Настя: сломался стул,
Фёдор: развалился стул,
Даниил: стула не стало.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы стул был, как раньше?
Настя: починить.
Данил: собрать.
Андрей: отремонтировать.
Воспитатель: - А давайте, вспомним из скольких частей состоит стул?
Маргарита: стул состоит из трёх частей.
Воспитатель: Артём, назови пожалуйста части стула.
Артём: ножки.
Воспитатель: для чего нужны ножки?
Артём: чтобы стул стоял..
Вадим: спинка.
Воспитатель: для чего нужна спинка?
Вадим: спинка, чтоб ровно сидеть или когда устал можно прислониться и отдохнуть.
Ариша: сиденье.
Воспитатель: для чего нужно сидение?
Ариша: сиденье нужно, чтобы сидеть.
Игрушка: А какие по величине бывают стулья?
Дети: Большие, поменьше, маленькие,
Игрушка: А какого размера бывают стулья?
Рома: высокие, средние, низкие.
Игрушка: Из чего делают стулья?
Дети: из железа, дерева, пластика и т. д.
Воспитатель: У меня есть волшебный сундучок. В нём стульчики и смешарики разной
величины.
Давайте
подберём
каждому
стульчик
по
размеру.
И
проверим
всех
ли
смешариков, пригласила Нюша на день рожденье. Дети работают в парах.
Воспитатель: Значит, для большого стульчика нужен?
Аделина: большой смешарик.
Воспитатель: Для меньшего размера стульчика нужен?
Вадим: поменьше смешарик.
Воспитатель: Для маленького стульчика?
Никита: маленького размера смешарик.
Воспитатель: Какие вы молодцы. И Нюша у нас повеселела. Для большого стула-
большой смешарик. Для среднего – средний смешарик. Для маленького – маленький
смешарик.
Игрушка радостно: Этот красивый большой стул, для маленького смешарика кажется
большим. А этот маленький стул, для большого, смешарика кажется совсем крохотным.
Воспитатель: Да, Нюша одно и то же может быть и большим и маленьким.
Дети, а вы какие по отношению ко мне?
Дети: маленькие.
Воспитатель: А стульчики у вас какие?
Дети: тоже маленькие.
Воспитатель: Бочка с водой для слона какая?
Дети: маленькая.
Воспитатель: Бочка с водой для муравья какая?
Дети: огромная.
Воспитатель: здание детского сада для детей?
Дети: большое.
Воспитатель: а кукольный домик для нас?
Дети: маленький.
Воспитатель: Ребята что-то мы с вами засиделись, давайте расскажем и покажем Нюше,
какую знаем зарядку. Выходите, становитесь на ковёр.
Раз - присядка. присесть
Два – прыжок. подпрыгнуть
Это Крошина зарядка ладошки на голову – ушки на макушке
А Нюша как проснётся кулачками потереть глаза
Любит долго потянуться, потягивание с отводом рук
Обязательно зевнуть зевнуть , прикрывая рот ладошкой
И хвостиком вильнуть движение бёдрами из стороны в сторону
А Мышарик спинку выгнуть прогнуться в спине вперёд
И легонечко - подпрыгнуть. лёгкий прыжок вверх
Ну, а Копатыч косолапый руки полусогнуты в локтях,
Широко расставив лапы: ладошки соединены ниже пояса
То одну, то обе вместе, ноги на ширине плеч
Долго топчется на месте. переступание с ноги на ногу
А кому зарядки мало – раскачивание туловищем из стороны в сторону
Начинаем всё с начала! развести руки в стороны на уровне
пояса ладонями вверх.
Воспитатель: Ребята давайте присядем на ковёр и посмотрим, что это на мольберте.
Дети: карточки с изображением: дерево, доски, река, дым, бревно.
Воспитатель: Подумайте, выберите и скажите. Чем был раньше стул?
Дети: бревном, деревом, досками.
Игрушка: А почему дети вы выбрали эти карточки с изображением дерево, бревно,
доски?
Дети: потому что они твёрдые, крепкие. Они из твёрдых маленьких человечек.
Игрушка: А что делают МЧ.
Дети: Крепко держатся за руки.
Воспитатель:
Давайте
сначало
вспомним,
какие
бывают
МЧ.
Жидкие,
твёрдые,
газообразные (показывает карточки с изображением МЧ). А теперь покажем Нюше, что
делают МЧ.
Воспитатель: В воде ( руки на поясе у детей), В дыму ( МЧ бегают), В доске ( дети
держатся за руки).
Воспитатель: Ну как, Нюша теперь поняла?
Игрушка: Да поняла. Но ведь скоро придут Смешарики мои друзья , а стульчиков нет в
моей комнате.
Воспитатель: У нас Нюша есть волшебный сундучок, а в нём что-то лежит. Что же это?
Показываю детям.
Дети: Стульчики.
Воспитатель: Ребята давайте поможем Смешарикам, чтобы они узнали куда им сесть, мы
обозначим стульчики. Приклеим картинки-смешарика на спинку стула.
Воспитатель: А я сделаю Нюша стульчик для тебя.
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Маша, расскажи для какого Смешарика ты обозначила стульчик, какой он?
Маша:
для Кроша. Он добрый, ушастый, голубой, пушистый и т. д.
Воспитатель: Вадим, расскажи для какого Смешарика ты обозначил стульчик, какой он?
Вадим: Для Лосяша, он с рожками, пушистый, большой, круглый он похож на мячик и
т.д.
Воспитатель вместе с детьми расставляют стульчики на плакате – комнате Нюши.
Игрушка: Спасибо ребята вам большое за помощь.
Воспитатель: Ребята мы с вами славно потрудились. А что мы делали?
Дети: Называли из скольких частей состоит стульчиназывали их, определяли для какого
смешарика нужен стул – большой или маленький, делали зарядку, Нюше рассказали чем
был раньше стул, обозначили стульчики для гостей Нюши. Молодцы всё вспомнили и со
всем справились.
В это время звучит музыка из мультфильма смешарики, воспитатель тянет за верёвочку
машину с игрушками Смешариками в группу. Игрушки хотят поздороваться с детьми и с
Нюшей, поздравить с днём рожденья. Воспитатель предлагает детям взять игрушки в
руки.
Игрушка Нюша: Раз у нас накрыт стол, есть стульчики, начинаем «Смешатеку».
Дети танцуют с игрушками.