Автор: Короткова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №6 2
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая консультация для родителей «Нарушение речи у ребенка»
Раздел: дошкольное образование
Логопедическая консультация для родителей «Нарушение речи у
ребенка»
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Уважаемые родители без вашей помощи логопед не сможет решить
коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в
речевом развитии ребенка.
Индивидуальные тетради с домашними заданием вы получаете
в конце недели или перед праздниками, а после выходных
возвращаете. В выходные дни выполняете все задания учителя-
логопеда: делаете артикуляционную, дыхательную и пальчиковую
гимнастику, проговариваете слоги, слова, словосочетания,
предложения или учите чистоговорки, скороговорки,
стихотворения для автоматизации поставленного звука. Речевой
материал для автоматизации того или иного звука можно
проговаривать не только дома, но и по дороге в детский садик или
на прогулке.
· Артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику
следует делать вместе с ребенком и самому взрослому,
выразительно, четко и ясно произнося текст и давая образец
выполнения движений.
· Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить
за правильным произношением его в самостоятельной речи
ребенка.
· Задания (игры, упражнения) предложенные в тетради,
проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам
самим.
· Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику
делать перед зеркалом по 10-15 минут.
Вместе с ребенком найдите нужные картинки по данной
лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую
помощь.
· Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не
расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Не забывайте, что ребенка нужно похвалить, и выдать после
занятия маленький приз.
Положительно влияют на развитие речи ребенка:
-правильная, хорошо интонированная речь взрослого.
- специально организованная взрослым диалогическая
последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный
ребенку, содержит подсказку правильного ответа.
- корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления
ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;
- речевое общение, ориентированное на практическое
взаимодействие взрослого с ребенком во время прогулок и игр.
Артикуляционные упражнения для звука Р:
“Улыбочка” - Растянуть губы в улыбке. При этом зубы сомкнуты.
«Грибок» - Присасываем к небу широкий язык
“Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.
«Маляр» - Язык высунут. Рот приоткрыт. Облизать сначала
верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 10 раз.
“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка
поднять кверху в форме “чашечки”.
«Дятел» - Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки,
находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит
звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек.
«Парус» - Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставлен за
верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед.
Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам 10 с.
«Качели» - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться
верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
«Вкусное варенье» - Высунуть широкий язык, облизать верхнюю
губу движениями сверху-вниз.
«Месим тесто» - Губы в положении улыбки. Покусывание кончика
языка производится 8-10 р.
"Чистим зубки" - Рот приоткрыть. Широким кончиком языка
поглаживаем бугорки, находящиеся за верхними зубами: вперед-
назад. 20-25 р. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, открыть
рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно,
потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя
челюсть неподвижна. 10-15р.
«Прогони комарика» - Верхняя и нижняя губы прикасаются к
высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя,
направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык
дрожит. 3р.
«Хоботок»- Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты
вперед до предела. 10 сек.
Дыхательная гимнастика
1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в
ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто
кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную
струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются
небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку
предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом
«комья снега» должны медленно передвигаться к
противоположному краю стола.
3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть
альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную
бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка
находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги.
Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не
поднимется, и не станет видно картинку.
4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают
баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она
является дыхательным упражнением и очень проста в
использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды.
Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным,
то есть пузырьки должны быть долго.
5.«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские
музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
6.«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое
подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик
носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик
вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
7.«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так,
чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно
долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения
существует предостережение со стороны аюрведической
медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является
проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано
ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина
не является доказательной, поэтому данное предостережение
адресовано лишь тем, кто в это верит.
8.«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто
спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается
из гофрированной бумаги (крона дерева, на которую предлагается
дуть.
9.«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох
ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при
постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой
контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок»
холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При
произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки
греются.
Самым главным является то, чтобы взрослый постоянно
осуществляет контроль за поставленным звуком в свободной речи
ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной
деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если
это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о
положении органов артикуляции: « кончик языка поднят к
альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует»
(автоматизация звука Р). Если же этот прием не помогает, родитель
должен показать образец правильного произношения звука в слове:
«Даша, повтори за мной –РРРРРОЗА». Взрослый выделяет
автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит
его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка
проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить
«Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо
исправить неправильное произношение.