Автор: Александр Алексеевич Лазутин
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Троекурово
Населённый пункт: село Троекурово
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для развития одарённости обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время»
Раздел: среднее образование
Выступление на педсовете: «Создание условий для развития одарённости
обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время»
Лазутин А.А.
учитель физической культуры
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и
наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить,
чтобы они дали самые превосходные результаты.
Физическая
культура
–
единственный
предмет,
который
формирует
у
обучающихся грамотное отношение не только к собственной телесности, но и
воспитывает
духовно-нравственные,
моральные
и
волевые
качества,
необходимые для становления целостной, культурной личности, способной к
самосовершенствованию.
Важнейшее требование, которым я руководствуюсь при проведении уроков
физической культуры – обеспечение дифференцированного и индивидуального
подхода к учащимся, с учетом состояния их здоровья, физического развития,
двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и
качеств, соблюдения гигиенических норм и требований.
Опора на принципы личностно-ориентированного образования позволяет мне
создать педагогические условия для личностного развития школьников в
процессе обучения и воспитания. Я стремлюсь так организовать образовательный
процесс, чтобы у школьников появилось стойкая мотивация и сознательное
отношение к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, были
сформированы умения самостоятельно заниматься двигательной активностью.
При
этом
я
постоянно
занимаюсь
целенаправленной
деятельностью
по
внедрению элементов профильной подготовки обучающихся по физической
культуре.
Программа углубленного изучения предмета реализуется на уроках физической
культуры,
и
имеет
преемственность
во
внеклассной
деятельности
при
проведении
факультативных,
физкультурно-массовых
и
спортивных
мероприятий. Целенаправленная комплексная работа позволяет моим ученикам
демонстрировать высокий уровень физической подготовленности.
В школе ведется работа по реализации программы «Одаренные дети», целью
которой является формирование системного подхода к решению систем поиска,
сохранения, развития и поддержки талантов.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности;
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Если своевременно выстроить систему работы с одарёнными учащимися, то
возможно достигнуть высоких результатов, позволяющих успешно участвовать в
школьных, районных, областных соревнованиях и олимпиадах.
Для этого необходимо на первом этапе создать банк данных одарённых
детей и отслеживать динамику их достижений.
Уроки физической культуры в школе - первая ступенька к выявлению
одаренных детей, которые продолжат развитие своих способностей уже в
спорте. На своих уроках я стараюсь выработать стойкую мотивацию к занятиям
физической культурой у каждого ребёнка.
Урочная деятельность строю так, чтобы учащийся мог проявить свои
возможности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового
опыта. Содержание учебного материала настраивает учащихся на непрерывное
обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На своих уроках я используем дифференцированный подход, Даю
одарённым учащимся индивидуальные задания, задания повышенного уровня,
увеличиваю количество выполнения заданий. Каждый урок - это процесс, в
котором ученик находится в активной позиции.
Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на
глубокие теоретические знания. Наболевший вопрос - подача на уроке
теоретических знаний. Решить эту проблему помогают различные формы
проведения уроков. Для этого я с успехом используем проектную технологию.
Применение этого метода делает
учебный процесс более увлекательным и
личностно – значимым для каждого ученика. Проект - одна из форм развития
творческой деятельности. Он даёт возможность индивидуального развития.
Проект ценен тем, что в ходе его исполнения ученик учится сам добывать
знания, получает опыт познавательной и учебной деятельности.
Очень интересны и познавательны интегрированные уроки, где
используются знания из физики, биологии, географии, технологии.. Ребятами 9-
11 классов были проведены уроки по темам « Мы - будущие олимпийцы»,
«Скажем нет вредным привычкам»
Обученность обучающихся во всех классах составляет 100%, при качестве
знаний 90- 95%.
Это достигнуто в результате применения современных форм и методов обучения.
Главной задачей на моих уроках является учебная мотивация. Первым и самым
важным приемом мотивации является убеждение в том, что и у каждого ученика
есть все возможности занять в жизни достойное место.
Нормы ГТО и
спортивные достижения школьников учитываются
при поступлении в
ВУЗы
и ССУЗы, поэтому стараюсь помочь детям и готовлю учеников –
разрядников, которых уже более 50 человек. В 1 полугодии 2019 – 2020 учебного
года 8 обучающихся получили золотой значок ГТО.
Ежегодно мои ученики принимают активное участие в муниципальном этапе
Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и становятся
победителями и призерами олимпиад. В 2019-2020 учебном году- 2 победителя
и 4 призёра.
Большое внимание уделяю подготовке детей к олимпиадам. Ежедневно после
уроков показываю практические упражнения, разбираю с ними теоретические
вопросы. Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным
условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления
положительного психологического настроя, необходимого для достижения
успеха.
Также готовимся и к спортивным соревнованиям. Всем понятно, что
развитие одарённых детей происходит не только на уроках, но и во внеурочное
время.
При всей значимости урока главенствующая роль в приобщении
учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями, безусловно,
принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе.
Даже индивидуально-дифференцированный подход на уроке не даст такого
положительного результата, который достигается правильно спланированной
спортивно – массовой работой. Всех выявленных одаренных детей я стараюсь
привлечь в спортивные секции. В нашей школе дети могут заниматься в секциях
баскетбола, волейбола, футбола, а также выбирать занятия в секциях по
интересам вне школы. Я провожу спортивные секции в Троекуровском ДК.
Мои дети проживают на всех отделениях хозяйства ЗАО «Агрофирма имени 15
лет Октября». С отделений привожу детей на машине и отвожу вечером, со
временем не считаюсь. Детям очень хочется заниматься спортом.
Есть прекрасная поговорка: «Тяжело в учении – легко в бою». Это означает, что
чем интенсивнее были тренировки, тем легче будет во время соревнований, так
как физическое превосходство поможет в нужный момент сделать рывок,
нанести
удар,
обогнать
соперника
и
так
далее.
Самым
важным
аспектом
при
подготовке
к
соревнованиям
является
психологический настрой. Даже превосходя соперника на голову, можно
проиграть,
«перегорев»
или
проявив
излишнее
волнение.
Опыт спортивных соревнований говорит о том, что излишнее волнение – первый
враг хорошего результата. А стремление к лидерству должно быть равноценно
удовольствию от того, что происходит со спортсменом на спортивной арене. Моя
задача – настроить ребенка на полную реализацию того, чем он овладел в своем
виде спорта. Очевидно, что успех в деле на 10% определяется обстоятельствами
и на 90% - упорством и целеустремленностью.
Одним из мотивационных методов прививающий интерес к урокам физической
культуры, который я применяю, является привлечение
одарённых детей в
судейство. Во время судейства дети закрепляют знания правил игры, видят
ошибки других, размышляют, определяют правильность выполнения действий
согласно критериям (правилам) игры. Также в качестве мотивации к учебной
деятельности применяю выработку стратегии игры против другой команды. Она
проводится как коллективное обсуждение, составление плана, рекомендаций.
Стремление
высказать
свою
точку
зрения,
позволяя
каждому
участнику
превращаться из объекта в субъект обучения. Самостоятельно учиться и активно
влиять на содержание собственного образования.
Спортивные соревнования различных видов закаляют волю,
учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки. Поэтому
одарённых детей я в первую очередь привлекаю к участию в школьных
соревнованиях, в районной спортивной спартакиаде, массовых спортивных
мероприятиях, в конкурсах различного уровня.
Ребята различного возраста традиционно участвуют в дистанционных
конкурсах, играх, олимпиадах. Это Международный конкурс- игра «Орлёнок»,
Международная олимпиада по физической культуре, Всероссийская олимпиада
по физической культуре. Всё это, несомненно, помогает детям развиваться
интеллектуально и применять свои знания на практике.
За годы работы в школе многие мои выпускников поступили в педагогические
вузы или выступали в спортивных соревнованиях за учебное заведение
Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых и одаренных детей
является одним из перспективных направлений развития системы образования.
Одаренные дети – будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее
развитие.
Результатом и наградой для меня является сознание того, что я вношу свой
посильный вклад в то, чтобы здоровье детей в России стало лучше, чтобы
сегодняшние
подростки
стали
завтра
духовно
и
физически
здоровыми
личностями на благо себе и Отечеству.