Напоминание

Логопедическая консультация для родителей «Нарушение речи у ребенка»


Автор: Короткова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №6 2
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая консультация для родителей «Нарушение речи у ребенка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическая консультация для родителей «Нарушение речи у

ребенка»

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Уважаемые родители без вашей помощи логопед не сможет решить

коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в

речевом развитии ребенка.

Индивидуальные тетради с домашними заданием вы получаете

в конце недели или перед праздниками, а после выходных

возвращаете. В выходные дни выполняете все задания учителя-

логопеда: делаете артикуляционную, дыхательную и пальчиковую

гимнастику, проговариваете слоги, слова, словосочетания,

предложения или учите чистоговорки, скороговорки,

стихотворения для автоматизации поставленного звука. Речевой

материал для автоматизации того или иного звука можно

проговаривать не только дома, но и по дороге в детский садик или

на прогулке.

· Артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику

следует делать вместе с ребенком и самому взрослому,

выразительно, четко и ясно произнося текст и давая образец

выполнения движений.

· Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить

за правильным произношением его в самостоятельной речи

ребенка.

· Задания (игры, упражнения) предложенные в тетради,

проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам

самим.

· Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику

делать перед зеркалом по 10-15 минут.

Вместе с ребенком найдите нужные картинки по данной

лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую

помощь.

· Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не

расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Не забывайте, что ребенка нужно похвалить, и выдать после

занятия маленький приз.

Положительно влияют на развитие речи ребенка:

-правильная, хорошо интонированная речь взрослого.

- специально организованная взрослым диалогическая

последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный

ребенку, содержит подсказку правильного ответа.

- корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления

ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;

- речевое общение, ориентированное на практическое

взаимодействие взрослого с ребенком во время прогулок и игр.

Артикуляционные упражнения для звука Р:

“Улыбочка” - Растянуть губы в улыбке. При этом зубы сомкнуты.

«Грибок» - Присасываем к небу широкий язык

“Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.

«Маляр» - Язык высунут. Рот приоткрыт. Облизать сначала

верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 10 раз.

“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка

поднять кверху в форме “чашечки”.

«Дятел» - Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки,

находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит

звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек.

«Парус» - Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставлен за

верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед.

Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам 10 с.

«Качели» - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться

верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

«Вкусное варенье» - Высунуть широкий язык, облизать верхнюю

губу движениями сверху-вниз.

«Месим тесто» - Губы в положении улыбки. Покусывание кончика

языка производится 8-10 р.

"Чистим зубки" - Рот приоткрыть. Широким кончиком языка

поглаживаем бугорки, находящиеся за верхними зубами: вперед-

назад. 20-25 р. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, открыть

рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно,

потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя

челюсть неподвижна. 10-15р.

«Прогони комарика» - Верхняя и нижняя губы прикасаются к

высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя,

направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык

дрожит. 3р.

«Хоботок»- Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты

вперед до предела. 10 сек.

Дыхательная гимнастика

1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в

ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто

кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную

струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются

небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку

предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом

«комья снега» должны медленно передвигаться к

противоположному краю стола.

3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть

альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную

бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка

находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги.

Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не

поднимется, и не станет видно картинку.

4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают

баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она

является дыхательным упражнением и очень проста в

использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды.

Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным,

то есть пузырьки должны быть долго.

5.«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские

музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6.«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое

подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик

носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик

вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

7.«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так,

чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно

долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения

существует предостережение со стороны аюрведической

медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является

проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано

ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина

не является доказательной, поэтому данное предостережение

адресовано лишь тем, кто в это верит.

8.«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто

спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается

из гофрированной бумаги (крона дерева, на которую предлагается

дуть.

9.«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох

ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при

постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой

контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок»

холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При

произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки

греются.

Самым главным является то, чтобы взрослый постоянно

осуществляет контроль за поставленным звуком в свободной речи

ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной

деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если

это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о

положении органов артикуляции: « кончик языка поднят к

альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует»

(автоматизация звука Р). Если же этот прием не помогает, родитель

должен показать образец правильного произношения звука в слове:

«Даша, повтори за мной –РРРРРОЗА». Взрослый выделяет

автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит

его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка

проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить

«Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо

исправить неправильное произношение.



В раздел образования