Напоминание

Создание условий для развития одарённости обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время»


Автор: Александр Алексеевич Лазутин
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Троекурово
Населённый пункт: село Троекурово
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для развития одарённости обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время»
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на педсовете: «Создание условий для развития одарённости

обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время»

Лазутин А.А.

учитель физической культуры

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и

наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить,

чтобы они дали самые превосходные результаты.

Физическая

культура

единственный

предмет,

который

формирует

у

обучающихся грамотное отношение не только к собственной телесности, но и

воспитывает

духовно-нравственные,

моральные

и

волевые

качества,

необходимые для становления целостной, культурной личности, способной к

самосовершенствованию.

Важнейшее требование, которым я руководствуюсь при проведении уроков

физической культуры – обеспечение дифференцированного и индивидуального

подхода к учащимся, с учетом состояния их здоровья, физического развития,

двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и

качеств, соблюдения гигиенических норм и требований.

Опора на принципы личностно-ориентированного образования позволяет мне

создать педагогические условия для личностного развития школьников в

процессе обучения и воспитания. Я стремлюсь так организовать образовательный

процесс, чтобы у школьников появилось стойкая мотивация и сознательное

отношение к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, были

сформированы умения самостоятельно заниматься двигательной активностью.

При

этом

я

постоянно

занимаюсь

целенаправленной

деятельностью

по

внедрению элементов профильной подготовки обучающихся по физической

культуре.

Программа углубленного изучения предмета реализуется на уроках физической

культуры,

и

имеет

преемственность

во

внеклассной

деятельности

при

проведении

факультативных,

физкультурно-массовых

и

спортивных

мероприятий. Целенаправленная комплексная работа позволяет моим ученикам

демонстрировать высокий уровень физической подготовленности.

В школе ведется работа по реализации программы «Одаренные дети», целью

которой является формирование системного подхода к решению систем поиска,

сохранения, развития и поддержки талантов.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности;

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Если своевременно выстроить систему работы с одарёнными учащимися, то

возможно достигнуть высоких результатов, позволяющих успешно участвовать в

школьных, районных, областных соревнованиях и олимпиадах.

Для этого необходимо на первом этапе создать банк данных одарённых

детей и отслеживать динамику их достижений.

Уроки физической культуры в школе - первая ступенька к выявлению

одаренных детей, которые продолжат развитие своих способностей уже в

спорте. На своих уроках я стараюсь выработать стойкую мотивацию к занятиям

физической культурой у каждого ребёнка.

Урочная деятельность строю так, чтобы учащийся мог проявить свои

возможности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового

опыта. Содержание учебного материала настраивает учащихся на непрерывное

обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На своих уроках я используем дифференцированный подход, Даю

одарённым учащимся индивидуальные задания, задания повышенного уровня,

увеличиваю количество выполнения заданий. Каждый урок - это процесс, в

котором ученик находится в активной позиции.

Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на

глубокие теоретические знания. Наболевший вопрос - подача на уроке

теоретических знаний. Решить эту проблему помогают различные формы

проведения уроков. Для этого я с успехом используем проектную технологию.

Применение этого метода делает

учебный процесс более увлекательным и

личностно – значимым для каждого ученика. Проект - одна из форм развития

творческой деятельности. Он даёт возможность индивидуального развития.

Проект ценен тем, что в ходе его исполнения ученик учится сам добывать

знания, получает опыт познавательной и учебной деятельности.

Очень интересны и познавательны интегрированные уроки, где

используются знания из физики, биологии, географии, технологии.. Ребятами 9-

11 классов были проведены уроки по темам « Мы - будущие олимпийцы»,

«Скажем нет вредным привычкам»

Обученность обучающихся во всех классах составляет 100%, при качестве

знаний 90- 95%.

Это достигнуто в результате применения современных форм и методов обучения.

Главной задачей на моих уроках является учебная мотивация. Первым и самым

важным приемом мотивации является убеждение в том, что и у каждого ученика

есть все возможности занять в жизни достойное место.

Нормы ГТО и

спортивные достижения школьников учитываются

при поступлении в

ВУЗы

и ССУЗы, поэтому стараюсь помочь детям и готовлю учеников –

разрядников, которых уже более 50 человек. В 1 полугодии 2019 – 2020 учебного

года 8 обучающихся получили золотой значок ГТО.

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в муниципальном этапе

Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и становятся

победителями и призерами олимпиад. В 2019-2020 учебном году- 2 победителя

и 4 призёра.

Большое внимание уделяю подготовке детей к олимпиадам. Ежедневно после

уроков показываю практические упражнения, разбираю с ними теоретические

вопросы. Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным

условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления

положительного психологического настроя, необходимого для достижения

успеха.

Также готовимся и к спортивным соревнованиям. Всем понятно, что

развитие одарённых детей происходит не только на уроках, но и во внеурочное

время.

При всей значимости урока главенствующая роль в приобщении

учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями, безусловно,

принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе.

Даже индивидуально-дифференцированный подход на уроке не даст такого

положительного результата, который достигается правильно спланированной

спортивно – массовой работой. Всех выявленных одаренных детей я стараюсь

привлечь в спортивные секции. В нашей школе дети могут заниматься в секциях

баскетбола, волейбола, футбола, а также выбирать занятия в секциях по

интересам вне школы. Я провожу спортивные секции в Троекуровском ДК.

Мои дети проживают на всех отделениях хозяйства ЗАО «Агрофирма имени 15

лет Октября». С отделений привожу детей на машине и отвожу вечером, со

временем не считаюсь. Детям очень хочется заниматься спортом.

Есть прекрасная поговорка: «Тяжело в учении – легко в бою». Это означает, что

чем интенсивнее были тренировки, тем легче будет во время соревнований, так

как физическое превосходство поможет в нужный момент сделать рывок,

нанести

удар,

обогнать

соперника

и

так

далее.

Самым

важным

аспектом

при

подготовке

к

соревнованиям

является

психологический настрой. Даже превосходя соперника на голову, можно

проиграть,

«перегорев»

или

проявив

излишнее

волнение.

Опыт спортивных соревнований говорит о том, что излишнее волнение – первый

враг хорошего результата. А стремление к лидерству должно быть равноценно

удовольствию от того, что происходит со спортсменом на спортивной арене. Моя

задача – настроить ребенка на полную реализацию того, чем он овладел в своем

виде спорта. Очевидно, что успех в деле на 10% определяется обстоятельствами

и на 90% - упорством и целеустремленностью.

Одним из мотивационных методов прививающий интерес к урокам физической

культуры, который я применяю, является привлечение

одарённых детей в

судейство. Во время судейства дети закрепляют знания правил игры, видят

ошибки других, размышляют, определяют правильность выполнения действий

согласно критериям (правилам) игры. Также в качестве мотивации к учебной

деятельности применяю выработку стратегии игры против другой команды. Она

проводится как коллективное обсуждение, составление плана, рекомендаций.

Стремление

высказать

свою

точку

зрения,

позволяя

каждому

участнику

превращаться из объекта в субъект обучения. Самостоятельно учиться и активно

влиять на содержание собственного образования.

Спортивные соревнования различных видов закаляют волю,

учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки. Поэтому

одарённых детей я в первую очередь привлекаю к участию в школьных

соревнованиях, в районной спортивной спартакиаде, массовых спортивных

мероприятиях, в конкурсах различного уровня.

Ребята различного возраста традиционно участвуют в дистанционных

конкурсах, играх, олимпиадах. Это Международный конкурс- игра «Орлёнок»,

Международная олимпиада по физической культуре, Всероссийская олимпиада

по физической культуре. Всё это, несомненно, помогает детям развиваться

интеллектуально и применять свои знания на практике.

За годы работы в школе многие мои выпускников поступили в педагогические

вузы или выступали в спортивных соревнованиях за учебное заведение

Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых и одаренных детей

является одним из перспективных направлений развития системы образования.

Одаренные дети – будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее

развитие.

Результатом и наградой для меня является сознание того, что я вношу свой

посильный вклад в то, чтобы здоровье детей в России стало лучше, чтобы

сегодняшние

подростки

стали

завтра

духовно

и

физически

здоровыми

личностями на благо себе и Отечеству.



В раздел образования