Автор: Елена Павловна Щербакова
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ВМР "Огарковская средняя школа имени М.Г.Лобытова"
Населённый пункт: Вологодская область, Вологодский район, п. Огарково
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Употребление числительных в речи
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс 6б
Базовый учебник Русский язык 6 класс Практика
Тема урока: употребление числительных в речи
Цель урока: умение правильно употреблять числительные в речи
Задачи урока:
1. Образовательные: формирование умения определять разряды числительных, видеть числительные в тексте, правильно
их употреблять в речи
2.Развивающие: развитие у детей творческого воображения, памяти, внимания, обогащение речи учащихся
3.Воспитательные: формирование чувства любви и уважения к родному краю и к родному языку
Тип урока: изучение нового материала
Необходимое оборудование: учебник «Русский язык 6 класс. Практика», раздаточный материал, доска, мел.
Ход урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
1.
МОТИВАЦИ
ОННЫЙ
ЭТАП
(10
минут)
Приветствует учащихся, создаёт
эмоциональный настрой с
помощью приглашений от
литературных героев, задаёт
вопросы :
1.Сможете ли вы посетить эти
мероприятия?
2.Почему?
Приветствуют учителя, читают
приглашения, отвечают на
поставленные вопросы, делятся
впечатлениями.
( Мероприятия посетить не могут,
так как не указаны дата и время)
1.1.Формули
ровка
темы
урока
Задаёт наводящие вопросы
(О чём забыли герои?)
Сегодня мы с вами и поговорим
об употреблении числительных
С помощью наводящих вопросов
учителя формулируют тему урока
Открывают тетради, записывают
число, тему урока
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в
диалог,
участие
в
коллективном
обсуждении проблем,
умение выражать свои мысли
в соответствии с задачами
коммуникации,
владение монологической и
диалогической речью
Познавательные
общеучебные:
самостоятельное
выделение
познавательной цели
умение
строить
речевое
высказывание
1.2.
Целеполаган
ие
и
определение
путей
достижения
цели
.
Создает
учебную
ситуацию
целеполагания.
Задаёт
вопрос:
часто
ли
употребляете
числительные?
Какую
цель
поставим?
Чему
должны научиться?
Какими способами будем достигать
цели?
Формулируют цель урока
Предлагают пути их достижения
1)Повторить
изученное
о
числительном:
разряды,
склонение, правописание.
2)Видеть числительные в тексте
3)Совершенствовать
навыки
употребления в тексте
2.
ОПЕРАЦИО
НАЛЬНЫЙ
ЭТАП
(25
минут)
2.1.
Актуализация
Приводит
примеры
из
истории
числительных:
Выполняют
упр.457,
Познавательные
общеучебные:
знаний
В древнерусском языке было 12
слов, обозначающих количество…
Вспомним их, выполняя упр.457
подтверждают
своими
примерами,
оценивают
свою
работу
1 ученик делает сообщение
поиск информации
моделирование
умение
строить
речевое
высказывание
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
смысловое чтение
логические:
анализ
синтез
сравнение
доказательство
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и
сверстниками
участие
в
коллективном
обсуждении проблем,
умение слушать и вступать в
диалог,
умение выражать свои мысли
в соответствии с задачами
коммуникации,
владение монологической и
диалогической речью
2.2.
Элемент
содержания
Знакомство с
употребление
м
числительных
в пословицах
Задаёт вопросы: в какой речи
появились числительные
Рассказывает об особенностях
употребления числительных в
фольклоре,
распределяет
задания по колонкам:
1
колонка
–
рассказ
о
количественных числительных
2
колонка
о
собирательных
числительных
3
колонка
о
порядковых
числительных
Работают
в
парах,
находят
числительные, обсуждают, приводят
примеры, делают выводы
2.3.
Элемент
содержания
Употребление
числительных
Распределяет ребят по группам,
даёт задания:
Прочитать
текст,
определить
стиль речи, найти числительные,
Выразительно
читают
текст,
анализируют, определяют стиль
текста, делают выводы-
Работа в группах
в
различных
речевых
ситуациях
записать
в
тетрадь
словосочетания
с
числительными,
выделить
орфограммы
- Лось – самый крупный вид
семейства оленей. Длина тела
достигает 3 метров, высота в
холке 2 метра, весят они 400-500
килограммов. За сутки взрослый
лось
летом
съедает
до
35
килограммов
корма.
Лосиное
молоко содержит 14% жира, 9%
белка
и
6%
сахара.
Предполагают, что приручить
лосей удалось около 4 тысяч лет
назад.
-
Назовите
числительные,
употребленные в этом тексте. С
какой целью они употреблены?
- Запишите 1-2 словосочетания
с числительным
из текста и
выделите в них орфограммы.
-
Какой
вывод
вы
можете
сделать.
- Внимательно прочитайте эту
запись. Докажите, что это текст.
Определите, к какому стилю
речи он относится.
Отвечают на вопросы:
- В этом тексте много терминов:
семейство, длина тела, высота в
холке,
вес,
процентное
содержание
жира,
белка.
Это
средства языка, характерные для
научного стиля речи.
- Для того, чтобы назвать вес,
длину,
количество,
т.е.
для
точности.
- До тридцати пяти килограммов,
около
четырех
тысяч,
девять
процентов.
-
Мы
познакомились
с
употреблением числительных в
научном стиле речи. В научной
литературе,
в
учебниках
по
математике, биологии, географии
имена
числительные
записываются
цифрами.
Нам
надо
научиться
правильно
их
произносить и писать.
- Оценивают свою работу.
Отвечают на вопросы:
- Это текст. В нем предложения
связаны по смыслу и грамматически.
Это объявление. Оно состоит из трех
Физкультмин
утка (отгадать
загадки)
Самостоятель
ная работа
«Уважаемые жители !
Со 2 по 25 марта аптека № 1
закрыта на ремонт.
Ближайшая
дежурная
аптека
находится по адресу:
ул.
Гагарина,
5
и
работает
круглосуточно.
Администрация аптеки № 1».
-
Произнесите
правильно
числительные, употребленные в
объявлении. Какова их роль в
этом тексте?
Представьте,
что
вам
нужно
выступить на школьном радио в
роли диктора. Подготовьте рассказ
о
своём
классе,
используя
числительные
частей.
Этот
текст
относится
к
официально-деловому стилю речи.
- Обозначение даты, адреса, №
аптеки. Имена числительные в
текстах
официально-делового
стиля речи употребляются для
конкретности.
- Оценивают свою работу.
Составляют текст, числительные
употребляют в нужном падеже
3.
РЕФЛЕКСИ
ВНО-
ОЦЕНОЧН
ЫЙ
ЭТАП
(10 минут)
Анализирует
урок,
задаёт
домашнее задание
1.Составить
поздравление
к
предстоящим
праздникам
(23
февраля или 8 марта)
2.Найти
примеры
употребления
числительных в художественных
текстах, выписать 5 предложений.
Учащиеся рассказывают, что они
делали на уроке, оценивают свою
работу с помощью пословиц
Регулятивные:
оценка
достижения
планируемых результатов
коррекция планов и способов
действий в соответствии с
оценкой
волевая саморегуляция
Познавательные:
рефлексия
способов
и
условий действий
контроль и оценка способов
и результатов действий
Коммуникативные:
рефлексия
способов
и
условий действий
контроль и оценка способов
и результатов действий
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и
сверстниками
участие
в
коллективном
обсуждении проблем,
умение слушать и вступать в
диалог,
умение выражать свои мысли
в соответствии с задачами
коммуникации,
владение монологической и
диалогической речью