Напоминание

Движение в противоположных направлениях


Автор: Соломахина Любовь Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 77"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Движение в противоположных направлениях
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: «Движение в противоположных направлениях».

Цели урока: закрепить умение решать задачи на движение, узнать новый вид задач.

Планируемые результаты

предметные: уметь решать задачи на движение, уметь делать выводы, знать формулы нахождения s,v,t, уметь решать задачи на

движение в противоположном направлении, уметь чертить схемы движения.

личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность

к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник математики (А.Л.Чекин, 4кл., 2 часть), печатные тетради, презентация.

Этап урока.

Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя,

настраиваться на работу.

Р: настраиваться на работу.

Постановка

учебной задачи и

её решение

Словесн.: открытие

темы урока.

Словесн.: анализ

≈10

- Ребята, откройте учебники на странице 46 и прочитайте тему

сегодняшнего урока.

- Сегодня мы продолжим решать практические задачи, связанные с

процессом движения объектов.

- Как вы знаете, объекты могут двигаться в одном и

противоположных направлениях.

- Итак, запишите в тетрадях число.

- На прошлых уроках вы научились решать задачи на движение в

одном и том же направлении, а сегодня вы будете учиться решать

задачи на движении в противоположных направлениях.

- Для того, чтобы понимать, что такое движение в противоположных

направлениях, составьте в тетрадях 2 схемы движения объектов в

противоположных направлениях.

- Покажите на доске, какие схемы вы составили.

Узнавать тему урока.

Составлять схемы на

движение в

противоположных

Л: учебно-познавательный

интерес к новому учебному

материалу и способам

решения новой задачи.

Р: учитывать установленные

правила в планировании и

контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

А В

А В

Практич.:

изображение

схем.

схем.

Словесн.: ответы

на вопросы.

- Охарактеризуйте виды движения, которые вы указали на схемах

(движение началось одновременно, движутся в противоположных

направлениях и навстречу друг другу, скорость объектов разная,

движутся из разных пунктов)

- Возникали ли трудности?

- Сегодня мы научимся правильно составлять подобные схемы и

решать задачи.

направлениях.

Анализировать

составленные схемы

движения.

Отвечать на вопросы

учителя.

Решение частных

задач

Практич.:

составление схемы,

решение задачи.

Словесн.:

формулировка

вывода.

Практич.: запись

≈30

- Выполним №153.

- Послушайте условие задачи.

- Давайте вместе построим схему к этой задаче.

- Опишите схему (начали одновременно, движутся с разной

скоростью в противоположных направлениях)

- Теперь посмотрите на таблицу на доске.

- Давайте решим задачу устно, используя таблицу.

- Кто хочет попробовать?

- 1) 80км/ч*1ч = 80км – расстояние, пройденное 1-м поездом.

2) 70км/ч*1ч = 70км – расстояние, пройденное 2-м поездом.

3) 80км+70км=150км – расстояние между поездами, пройденное за 1

час.

- Сделайте вывод (расстояние между поездами за 1 ч увеличилось на

150км, значит оно увеличивалось со скорость 150км/ч)

- Что такое 150км/ч – скорость изменения расстояния между

поездами.

- Запишите в тетрадях правило: скорость увеличения расстояния

Составлять схему к

задаче, решать задачу,

отвечать на вопросы

учителя, работать всем

классом.

Формулировать вывод по

задаче.

Записывать правило под

Р: принимают и сохраняют

учебную задачу, учитывают

выделенные учителем

ориентиры действия в новом

учебном материале, в

сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют

знания.

Р: осмысляют учебный

материал.

П.: выполнение действий по

алгоритму; осознанное

построение речевого

высказывания; построение

логической цепи рассуждений,

доказательств.

правила в тетрадь.

Практич.:

составление схемы

движения, работа у

доски, анализ

составленной

схемы, решение

задачи.

Словесн.:

формулировка

вывода.

Практич.: чтение и

запись правила.

между объектами, движущимися в противоп.направл., выражается

суммой скоростей этих двух объектов.

- Давайте вспомним – скорость уменьшения находим при помощи

вычитания меньшей скорости из большей, а скорость увеличения при

помощи сложения.

- Теперь выполним №154.

- Прочитайте первый абзац задачи.

- Начертите самостоятельно схему движения.

- Покажите на доске, как составили схему.

- Как вы думаете, через сколько часов произойдёт встреча?

- Давайте проанализируем составленную схему (движение началось

одновременно, объекты движутся навстречу друг другу, скорость

разная, расстояние между ними 300км)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос – через сколько часов

встретятся поезда? (найти скорость сближения)

- Решим задачу вместе.

- Что узнаем первым действием? (скорость сближения)

- 80км/ч+70км/ч = 150км/ч – v cближения.

- Что узнаем далее?

- Знаем, что расстояние между ними 300км

- Нужно расстояние разделить на скорость – узнаем время.

- 300км:150км/ч = 2ч – через столько встретятся поезда.

- Ребята, а какое расстояние будет между поездами через 3 часа после

встречи, если скорость обоих останется прежней?

- Что нужно сделать, чтобы узнать расстояние? (s=v*t)

- Знаем время? (3 ч)

- Знаем скорость сближения? (150км/ч)

- Как найдём расстояние?

- 150км/ч*3ч=450км – расстояние между поездами через 3 часа после

их встречи.

- Сделайте вывод.

- Прочитайте правило в учебнике.

- Кто не понял правило?

- Кратко запишите его в тетрадь.

- Выполним № 155.

диктовку учителя.

Составлять схему к

задаче, анализировать

составленную схему,

решать задачу, делать

вывод по задаче.

Читать и записывать

правило из учебника.

Практич.: решение

задачи,

самостоятельная

работа,

взаимопроверка на

основе

фронтальной.

Практич.:

самостоятельная

работа над задачей,

самопроверка по

эталону, работа у

доски.

Словесн.:

формулировка

вывода.

- Выполните это задание самостоятельно.

- В учебнике дана схема к этой задаче, перечертите её в тетрадь.

- Вам нужно будет составить задачу самостоятельно по схеме.

- Давайте проверим, какие задачи получились.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте.

- Что узнали первым действием? (скорость изменения расстояния)

- Каким действием? (60км/ч+80км/ч=140км/ч – скорость изменения

расстояния)

- Что узнали дальше? (через сколько состоится встреча)

- Каким действием? (т.к.280км расстояние между ними (по схеме), то

280км:140км/ч=2ч – через столько встретятся объекты)

- Молодцы.

- Теперь в заключении выполним №157.

- Вам нужно будет так же сформулировать задачу на движение в

противоположных направлениях из одного и того же пункта со

скоростями 50км/ч и 70км/ч.

- Выполняем самостоятельно.

- Послушайте какую задачу составила я: От одной станции в

противоп.направлен. были отправлены 2 поезда – один из них

двигался со скоростью 50км/ч, а другой 70км/ч. На каком расстоянии

друг от друга были поезда через 3 ч?

- И решила я её так: 1) 50км/ч+70км/ч=120км/ч – скорость удаления

2)120км/ч*3ч = 360км – расстояние между ними через 3 часа.

- Покажите на доске, какие задачи составили вы.

- Сделайте вывод по теме урока.

Самостоятельно

выполнять задание,

проводить

взаимопроверку.

Самостоятельно

составлять задачу,

выполнять самопроверку

по эталону.

Формулировать вывод по

теме урока.

Итог урока.

Рефлексия

Практич.:

подведение итогов,

рефлексия,

самооценка.

≈5

- Какую цель мы поставили на уроке?

- Как вы думаете, мы её достигли?

- Сделайте вывод, что вы поняли из урока.

- Есть те, кто не понял тему урока?

- Оцените свою работу на уроке, поставив себе на полях оценку за

урок.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы

учителя, подводить итоги,

анализировать и

оценивать свою работу на

уроке.

Р: понимание причин

успехов в учебе,

осуществляют итоговый

контроль по результатам

работы.



В раздел образования