Напоминание

«Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»


Автор: Милованова Наталья Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУСОКК "Белореческий КЦРДИ"
Населённый пункт: г. Белореченск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Милованова Наталья Николаевна,

учитель-дефектолог

«Белореченский КЦРДИ», г.Белореченск

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем

мире». К.Д.Успенский

В жизни ребенка игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него –

основной

вид

деятельности,

форма

организации

жизни,

средство

всестороннего развития. Игра способствует

созданию эмоционального

настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности,

улучшает общую работоспособность, даёт возможность в обучении избежать

монотонности и скуки.

В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями

здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся дети,

нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, и

дидактическая игра является одной из основных форм обучения, способом

познания окружающего мира таких детей.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью. Она широко охватывает всю личность ребёнка: умственно –

эмоциональную,

двигательную,

волевую

сферу.

Игра

способствует

всестороннему

развитию,

развивает

восприятие,

внимание,

память,

наблюдательность, помогает развитию чёткой и выразительной речи,

способствует активизации познавательной деятельности.

При решении

разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления:

сравнение, анализ, умозаключение.

Дидактические игры делятся:

с игрушками и предметами;

настольно-печатные;

словесные.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с

ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью они знакомятся со свойствами

предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх

дети

решают

задачи

на

сравнение,

классификацию,

установления

последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми

знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята

упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству,

объединяют

предметы

по

этому

признаку

(цвету,

форме,

качеству,

назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического

мышления.

Для дошкольников используют такие предметы, в которых разница между

ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют

задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения

предметов,

нахождения

соответствующего

предмета.

Играя,

дети

приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы

(шарики, бусы), выкладывать узоры из разных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них

ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого

они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных

дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева

(металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных

творческих

игр:

для

игры

в

семью,

строителей

и

др.

Используя

дидактические игры с подобным содержанием, удается вызвать интерес к

самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных

игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки,

ракушки) применяется при проведении таких дидактических игр, как

«Каждому камешку свой домик», «Найди пару», «Найди в букете листочек»,

и др. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их

природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез,

классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней

отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-

инсценировки.

В

сюжетно-дидактической

игре

дети

выполняют

определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в

играх

«Пекарня»

и

др.

Игры-инсценировки

помогают

уточнить

представления

о

различных

бытовых

ситуациях,

литературных

произведениях.

Настольно-печатные игры

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на

аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме

наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

мозаики;

дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры

«Третий лишний»);

складные кубики (в которых общее изображение складывается путём

переворачивания граней каждого кубика);

пазлы;

лото;

домино;

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс

являются:

закрепление или отработка полученных знаний;

развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;

тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить

начатое дело до конца;

воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а

также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать

следующие задачи:

закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;

учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам

и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей

целое;

выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин

из деталей мозаики, складывание паззлов на ту или иную тему и пр.);

вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в

тройках, но если в группе много участников, им становится сложно

определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения

отношений и ссоры);

формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по

настроению и т. д., а не только по внешности);

методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят

(воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не

руководителя).

Словесные игры

Словесные

дидактические

игры

предполагают

опосредованное

восприятие предмета, то есть дети в них оперируют представлениями, а не

материальными объектами. В старшей группе это позволяет решать такую

важную задачу образования, как развитие самостоятельности мыслительного

процесса: ребята учатся анализировать задание, выстраивать логические

цепочки ответов и делать выводы, причём, в отличие от средней группы,

практически без помощи взрослого

.

В дошкольном возрасте практикуется три вида словесных игр:

на выделение существенных признаков предметов и явлений;

на умение сопоставлять, замечать логические ошибки и делать

правильные умозаключения;

на практику умения обобщать и классифицировать предметы;

на развитие быстроты, гибкости мышления.

Игра, как сложное и интересное явление, привлекает внимание всех

малышей.

Игра

это

самовыражение

ребенка,

способ

его

совершенствования. Игра повышает интерес детей к учебным занятиям,

стимулирует познавательную активность. В процессе игры активно работают

воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.

Таким

образом,

игра

выступает

как

важное

средство

обучения,

воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Список используемой литературы:

1.

Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного

развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия».

2.

Артемова

Л.В.

Окружающий

мир

в

дидактических

играх

дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.Под редакцией Шапковой.

3.

Под редакцией Венгера Л.А. Дидактические игры и упражнения по

сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1973.

4.

Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.

5.

Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в

специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2.

6.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в

обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для

учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.

7.

Кумариной Г.Ф., Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика

игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие

для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред. – М.: Издательский

центр «Академия».



В раздел образования