Автор: Милованова Наталья Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУСОКК "Белореческий КЦРДИ"
Населённый пункт: г. Белореченск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: дополнительное образование
«Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Милованова Наталья Николаевна,
учитель-дефектолог
«Белореченский КЦРДИ», г.Белореченск
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем
мире». К.Д.Успенский
В жизни ребенка игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него –
основной
вид
деятельности,
форма
организации
жизни,
средство
всестороннего развития. Игра способствует
созданию эмоционального
настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности,
улучшает общую работоспособность, даёт возможность в обучении избежать
монотонности и скуки.
В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями
здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся дети,
нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, и
дидактическая игра является одной из основных форм обучения, способом
познания окружающего мира таких детей.
Дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью. Она широко охватывает всю личность ребёнка: умственно –
эмоциональную,
двигательную,
волевую
сферу.
Игра
способствует
всестороннему
развитию,
развивает
восприятие,
внимание,
память,
наблюдательность, помогает развитию чёткой и выразительной речи,
способствует активизации познавательной деятельности.
При решении
разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления:
сравнение, анализ, умозаключение.
Дидактические игры делятся:
с игрушками и предметами;
настольно-печатные;
словесные.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с
ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью они знакомятся со свойствами
предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх
дети
решают
задачи
на
сравнение,
классификацию,
установления
последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми
знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята
упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству,
объединяют
предметы
по
этому
признаку
(цвету,
форме,
качеству,
назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического
мышления.
Для дошкольников используют такие предметы, в которых разница между
ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют
задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения
предметов,
нахождения
соответствующего
предмета.
Играя,
дети
приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы
(шарики, бусы), выкладывать узоры из разных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них
ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого
они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных
дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева
(металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных
творческих
игр:
для
игры
в
семью,
строителей
и
др.
Используя
дидактические игры с подобным содержанием, удается вызвать интерес к
самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных
игрушек.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки,
ракушки) применяется при проведении таких дидактических игр, как
«Каждому камешку свой домик», «Найди пару», «Найди в букете листочек»,
и др. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их
природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез,
классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней
отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-
инсценировки.
В
сюжетно-дидактической
игре
дети
выполняют
определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в
играх
«Пекарня»
и
др.
Игры-инсценировки
помогают
уточнить
представления
о
различных
бытовых
ситуациях,
литературных
произведениях.
Настольно-печатные игры
Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на
аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме
наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.
К таким играм относятся:
мозаики;
дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры
«Третий лишний»);
складные кубики (в которых общее изображение складывается путём
переворачивания граней каждого кубика);
пазлы;
лото;
домино;
Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс
являются:
закрепление или отработка полученных знаний;
развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить
начатое дело до конца;
воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а
также умения сотрудничать.
Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать
следующие задачи:
закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам
и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей
целое;
выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин
из деталей мозаики, складывание паззлов на ту или иную тему и пр.);
вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в
тройках, но если в группе много участников, им становится сложно
определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения
отношений и ссоры);
формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по
настроению и т. д., а не только по внешности);
методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят
(воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не
руководителя).
Словесные игры
Словесные
дидактические
игры
предполагают
опосредованное
восприятие предмета, то есть дети в них оперируют представлениями, а не
материальными объектами. В старшей группе это позволяет решать такую
важную задачу образования, как развитие самостоятельности мыслительного
процесса: ребята учатся анализировать задание, выстраивать логические
цепочки ответов и делать выводы, причём, в отличие от средней группы,
практически без помощи взрослого
.
В дошкольном возрасте практикуется три вида словесных игр:
на выделение существенных признаков предметов и явлений;
на умение сопоставлять, замечать логические ошибки и делать
правильные умозаключения;
на практику умения обобщать и классифицировать предметы;
на развитие быстроты, гибкости мышления.
Игра, как сложное и интересное явление, привлекает внимание всех
малышей.
Игра
–
это
самовыражение
ребенка,
способ
его
совершенствования. Игра повышает интерес детей к учебным занятиям,
стимулирует познавательную активность. В процессе игры активно работают
воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.
Таким
образом,
игра
выступает
как
важное
средство
обучения,
воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.
Список используемой литературы:
1.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного
развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия».
2.
Артемова
Л.В.
Окружающий
мир
в
дидактических
играх
дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.Под редакцией Шапковой.
3.
Под редакцией Венгера Л.А. Дидактические игры и упражнения по
сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1973.
4.
Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.
5.
Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в
специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2.
6.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для
учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.
7.
Кумариной Г.Ф., Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика
игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред. – М.: Издательский
центр «Академия».