Напоминание

Зимушка-зима


Автор: Бочкова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 59
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Конспект по познавательному развитию
Тема: Зимушка-зима
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать

у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе

прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное

внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей

природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение

работать и играть в коллективе.

Демонстрационные материалы: письмо, картинки «Зимние месяцы», иллюстрации

«Зима», Мороз-воевода, иллюстрации «Зимние забавы»; загадки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Мотивационно– ориентировочный 2 мин.

Воспитатель вводит детей в группу и обращает внимание на гостей.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришли гости чтобы посмотреть какие вы у

взрослые и умные!

Установление эмоционального контакта.

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже "здравствуй" говорю я соседкой курице.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй ,вольный ветерок!

Здравствуй,утро! Здравствуй, день!

Мне здороваться не лень!

II. Мотивационно – ориентировочный

Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по

имени Том. Давайте прочитаем (читаем).

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много

слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, особенно на Севере! Но я никак не

могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста,

расскажите мне об этом. Ваш друг Том».

- Ну что? Расскажем нашему другу про нашу волшебную зимушку-зиму? (Да)

1. Отгадывание загадки.

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает? (зимой)

Беседа о зиме.

Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна

зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко

– волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам

изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена –

Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая

богатствами тех, кто умеет трудиться.

Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная,

зимушка)

3. Отгадайте загадку:

Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз).

В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет … (иней).

Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег).

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима)

-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

Декабрь-первый зимний месяц.

Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром.

Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна

остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает

солнце, поэтому и называют декабрь в народе«хмурень» - хмурый, бессолнечный

месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные

мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день

начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы.

Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют

«лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие,

сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры.

«Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

Февраль-последний месяц зимы.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле

снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних

времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный,

слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли

«сиверкой». Когда становилось холодно, так иговорили: «Сиверка подул» В феврале,

день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные

хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а

сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна.

Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный,

готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

Сейчас мы превратимся с вами в ветер.

4. Физкультминутка

Вот студеною зимой. Дети машут руками

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые

Он суровый и могучий. Движения руками.

Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед

Даже хитрая лиса на несколько секунд,

Притаилась и сидит, потом встают.

Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.

Скачет по полю лиса. Прыжки.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.

И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

5. Беседа о снежинках.

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках.

Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы

льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде

"сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега,

состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок

не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет,

мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы

детей).

Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок».

6. Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки.

Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли).

Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они

ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать

невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими

ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

7. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

- Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети

берут снежинки).

- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки

не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

- А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил

людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем

праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.

- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я

сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

8. Загадки о зимних забавах.

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги –

И по большим снегам беги (Лыжи).

3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

4.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

9. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

10. Игра -_викторина «Что наделала зима?»

1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

2. Метель мела и все тропинки…– (замела).

1. Река покрылась льдом и всё(заледенела).

2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила).

11. Игра «Назови ласково»

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?

(Зимушка).

1. Мороз – (морозец).

2. Лёд – (ледок).

1. Холод – (холодок).

2. Метель – (метелица).

12. Игра «Найди лишнее слово».

- Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой

выбор).

.Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

.Снег, снегирь, снасти, снеговик.

.Холод, хороший, холодильник, холодок.

.Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

13. Упражнение «Назови действие» (со снежком)

Зимой метель (метёт)

Ночью ветер в трубах (воет, завывает)

Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк (воет)

На зиму медведь в берлоге (засыпает)

Мороз щёки и нос (щиплет)

Зимой вода в реке (замерзает)

Иней на ветках деревьев (блестит)

Зимой снег всё вокруг (накрывает)

Деревья зимой (спят)

Под снегом травка зимой (греется)

Зимой насекомые (прячутся)

-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил

людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

- Зачем человек зимой надевает шубу?

Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему

же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не

пускает к нему холод.

Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.

14. Рисование «Снежинка»

Воспитатель: на память о таком замечательном времени года давайте нарисуем

снежинку.

(Детям объясняется порядок выполнения работы. Наши снежинки готовы)

15. Рассматриваем снежинки. Подводим итог занятия.

Ребята, мы отправим видеописьмо с сегодняшнего занятия,Том посмотрит его, и точно

будет знать, что такое зима.

Итог.

- Занятие было интересным?

- Что вам понравилось?



В раздел образования