Автор: Камалова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГАОУ "Школа Иннополис"
Населённый пункт: город Иннополис, республика Татарстан
Наименование материала: Сценарий урока литературного чтения
Тема: В.В. Бианки "Ёж-спаситель"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения во 2 классе «В.В. Бианки «Ёж-спаситель»
Камалова Н.В., учитель начальных классов
ГАОУ «Школа Иннополис», г. Иннополис, РТ
УМК «Начальная школа 21 века», «Литературное чтение» 2класс, автор
Л.А. Ефросинина год издания 2022
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-путешествие
Цель: Формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного
читателя через включение учащихся в технологию продуктивного чтения по
теме «Произведения о животных В. Бианки «Ёж-спаситель».
Учебные
задачи,
направленные
на
достижение
личностных
результатов обучения:
формирование
положительного
отношения
к
процессу
обучения, к приобретению знаний и умений,
формирование
стремление
к
саморазвитию,
желание
открывать
новое
знание,
новые
способы
действия,
готовность
преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и
неудачи;
формирование умения сотрудничать;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных
результатов обучения:
а) Регулятивных:
формирование
умения
определять
тему
и
учебно-
познавательные задачи урока и сохранять их до конца учебных действий,
формирование умения выделять из темы урока известные
знания, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
формирование умения оценивать результаты своих действий
по критериям, предложенным учителем.
б) Познавательных
формирование умения сравнивать изображения, на основе
соотнесения текстовой информации с иллюстрацией.
формирование умения создавать небольшое высказывание
(или доказательство своей точки зрения) по теме урока;
формирование умения анализировать литературный текст с
опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль
произведения, овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения;
формирование
умения
работать
с
информацией,
представленной в различном виде (текст, иллюстрация); анализировать
информацию, делать собственные выводы, оперируя понятиями.
в) Коммуникативных:
развитие умения вступать в учебное сотрудничество с
учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в
статичных парах, группах.
развитие умения формулировать собственное высказывание.
развитие умения допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к
высказываниям
других,
проявлять
доброжелательное
отношение
к
партнёрам.
Учебные
задачи,
направленные
на
достижение
предметных
результатов обучения:
-формирование
навыка
правильного
(безошибочного),
сознательного чтения;
-обогащение словарного запаса учащихся;
-создание условий для овладения учащимися содержанием
литературного произведения.
Оборудование: презентация для интерактивной доски (Приложение1),
корзина
для
идей,
дерево
предсказаний,
карточки
для
работы
в
парах(Приложение 2), листы самооценки (Приложение 4).
Конспект-сценарий урока.
1.Организационно-мотивационный этап.
- Здравствуйте ребята, садитесь. Путь девизом нашего сегодняшнего урока
литературного чтения будут слова великого французского философа Жана
Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь,
какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать
над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.» (Слайд 1)
- Я желаю Вам сегодня убедиться в этих словах.
2.Актуализация знаний.
- А теперь я прошу вас закрыть глаза и отправиться вместе со мной в
небольшое путешествие.
Включается запись «Голоса леса». (Слайд 2)
-Как вы думаете ребята, где мы оказались? (в лесу)
-А как вы догадались, что мы в лесу? (услышали пение птиц)
-На прошлом уроке мы тоже отправлялись в лес, и читая разножанровые
произведения, наблюдали за животными.
- Давайте вспомним, какие звери были героями этих произведений.
Посмотрите на экран. На какой фотографии перед нами оленёнок? (Слайд 3).
- Какие отличительные признаки есть у детеныша оленя? (пятна на шкуре)
- Как вам кажется удалось ли Петру Степановичу Комарову в своем
стихотворении
«Олененок»,
обратить
внимание
читателя
на
этот
отличительный признак?
-
Убедимся
в
этом.
Кто
выбрал
в
качестве
домашнего
задания
выразительное чтение наизусть этого стихотворения, поднимите руки. (чтение
наизусть)
- За каким еще животным мы наблюдали на предыдущем уроке? (лиса)
Какое произведение нам в этом помогало? Кто его автор? (К.Д. Ушинский
«Лиса Патрикеевна»)
- Найдите лису на фотографиях. (Слайд 4)
- Какие внешние признаки отличают лису от других зверей? (тонкая
мордочка, пушистая рыжая шерсть, белое брюхо)
- Кто ребята дома сочинял сказку о лисе, поднимите руки. Надеюсь вы не
забыли учесть эти признаки при описании своей героини. А что делает ваши
произведения сказкой? (лиса разговаривает). Ваши сказки мы обязательно
послушаем на обобщающем уроке по разделу «О братьях наших меньших».
3. Целеполагание.
- А сегодня на уроке мы будем читать об еще одном лесном жителе. А кто
это будет вы мне скажите, после того как прочтете научно-познавательный
текст, на экране. (Слайд 5)
- Этот текст я нашла в одной из популярных детских энциклопедий. (Показ
книги)
- Догадались о ком идет речь?
- По каким признакам вы догадались, что это еж? (У него есть иголки)
Слайд 6
- Совершенно верно, прочитайте тему нашего урока: В.В. Бианки «Ёж
спаситель».
- И так как мы путешествуем по лесу, нам пригодится корзина, но в нее мы
будем собирать не грибы и ягоды, а ваши идеи. Вернемся к теме урока.
Посмотрите на фамилию автора произведения с которым нам предстоит
познакомиться на уроке.
- Хотите проверить правы вы были или нет в своих предположениях?
- Исходя из этого, определим учебные задачи урока:
Будем учиться: определять (жанр, тему, идею произведения).
правильно и грамотно отвечать на вопросы.
учиться работать в парах и группах.
Совершенствовать (навык чтения).
4.
Первичное
чтение
текста
с
остановками
и
прогнозироание
продолжения.
1) Комбинированное чтение.
- Давайте начнем читать хором.
Маша проснулась рано-рано, накинула на себя платье, как была босиком,
побежала в лес.
- Как вы понимаете слово накинула? (быстро надела). А что значит
босиком? (без обуви)
В лесу на пригорке было много земляники. Маша живо набрала
корзиночку и побежала назад к дому, прыгая по холодным от росы кочкам.
- Ребята, а знаете ли вы что такое кочки? (Слайд 7)
- Почему кочки были холодными? А что такое роса? (капли воды на
растениях ранним утром)
Но вдруг поскользнулась и громко вскрикнула от боли: её босая нога,
сорвавшись с кочки, до крови укололась о какие-то острые колючки.
- Почему Маша поскользнулась? (была босиком, кочки были мокрые от
росы, торопилась)
- Что произошло из-за ее излишней торопливости? (укололась)Насколько
сильно укололась Маша? Какие слова помогли вам это понять? (вскрикнула от
боли, до крови укололась)
1 остановка
- Как вы думаете, о какие колючки могла уколоться девочка? (ёж, ветки
ели)
- А теперь ребята в четверках подумаете, что произойдет дальше так как
мы с вами путешествуем по лесу, запишите свои варианты на веточках «Дерева
предсказаний».
- На эту работу у вас есть 2 минуты. Одну минуту обсуждаем, вторая
минута для записи. После того как вы справитесь, пусть один из вас прикрепит
вашу ветку к стволу «Дерева предсказаний».
Ответы учеников.
2) Чтение по абзацам.
- Давайте проверим ваши предположения. Продолжим читать по абзацам.
Оказалось, под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и
зафуфукал. Маша заплакала, уселась на соседнюю кочку и стала платьем
обтирать кровь с ноги.
- Как вы понимаете, что значит зафуфукал (запыхтел,засопел) Послушаем,
что бы лучше представить.(Слайд 8)
- Как вы думаете, почему ёж свернулся в клубок и зафуфукал?
Еж замолчал.
- А почему, как вам кажется, еж замолчал?
Вдруг прямо на Машу ползёт большая серая змея с чёрными зигзагами на
спине - ядовитая гадюка! - Ребята как вы понимаете, значение слова зигзаги
(Слайд 9)
- Чем эта змея опасна?
От страха у Маши руки-ноги отнялись.
- Как вы понимаете выражение руки-ноги отнялись. (девочка не могла
двигаться от страха)
А гадюка ползёт к ней, шипит и высовывает розоватый язык.
2 остановка
-Правы мы с вами были или нет, о какие колючки укололась Маша?
- Кто испугал девочку?
- Знала ли Маша, что гадюка ядовитая? А как вы узнали, ведь автор прямо
об этом не говорит?
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Поработайте в четверках, запишите свои варианты на веточках «Дерева
предсказаний». Правила работы те же.
Ответы учеников.
3) Бинарное чтение.
Давайте проверим, кто оказался прав. Дочитаем произведение до конца.
Читать будем парами по предложению.
Тут еж развернулся и быстро-быстро засеменил на встречу змеи.
- Как вы понимаете, что значит засеменил? (быстро двигался мелкими
шагами)
Гадюка вскинулась всем телом и кинулась на его, как плетью ударила.
- А как вы думаете, что значит выражение вскинулась всем телом? (резко
поднялась)
- С чем сравнивает Бианки удар змеи? (с ударом плетью) Найдем значение
этого слова плеть в словаре. (Слайд 10)
- Почему автор выбрал именно такое сравнение? (быстрый резкий удар)
Но ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела,
повернулась и хотела уползти от него. Еж бросился за ней, схватил зубами
позади головы и наступил ей на спину лапками.
Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой
Что значит “опомнилась”? (пришла в сознание, смогла двигаться)
- Посмотрим на дерево предсказаний, кто оказался прав?
5. Первичное закрепление.
а) Обобщающая беседа.
- А теперь вернемся к нашей корзине идей. Какие ваши предположения
оказались верными?
б) Работа в статичных парах для определения идеи произведения.
- А теперь вернемся к нашим учебным задачам, с какими из них мы уже
справились, а какие нам предстоит выполнить? (совершенствовали навык
чтения, определили тему, жанр, не выделили идею)
- А, чтобы выделить идею произведения, я прошу вас еще раз обратиться к
тексту рассказа, откроем учебники на стр. 13.
- Послушайте задание: вы в парах, дополните утверждения пользуясь
текстом произведения. Распределите роли в паре с помощью бейджиков.
(книгочей-читает, секретарь записывает). На эту работу у вас 3 минуты.
(Приложение 2)
- Какая пара хочет прочитать утверждения, которые у них получились?
- А как вы ребята думаете, почему же Маша оказалась в опасности? (пошла
в лес босиком, была невнимательна)
- Чему же нас учит этот рассказ? (тому, что отправляясь в лес мы должны
соблюдать правила безопасности, быть внимательными, иметь некоторые
знания об обитателях леса)
в) Рассказ об авторе.
- Надо отметить ребята, что информация об обитателях леса есть не только
в научно-познавательных текстах, один из которых мы читали в начале урока,
но и в текстах художественных. Есть много авторов, которые писали о природе.
Однако, Валентин Витальевич Бианки считается одним из лучших детских
писателей, хорошо знающим сложную и многообразную жизнь животных.
- А теперь давайте представим, что автор сегодня пришел к нам на урок.
Послушаем небольшое его интервью для журналистки из нашего класса.
(Приложение 3)
6. Творческое задание. Восстановление деформированного картинного
плана.
- Спасибо за интересное интервью. Ребята, произведения В.В. Бианки
настолько увлекательные, что их очень интересно иллюстрировать.
- И я предлагаю вам сейчас поработать с готовыми иллюстрациями к
рассказу «Ёж-спаситель». Посмотрите на доску. (Слайд 11)
- Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (расположить
картинки в правильном порядке)
- Ребята что вы заметили? (нет на одной из иллюстраций изображена змея,
но это не гадюка, так как у гадюки должны быть зигзаги на спине, а у змеи на
картинке только полосы, эта иллюстрация лишняя).
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
- Итак ребята у нас получился картинный план рассказа. Как вы думаете,
как он нам может пригодиться? (для подготовки подробного пересказа)
- Совершенно верно, одним из вариантов домашнего задания будет
подготовить подробный пересказ произведения по картинному плану.
- Но не всем удобно работать именно с картинным планом, поэтому
возможно кто-то из вас захочет подобрать к иллюстрациям соответствующий
текста рассказа.
- На что еще вы обратили внимание, рассматривая иллюстрации. Как вы
думаете, почему она размещена здесь? Какое задание я вам предложу?
(продолжить
рассказ
и
придумать,
как
Маша
отблагодарила
своего
спасителя. И тогда вы можете придумать продолжение рассказа и
дополнить картинный план еще одной иллюстрацией).
Домашнее задание. (Слайд 12)
8. Подведение итогов урока. Самооценка.
а)В академическом плане
- Вернемся к девизу урока. (Слайд 13)
- Была ли у вас возможность сегодня на уроке убедиться в словах
великого французского философа?
- Умеете ли вы:
рассказывать о произведении до его чтения;
прогнозировать содержание произведения;
правильно и грамотно отвечать на вопросы;
работать в парах и группах?
- И что бы у меня тоже была возможность убедиться в словах Ж.Ж. Руссо,
я прошу вас заполнить листы самооценки. (Приложение 4)
Б) В личностном плане.
- А теперь я бы хотела задать вам еще один вопрос: чего бы вам сейчас
хотелось? Те, кому захотелось в ближайший выходной отправиться на прогулку
в лес, возьмите в руки листочки розового цвета. Те, кому захотелось узнать, что
за змея была на той картинке, которая не подошла к картинному плану
произведения, возьмите в руки листочки синего цвета. А те, кому захотелось
взять с выставки книгу В.В. Бианки для чтения дома, возьмите листочки
зеленого цвета. Украсьте листочками дерево предсказаний. (Слайд 14)
- На этом наше путешествие подходит к концу. Спасибо за работу.
Прогнозируемый результат урока: учащиеся
- продвинуться в освоении навыка чтения;
- расширят словарный запас;
- получат представление о произведениях В.В. Бианки, обогатят круг
чтения;
-приобретут
опыт
учебного
сотрудничества
и
рефлексивной
деятельности.
Приложение 1
Презентация к уроку для интерактивной доски SmartBoard
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Приложение 2
Карточка для работы в паре.
1) Прочитав рассказ Бианки, мы узнали, как выглядит ядовитая гадюка:
(Запишите описание змеи)__________________________________
_____________________________________________________________
2)А ещё мы узнали, что ёж охотится на __________.
3) Читая рассказ “Ёж-спаситель”, мы ещё раз убедились, что босиком в лес
ходить
_________________,
потому
что
можно
до
крови_______________________________________________________________
____________________________________________________________
Приложение 3
Секретарь
Книгочей
Текст интервью с автором произведения.
Журналист: Здравствуйте уважаемые гости. Человек – творение
природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека.
Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше
растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные.
Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои
тайны. Такой человек у нас в гостях сегодня Виталий Валентинович Бианки
известный детский писатель. Здравствуйте Валентин Витальевич,
расскажите почему же для своих произведений вы выбрали именно тему
природы?
Автор: Здравствуйте Богдана и конечно мои юные читатели. Дело в
том, что меня с детства интересовала жизнь животных. Мой отец был
учёным-орнитологом, знатоком птиц. А моя мама так умела обращаться с
растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик.
Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку,
каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии.
Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые
скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека
живущих зверей. Поэтому я просто не мог выбрать другую тему для своих
произведений
Журналист: Скажите, а откуда же вы берете сюжеты для своих
произведений?
Автор: Окончив университет, я побывал с экспедициями в самых
разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления.
Журналист: Спасибо Виталий Валентинович, надеюсь наши слушатели,
будут так же как вы внимательны к природе.
Приложение 4
Лист самооценки.
Лист самооценки работы на уроке
Я читал на уроке правильно.
Да Нет
Знаю название и автора
произведения.
Автор_______________________
Название_____________________
Определил тему и идею
произведения.
Тема_________________________
Идея_________________________
Активно работал на уроке.
Да Нет