Напоминание

Речь – это ключ к успешной жизни. Анализ речевых нарушений у первоклассников.


Автор: Гурожапова Мэдэгма Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №33 "
Населённый пункт: г. Улан-Удэ Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Речь – это ключ к успешной жизни. Анализ речевых нарушений у первоклассников.
Раздел: начальное образование





Назад




Речь – это ключ к успешной жизни.

Анализ речевых нарушений у моих первоклассников.

Трудности овладения письмом, различные виды дисграфий – явление нередкое в

начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев

сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.

При анализе дисграфий педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в

основе которых лежат такие механизмы, как:

трудности фонематического анализа,

смешение близких по артикуляции звуков,

трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и

др.

в письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа,

речевого внимания.

На 1 сентября 2023 года передо мной новоиспеченные первоклассники. Робкие,

непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова

сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присматриваюсь первые месяцы,

слушаю внимательно. Записываю. Делаю анализ проговаривания слов. Нет ли нарушений,

которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для меня учителя?

Конечно же, есть. Задаюсь вопросом - что делать? Какие упражнения доступны? Смогу ли

исправить, подкорректировать речь с учительской точки зрения?

Для начала я составила таблицу по своему классу. Фамилии и имя, специально удалены. В

классе у меня 32 ребенка. Из них у 22-х есть логопедические проблемы. Хочется разобраться в

причинах трудностей, чтобы оказать адекватную, главное, своевременную помощь маленьким

ученикам.

п/п

Фамилия,

имя

учащихся

Речевые проблемы ребёнка.

1

Искажение звуков [с-з]. Возможно, из-за передних зубов. Они сменяются в

этом возрасте.

2

-

3

Сильный дефект речи, слова произносит нечетко. Иногда непонятно совсем

4

Не различает звуки в слогах и предложениях на слух и неправильно

обозначает их на письме. Особенно [к - г], [б-п]

5

Сильный дефект речи, слова произносит нечетко. Почти с закрытым ртом.

Иногда совсем непонятно. Звуки тянет, говорит очень медленно.

6

Проблемы со звуком [ш-с]

7

-

8

Проблема с произношением звука [Р]

9

-

10

Трудности в различении звуков, слабый слух (не слышит справа)

11

Проблемы со звуками [Р], [Ж]. Вместо звука [ж] больше говорит [с']

12

Проблема с произношением звука [Р] . Всё лето ходили к логопеду. Сейчас

лучше, но в некоторых словах звук выпадает (пропадает)

13

-

14

-

15

Искажение в произнесении звука[Р].

16

Нет звука [Р]. На письме дифференцирует, со слоговой структурой слова

работаем, оптически еще путает буквы и цифры, отрабатываем

17

Проблема с произношением звука [Р], [ш-с]

18

Проблема с произношением звука [Р]. В садике ходили к логопеду. Иногда

звук хорошо получается, иногда «пропадает».

19

-

20

Западают звуки [Л], [В]

21

-

22

Речь внятная, но гласные тянет

23

Проблемы со звуком [з-с]

24

Проблемы со звуком [Р], при чтении путает Л и Н

25

-

26

Проблемы со звуком [Р].

27

Западают звуки [Л-Р]. Говорит « дыба», вместо слова рыба; «ошадь» вместо

лошадь; звуки «съедает»

28

Искаженное произнесение звука[Р].

29

Проблемы со звуками [л-р], искажение с шипящими звуками

30

-

31

Есть в речи замена звуков, например, вместо нравится говорит вравится. В

целом бывает сложно сформулировать свои мысли, сложно подобрать

слова, бывает, что и не может. Поэтому начинает нервничать. Плачет, если

не понимаю. Путает мужской и женский род.

32

-

Начинаю изучать разную литературу, источники сети интернет. Главное, поняла, что в

первую очередь необходимо побеседовать с родителями. Совпадают ли у меня с ними

результаты наблюдений.

Сразу предупреждаю, что беседу надо начать с более мягкой меры: во-первых, поговорила

с родителями каждого ребенка индивидуально, указала на тревожные сигналы, которые мы

заметили, и убедила родителей показать ребенка логопеду.

Вот аргументы, которые вы смело, можете использовать, когда советуете родителям найти

для ребенка логопеда:

Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта фраза

древнегреческого философа Сократа и теперь она актуальна как никогда. О человеке всегда

судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми,

может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно

уметь произносить «р» и «ш». Логопедические нарушения – серьезное препятствие для

успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными

ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он

просто не может писать грамотно, потому, что не так воспринимает речь. Неграмотные

сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании

писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни

человека, который вовремя не освоил грамотную речь. Неисправленные речевые нарушения

снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений –

дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные

сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям

добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.

На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться

поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать

постоянного дискомфорта.

А вот чего учителю делать не стоит:

Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах,

пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он

действительно нуждается в профессиональной помощи. Делать выводы об интеллекте

ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень

яркого интеллекта.

Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп:

скорее всего, это просто неправда. Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне

сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что

ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.

Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые

упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим

нарушением.

Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок

переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше

читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.

Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему

«молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок

и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках,

хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок

справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

Позади разговоры с родителями, они согласны водить к логопеду, к педагогам -дефектологам

и другим узким специалистам, но ссылаются на нехватку времени, к сожалению, да и

специалистов - профессионалов мало.

Впереди нам предстоит кропотливая работа с детьми.

Педагоги знают, что если в диктанте ребёнок допускает 1-2 орфографические ошибки, то он

получит отметку «4». А если к этим ошибкам неизбежно прибавятся 4-5 речевых, то это уже

«двойка» или низкий уровень выполнения работы, то есть хроническая неуспеваемость по

русскому языку. Такого печального исхода событий и можно избежать, если оказать ребенку

первокласснику необходимую помощь с первых дней обучения в школе. С таким ребёнком

предлагаются проводить в первую очередь работу по коррекции звукопроизношения, а затем

по дифференциации смешиваемых звуков на слух и соответствующих букв при письме и

чтении. А если у маленького ученика есть речевое недоразвитие, то без специальной

логопедической помощи он просто обречён на неуспеваемость.

Неуспеваемость по русскому языку и чтению в начальной школе приводит ко многим

негативным факторам и определяет дальнейшую школьную судьбу ученика.

Чтобы эффективно помочь моим маленьким ребятам, необходим комплексный подход,

который будет включать в себя и медицинское, и логопедическое, и психологическое , и

педагогическое сопровождение.

Составляю примерный план занятий:

1.

Коррекция звукопроизношения

2.

Коррекция артикуляторно-акустической, акустической и оптико-моторной дисграфии.

3.

Звуки и буквы (у каждого свои)

4.

Уточнение зрительного образа букв, например с и з, б и д

5.

Дифференциация букв в слогах, словах, предложениях и текстах на письме и при

чтении.

6.

Коррекция грамматического строя речи и развитию связной речи.

7.

Работа по развитию общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, что позволит

улучшить почерк у детей.

8.

Занятия с психологом школы для развития произвольности психических процессов,

зрительно-пространственных представлений и абстрактно-логического мышления.

Анализируя имеющие дефекты речи, зачастую кажутся взрослым глупыми, нелепыми,

незначительными, так как они не связаны со знанием правил. Но ведь такие нарушения без

специальной коррекции у школьников не исчезают. Более того они тормозят усвоение

программного материала. Приводят к неуспеваемости. Здесь нужна консультация

логопеда, а если его нет, то педагог и родители совместно начинают систематически

заниматься с ребёнком.

Помните!

Не так важно научить детей, как важно создать ситуацию, в которой ребенок просто не

сможет не учиться и будет делать это с удовольствием.

Американский психолог К. Роджерс

Рекомендуемая литература:

1.

Барсукова Л.А Логопедия для учителей, психологов, родителей / Ростов н/Д: Феникс, 2010 -

316 с.: илл –(Начальная школа)

2.

Боскис P.M., Левина Р.Е. «Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции»,

М.: Известия АПН РСФСР, 1948, с.167–191.

3.

М.В. Безруких «Леворукий ребенок в школе и дома»

4.

Визель Т.Г. «Аномалии речевого развития ребенка» – М., 1995.

5.

Волоскова Н.А. «Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов»,

М., 1996.

6.

«Логопедия», Учеб. для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. заведений, /Под ред.

Волковой Л. С, с.439, М., «Владос», 2002.

7.

«Логопедия» Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. Фак. Пед.

Вузов / Под ред. Л.С.Волковой, Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. –

304с. – М.: «Владос», 2003.

8.

Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи» – М., 1961.

9.

Грушевская М.С. «Результаты массового изучения письма младших школьников»,

Дефектология, 1981, №3с.32 -37.

10. «Выявление недостатков речи у детей» – в сборнике: «Недостатки речи у учащихся

начальных классов массовых школ». / Под ред. Р.Е, Левиной – М., «Просвещение», 1965,

с.150–165.

11. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».

Москва 1972.

12. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов» –

«Владос», 2004.

13. Жинкин Н.И. «Язык. Речь. Творчество» М., «Лабиринт» 1998.

14. Жуйков С.Ф. «Формирование орфографических действий у младших школьников» М.:

«Просвещение», 1965, 355с.

15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития у

дошкольников» – М., 1990.

16. «Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция»: Учебное пособие / Под общ. Ред.

Канд. Пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.

17. Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5–7 лет» – М.,

Владос, 2003.

18. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда» – М., 2000

19. Каноныкин Н.П., ЩербаковаН.А. «Методика преподавания русского языка в начальной

школе». Пособие для учителей начальной школы. Изд. 5-е, перераб.,: Учпедгиз, 1955, 644с.

20. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-П, Дом «МиМ», 1997.

21. Колповская И.К., Спирова Л.П. «Характеристика нарушений чтения и письма» – в книге:

«Основы теории и практики логопедии» – М.: «Просвещение», 1968, с 166–190.

22. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и письма, их коррекция у младших школьников», С-П,

Союз, 1999.



В раздел образования