Автор: Иншакова Любовь Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Троекурово
Населённый пункт: село Троекурово
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности работы с гиперактивными детьми»
Раздел: начальное образование
«Особенности работы с
гиперактивными детьми»
Выступление подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Троекурово
Иншакова Л.В.
В прошлом году я начала работать в первом классе. Шум, крик,
мышиная возня, с парт всё летит, с трудом усаживала детей, и начинался
урок. На любой вопрос отвечать хотели все, вскакивали, выбегали с мест,
чтобы только учитель их спросил. В эту минуту мне казалось, что никто меня
не слышит. Но какое было удивление, когда я брала тетради, прописи в руки
и видела в них чистоту, порядок и, самое главное, практически всё
правильно. В этом и есть уникальность этого класса. В этих детях я увидела,
то, что не было ни в одном классе за всю мою долгую педагогическую
деятельность. Они меня слушают и слышат! И вот тогда я и поставила себе
цель – класс без троек.
Хороших детей много, но многие живут в неблагополучных семьях,
где детей даже забывают перед сном помыть, некоторые не могут дождаться
завтрака, чтобы покушать, в пеналах у них пусто. Кто, как ни я должен
помочь таким детям. А речь?!! Такое впечатление, что им по три годика. С
собой в школу они принесли много плохих слов, нехороших привычек, а
самое главное это непоседы, а значит класс гиперактивных учеников.
Поэтому второй год я работаю над темой: «Кто такие гиперактиные
дети, и как работать сними в современной школе».
Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный»
ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в
данной ситуации?
Признаки гиперактивного ребенка.
Обычно про такого ребенка говорят, что он с «мотором» или «вечным
двигателем», «весь на шарнирах». Особенно непослушными являются руки
гиперактивного ребенка, поскольку они все время что-то трогают, ломают,
бросают. Такой ребенок постоянно находится в движении, он не может
спокойно ходить, постоянно куда-то бежит, прыгает. Такие дети очень
любопытны, но их любопытство сиюминутно, они не стараются увидеть
больше, поэтому редко улавливают суть. Любознательность гиперактивному
ребенку не свойственна, он совсем не задает вопросов «почему», «зачем». Но
если вдруг задает, то забывает выслушать ответ на него. Несмотря на
постоянное движение, в котором находится ребенок, все же у него
существуют некоторые нарушения координации: неловок, неуклюж, в
движении часто роняет предметы, ломает игрушки, часто падает.
Тело гиперактивного ребенка постоянно в синяках, царапинах и шишках, но
вывода из этого он не делает, и снова набивает шишки на том же самом
месте.
Характерными
чертами
поведения
такого
ребенка
являются
рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена
настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность. Такой ребенок часто
оказывается в центре событий, поскольку он самый шумный.
Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает
многие задания. Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена. Ребенок
не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время сна.
Обычно такой ребенок в дневные часы не спит, даже в младенчестве, ночной
же сон очень беспокойный. Находясь в общественных местах, такие дети
сразу привлекают к себе внимание, поскольку все время что-то хватают,
трогают и совершенно не слушают родителей. Родителям гиперактивных
детей очень трудно с самого первого его дня жизни. Необходимо постоянно
находиться рядом с таким ребенком и следить за каждым его шагом.
Гиперактивные дети не могут с ответственностью подходить к
выполнению
каких-либо
поручений,
помогать
родителям.
При
этом
замечания и наказания не дают желаемых результатов. Со временем ситуация
только ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. Возникают
трудности в освоении школьной программы, отсюда слабая успеваемость,
неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях с учителем и
одноклассниками, а также усиливается нарушения в поведении. Часто
именно в школе обнаруживается нарушение внимания, поскольку оно
является приоритетным в процессе обучения. Однако, несмотря на все это,
гиперактивные дети интеллектуально хорошо развиты, об этом говорят
результаты тестирований. Но во время занятий гиперактивный ребенок
испытывает трудности в выполнении заданий, поскольку ему сложно
сосредоточиться, организовать свою работу. Гиперактивные дети довольно
скоро выключаются из процесса выполнения задания. Обычно их работы
выглядят неряшливо, с большим количеством ошибок, которые в основном
являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя.
Гиперактивным детям часто свойственна импульсивность, которая
проявляется в том, что ребенок часто что-то делает, не подумав, на занятиях
он не может дождаться своей очереди, постоянно перебивает других.
Гипеактивный ребенок с нарушением функции внимания несобран, не в
силах самостоятельно довести выполнение задания до конца, не может
сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, которая не
приносит сиюминутного удовлетворения, часто отвлекается с одного занятия
на другое, часто отвечает невпопад на задаваемый вопрос, поскольку не
выслушивает его до конца.
Гиперактивный ребенок очень чувствителен, он особо остро реагирует
на замечания, запреты, нотации. Таким детям иногда кажется, что родители
его не любят. Такие дети больше других нуждаются в теплоте, заботе,
внимании и любви, любви не за что-то, а потому что он есть.
Дети с диагнозом "гиперактивность с дефицитом внимания" требуют
большего участия, и им лучше заниматься в небольших классах или группах,
где у учителя будет больше возможностей уделять ему персональное
внимание. К тому же, в большом коллективе такой ребенок очень отвлекает
других ребят. На учебных заданиях учителю бывает очень сложно удержать
концентрацию класса, в котором несколько гиперактивных учеников. Дети,
склонные к гиперактивности, но без соответствующего диагноза, могут
заниматься в любом классе, но при условии, что учитель не усиливает их
тревогу и не осаживает постоянно. К гиперактивному ребенку лучше
прикоснуться, усаживая на место, чем сто раз указать на обязанность быть
дисциплинированным. Лучше отпустить на три минуты с урока в туалет и
обратно, или побегать по лестнице, чем призывать к вниманию и
спокойствию.
Его
плохо
контролируемое
двигательное
возбуждение
значительно легче проходит, когда оно выражено в беге, прыжках, то есть в
широких
мышечных
движениях,
в
активных
усилиях.
Поэтому
гиперактивному ребенку обязательно надо хорошо подвигаться на перемене
(а иногда, по возможности, и во время урока), чтобы снять это тревожное
возбуждение.
Работая с такими ребятами, невольно задаёшь себе вопрос: а почему они
такие, какие причины влияют на их гиперактивность? Найти ответы на
подобные вопросы помогает современная литература.
В своей работе я использую учебно-методическое пособие
«Коммуникативные трудности ребёнка» (проблемы, диагностика, коррекция)
автор А.Г.Самохвалова.
Автор отвечает всем взрослым на один волнующий вопрос: Как
перестать беспокоиться и начать жить со своими «трудными» детьми? Это
практическое руководство для всех, кто нуждается в современных стратегиях
взаимодействия, обучения и воспитания детей.
На призыв преподавателя открыть рабочие тетради, гиперактивные
ребята лишь спустя несколько минут начинают искать нужное. Перерыв
все на своем столе, они не замечают, как тетради падают. Перегибаясь, к
соседской парте, они ищут ее там, к возмущению сидящих впереди
девчонок, потом неожиданно мчатся к своей полке, получая строгое
замечание от учителя.
Таких детей называют «трудными», и работать с ними, конечно же,
очень трудно.
Каждый учитель в школе так или иначе воспитывает детей,
высаживает семена надежды и надеется, что у него хватит мудрости и
необходимых средств, чтобы вырастить здоровых, ответственных молодых
людей. Опытный и мудрый учитель не будет обижаться, не будет злиться, а
последовательно и логично отвечать на поступки ребёнка, чтобы добиться
желаемых результатов. Чаще всего мы, учителя осуждаем поведение
трудного ребёнка, сравниваем его с собой и с тем, как мы вели себя в его
возрасте. Постоянно возникают вопросы:
Почему все современные дети такие?
Да что с теперешними детьми происходит?
Да потому что современные дети в общем и в целом не защищены от
избыточного наплыва информации. На них давят негативные факторы среды,
которые заставляют их взрослеть слишком быстро и внушают ощущение
того, что они в ОПАСНОСТИ.
Закончить своё выступление хочу слова В. Оклендер:
"Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают
чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом
свести
до
минимума
симптомы
своей
гиперактивности".