Автор: Поздеева Татьяна Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "СОШ г.Нариманов"
Населённый пункт: Астраханской области.
Наименование материала: проектная деятельность
Тема: « Досуг — это работа, которая вам нравится»
Раздел: среднее образование
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
«Средней Общеобразовательной школы г.Нариманов»
Проектная работа
На тему : « Досуг — это работа, которая вам
нравится»
Выполнила: Сергеева Ангелина
ученица 7 «Б» класса
Проектный руководитель:
Поздеева Татьяна Ивановна
Учитель Истории и Обществознания.
г. Нариманов 2022
Содержание
1.
Актуальность.....................................................................................3
1.1 Из истории.........................................................................................4
2.1 Практическая часть...........................................................................6
2.2 Досуг в обществе..............................................................................6
2.3 Места проведения досуга молодёжи..............................................8
2.4 Спорт, двигательная деятельность..................................................9
2.5 Афоризмы о досуге.........................................................................10
Вывод.....................................................................................................11
Список литературы...............................................................................12
2
1.
Актуальность
Понятие «досуг» традиционно включает в себя «совокупность видов
деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и
социальных потребностей людей в свободное время».
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и
бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою
способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности,
которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз
досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение,
не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и
делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов
и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных
ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и
спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть
занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень
культуры молодежного досуга.
Задачи исследования .
1.Изучая материал рассмотреть историю возникновения досуга с Древних
времен до современности.
2. Провести анкетирование учащися школы 5 – 11 классов о проведении
своего досуга и подведение итогов.
3.Исследование основных мест досуга в городе Нариманов.
4. Высказывание великих людей о досуге через распространение буклетов.
Cвоё исследование мы решили начать с древности. У нас возник вопрос Как
давно существует досуг и как в древности люди проводили своё свободное
3
время? Для этого мы воспользовались исторической литературой и вот что
узнали:
1.1 Из истории.
Досуг молодежи изначально являлся основной составной частью всей
досуговой деятельности.
С древних времен существовали места «официального» проведения
досуга – священные и обрядовые. Причем, обряды, связанные именно с
молодежью, занимали значительное место. Уже в античной
Греции появились театры, стадионы, гимнасии, библиотеки, храмы.
А римская культура подарила миру первые многофункциональные
центры – термы, которые включали помещения массажа и бань, бассейнов,
спортивных арен, библиотек, садов, комнат деловых встреч, лоджий для
диспутов.16 В средние века разнообразие объектов досуговой деятельности
объясняется расслоением общества. Это дворцы и загородные резиденции
феодалов (балы, турниры, пиры) и простые цеха ремесленников,
выполняющие роль первичных клубных ячеек.
Духовенство имело особые центры: монастыри, включавшие
множество функций, соборы, залы для собраний, трапезные, библиотеки,
гостиницы, школы, винодельни, сельскохозяйственные угодья, живописные
и скульптурные мастерские.17
В то же время складывалась структура не церковных образовательных
учреждений. Появились первые университетские города. Устроенные по
принципу монастырей, они содержали часовню, зал, ворота – ведущие звенья
в структуре колледжа. Даже в то время зал был одним из важнейших
элементов университетской жизни - как место общих собраний молодых
людей, встреч и трапез.
4
В период капитализма снова появляются общедоступные досуговые
сооружения – театр, выставочная галерея, парки. Зарождаются первые клубы
по профессиональным и товарищеским признакам.
В середине Х1Х века происходит развитие зрелищно-развлекательных
форм – кино, луна-парк (индустрия развлечений), где молодежный характер
развлечений (в силу специфики его возрастных особенностей) играет
главную роль.
Начало ХХ века характерно бурными политическими и социальными
изменениями. В этих условиях обособляются понятия молодежной политики,
молодежной культуры, молодежного досуга. Все это непосредственно
отражается на архитектуре: вслед за многофункциональными досуговыми
комплексами создаются комплексы отдельно для молодежи.
Таким образом, создание молодежных центров - это явление
социального развития, явление времени. Эта тенденция находит отражение
как на практике, так и в теории; как в нашей стране, так и за рубежом.
Накапливается огромный опыт таких сооружений.18
В 20 - 30-е годы, наряду с идеями создания Дворцов и Домов культуры,
разрабатываются проекты Домов юного пролетария, Дворцов молодежи. В
1925 г. основной формой работы с молодежью утверждаются юношеские
секции при домах и дворцах культуры общего типа. Лишь в 50 - 60-
намечается переход от проектирования отдельных зданий к проектированию
культурных центров. И немедленно наблюдается специализация учреждений
культуры по видам обслуживания и по контингенту обслуживания. С
появления в 1956 году клуба молодежи Петроградской стороны в Ленинграде
и Одесского клуба молодежи началось активное движение молодежных
клубов, идеи домов молодежи снова стали актуальны. Разработаны были
дома молодежи в Москве, Комсомольске-на-Амуре, Казани, Ереване.19
5
2.1 Практическая часть
2.2 Досуг в обществе
2. Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений,
интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно
отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд,
художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр,
музыка, туризм, коллекционирование и т.д.
Исходя из этого мы решили провести опрос среди учащихся нашей школы о
том как же ученики 9 – 11 классов проводят свой досуг, а так же взяли для
анкетирования ребят 5 – 6 классов и вот что у нас получилось.
Всего в 9 – 11 классах обучается 145 человек
1 вопрос. Как вы проводите своё свободное время?
а) Гуляю с друзьями (20%) б) Смотрю телевизор, сижу за
компьютером(41%) в)занимаюсь в спортивной секции(16%) г)Учу уроки,
занимаюсь дополнительно (19%) д)Сижу дома(4%)
2.Посещаете ли вы спортивные секции?
а) да (16%) б)нет(84%)
3. Если вы не ходите в кружки, то почему?
а)Мне это не нравится (4%) б)Нет времени (48%) в)Нет выбора кружков
(48%)
4.Как ваши родители относятся к тому, как вы проводите свободное время?
А)Не знаю(6%) б)не в восторге но не запрещают (36%) в)Они против (8%)
г) Они против, но кто их слушать будет? ( 18%) д) Хорошо относятся (38%)
А анкетирование среди ребят 5 – 6 классов дало другие результаты.
6
В анкетировании участвовало 210 человек
1 вопрос. Как вы проводите своё свободное время?
а)Гуляю с друзьями(7%) б)Смотрю телевизор, сижу за компьютером(37%)
в)занимаюсь в спортивной секции и различных кружках по интересам( 18%)
г)Учу уроки(38%) д)Сижу дома(3%)
2.Посещаете ли вы спортивные секции?
а) да (39%) б)нет(64%)
3. Если вы не ходите в кружки, то почему?
а)Мне это не нравится (50%) б)Нет времени (39%) в)Нет выбора кружков
(11%)
4.Как ваши родители относятся к тому, как вы проводите свободное время?
А)Не знаю(10%) б)не в восторге но не запрещают (40%) в)Они против (5%)
г) Они против, но кто их слушать будет? ( 13%) д) Хорошо относятся (32%)
Значит мы пришли к выводу, что чем меньше возрастом ученики, тем больше
они посещают секции спортивные, различные кружки, ходят в музыкальную
школу. У них более разнообразен досуг. Чем старше ученики, тем досуг
больше направлен ни на развлекательную и кружковую работа, а на
получение учебных знаний. И это понятно, ведь старшие классы стоят на
пороге выбора учебного заведения и дальнейшей профессии.
Ещё один вывод мы смогли сделать после нашего исследования. Чем больше
государство уделяет внимание подрастающему поколению, вкладывает
деньги в развитие спортивных залов, финансирования кружковой работы,
тем более заинтересованная растет молодежь. Она более отзывчивая, добрая,
ведь народ имеет дело с молодежью, которую сам воспитывает – любое
невнимание к молодежным проблемам способно ( возвращаться, подобно
бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё
7
большие проблемы для настоящего и будущего общества. Поэтому
проблемы досуга молодежи в нашем районе необходимо решать. Иначе
потом их решение станет ещё более сложным.
2.3 Места проведения досуга молодёжи
3.Мы решили узнать где же может заниматься наша молодежь, где она
проводит свой досуг.
У нас есть прекрасная музыкальная школа, где каждый желающий ребенок и
подросток может проявить свои музыкальные способности. В музыкальной
школе есть отделения по фортепьяно, народное отделение, хор. При
музыкальной школе есть художественная школа. Ребята желающие
заниматься искусством, могут её посещать.
В Доме культуры новый кинозал, оснащенный огромным экраном и
прекрасной акустикой. Можно смотреть фильмы в 3д очках.
Большое внимание уделяется в нашем городе спорту. В городском спортзале
есть секция бокса, баскетбола, футбола, тхэквандо, рукопашного боя. 12
НОЯБРЯ нашем городке был открыт спортивный комплекс с прекрасными
залами для занятий баскетболом, треножёрный зал, зал для занятий боевыми
искусствами.
Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в
сфере творчества, основной деятельностью которого является овладение
определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок
участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе
В Молодежном центре есть кружки для занятий танцами, рукодельем,
шахматами и бисероплетением.
8
2.4 Спорт, двигательная деятельность
Спорт, движение является одной из высших культурных ценностей со
времен античности. Желание заниматься активной двигательной
деятельностью является для ребенка ведущей потребностью. Движение
формирует важнейшие качества личности, такие как выносливость, сила,
быстрота,
ТАНЦЫ
Через танцы проходят все поколения. С младших классов необходимо
формировать в детях культуру танца и танцевальную этику. Танец
вырабатывает хорошую осанку, пластику, легкость и свободу походки,
грацию и изящество. Моделей использования танцев в досуговой
деятельности множество.
Музыка
Это искусство, отражающее действительность в звуках, звуковых
художественных образах. Мир звуков неисчерпаем, невозможно представить
человека, который не испытывал бы потребности в том, чтобы в его душе
звучала музыка. Дети, уже с рождения вслушиваются в звучание музыки,
ритмично реагируют на темп, ритм. Музыка занимает одно из ведущих мест
в досуге детей. Каждый ребенок, в соответствии с собственными интересами
выбирает музыку. Музыку для души, для танцев, для музицирования, для
общения.
ТУРИЗМ
Это - организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с
познавательными целями, а также носящие спортивный характер. Туризм -
самая распространенная и любимая детьми форма и содержание детского
9
досуга. Природа дает человеку заряд энергии, раскрепощает, способствует
глубоким духовным переживаниям, обогащает впечатления.
2.5 Афоризмы о досуге
Лин Ютань
Если вы можете провести совершенно бесполезный вечер совершенно
бесполезным образом, значит, вы овладели искусством жить.
Эпикур
Жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея
досуга.
Алан Беннет
Если я занимаюсь ничегонеделанием, я хочу заниматься этим с какой-
то целью. Вот что такое досуг.
Роберт Робинсон
Досуг — это работа, которая вам нравится.
Сенека
Досуг без занятий науками — смерть и погребение заживо.
Сюзанна Неккер
Люди знатные расходуют свои деньги на потерю времени.
10
Роберт Мейнард Хатчинз
Чем больше свободного времени, тем выше культура. Раньше рабочий
после работы успевал лишь напиться и побить жену; теперь он успевает
напиться, побить жену и посмотреть телевизор.
Неизвестно
Самое трудное — не позволить другим пользоваться нашим досугом.
Аристотель
Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг.
Вывод
Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать
многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого
необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи,
своего призвания – всесторонне развивать собственные способности,
сознательно формировать себя. Таким образом, задачей культурно –
досуговых центров является максимальная реализация развивающих
досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип
простаты организации, массовости, включения незадействованных групп
молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного
досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой
самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному
воздействию на большие группы молодежи.
11
Список литературы
1)Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: сов. Россия, 1987.- с. 49.
2) Лучанкин А.И. Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью.
Проблемы и подходы. Екатеринбург 1996.
3) Ожегова С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2009
года.
4) Обществознание:Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений
12