Автор: Гурожапова Мэдэгма Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №33 "
Населённый пункт: г. Улан-Удэ Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Речь – это ключ к успешной жизни. Анализ речевых нарушений у первоклассников.
Раздел: начальное образование
Речь – это ключ к успешной жизни.
Анализ речевых нарушений у моих первоклассников.
Трудности овладения письмом, различные виды дисграфий – явление нередкое в
начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев
сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.
При анализе дисграфий педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в
основе которых лежат такие механизмы, как:
трудности фонематического анализа,
смешение близких по артикуляции звуков,
трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и
др.
в письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа,
речевого внимания.
На 1 сентября 2023 года передо мной новоиспеченные первоклассники. Робкие,
непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова
сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присматриваюсь первые месяцы,
слушаю внимательно. Записываю. Делаю анализ проговаривания слов. Нет ли нарушений,
которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для меня учителя?
Конечно же, есть. Задаюсь вопросом - что делать? Какие упражнения доступны? Смогу ли
исправить, подкорректировать речь с учительской точки зрения?
Для начала я составила таблицу по своему классу. Фамилии и имя, специально удалены. В
классе у меня 32 ребенка. Из них у 22-х есть логопедические проблемы. Хочется разобраться в
причинах трудностей, чтобы оказать адекватную, главное, своевременную помощь маленьким
ученикам.
№
п/п
Фамилия,
имя
учащихся
Речевые проблемы ребёнка.
1
Искажение звуков [с-з]. Возможно, из-за передних зубов. Они сменяются в
этом возрасте.
2
-
3
Сильный дефект речи, слова произносит нечетко. Иногда непонятно совсем
4
Не различает звуки в слогах и предложениях на слух и неправильно
обозначает их на письме. Особенно [к - г], [б-п]
5
Сильный дефект речи, слова произносит нечетко. Почти с закрытым ртом.
Иногда совсем непонятно. Звуки тянет, говорит очень медленно.
6
Проблемы со звуком [ш-с]
7
-
8
Проблема с произношением звука [Р]
9
-
10
Трудности в различении звуков, слабый слух (не слышит справа)
11
Проблемы со звуками [Р], [Ж]. Вместо звука [ж] больше говорит [с']
12
Проблема с произношением звука [Р] . Всё лето ходили к логопеду. Сейчас
лучше, но в некоторых словах звук выпадает (пропадает)
13
-
14
-
15
Искажение в произнесении звука[Р].
16
Нет звука [Р]. На письме дифференцирует, со слоговой структурой слова
работаем, оптически еще путает буквы и цифры, отрабатываем
17
Проблема с произношением звука [Р], [ш-с]
18
Проблема с произношением звука [Р]. В садике ходили к логопеду. Иногда
звук хорошо получается, иногда «пропадает».
19
-
20
Западают звуки [Л], [В]
21
-
22
Речь внятная, но гласные тянет
23
Проблемы со звуком [з-с]
24
Проблемы со звуком [Р], при чтении путает Л и Н
25
-
26
Проблемы со звуком [Р].
27
Западают звуки [Л-Р]. Говорит « дыба», вместо слова рыба; «ошадь» вместо
лошадь; звуки «съедает»
28
Искаженное произнесение звука[Р].
29
Проблемы со звуками [л-р], искажение с шипящими звуками
30
-
31
Есть в речи замена звуков, например, вместо нравится говорит вравится. В
целом бывает сложно сформулировать свои мысли, сложно подобрать
слова, бывает, что и не может. Поэтому начинает нервничать. Плачет, если
не понимаю. Путает мужской и женский род.
32
-
Начинаю изучать разную литературу, источники сети интернет. Главное, поняла, что в
первую очередь необходимо побеседовать с родителями. Совпадают ли у меня с ними
результаты наблюдений.
Сразу предупреждаю, что беседу надо начать с более мягкой меры: во-первых, поговорила
с родителями каждого ребенка индивидуально, указала на тревожные сигналы, которые мы
заметили, и убедила родителей показать ребенка логопеду.
Вот аргументы, которые вы смело, можете использовать, когда советуете родителям найти
для ребенка логопеда:
Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта фраза
древнегреческого философа Сократа и теперь она актуальна как никогда. О человеке всегда
судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми,
может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно
уметь произносить «р» и «ш». Логопедические нарушения – серьезное препятствие для
успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными
ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он
просто не может писать грамотно, потому, что не так воспринимает речь. Неграмотные
сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании
писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни
человека, который вовремя не освоил грамотную речь. Неисправленные речевые нарушения
снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений –
дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные
сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям
добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.
На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться
поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать
постоянного дискомфорта.
А вот чего учителю делать не стоит:
Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах,
пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он
действительно нуждается в профессиональной помощи. Делать выводы об интеллекте
ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень
яркого интеллекта.
Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп:
скорее всего, это просто неправда. Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне
сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что
ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.
Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые
упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим
нарушением.
Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок
переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше
читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.
Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему
«молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок
и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках,
хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок
справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.
Позади разговоры с родителями, они согласны водить к логопеду, к педагогам -дефектологам
и другим узким специалистам, но ссылаются на нехватку времени, к сожалению, да и
специалистов - профессионалов мало.
Впереди нам предстоит кропотливая работа с детьми.
Педагоги знают, что если в диктанте ребёнок допускает 1-2 орфографические ошибки, то он
получит отметку «4». А если к этим ошибкам неизбежно прибавятся 4-5 речевых, то это уже
«двойка» или низкий уровень выполнения работы, то есть хроническая неуспеваемость по
русскому языку. Такого печального исхода событий и можно избежать, если оказать ребенку
первокласснику необходимую помощь с первых дней обучения в школе. С таким ребёнком
предлагаются проводить в первую очередь работу по коррекции звукопроизношения, а затем
по дифференциации смешиваемых звуков на слух и соответствующих букв при письме и
чтении. А если у маленького ученика есть речевое недоразвитие, то без специальной
логопедической помощи он просто обречён на неуспеваемость.
Неуспеваемость по русскому языку и чтению в начальной школе приводит ко многим
негативным факторам и определяет дальнейшую школьную судьбу ученика.
Чтобы эффективно помочь моим маленьким ребятам, необходим комплексный подход,
который будет включать в себя и медицинское, и логопедическое, и психологическое , и
педагогическое сопровождение.
Составляю примерный план занятий:
1.
Коррекция звукопроизношения
2.
Коррекция артикуляторно-акустической, акустической и оптико-моторной дисграфии.
3.
Звуки и буквы (у каждого свои)
4.
Уточнение зрительного образа букв, например с и з, б и д
5.
Дифференциация букв в слогах, словах, предложениях и текстах на письме и при
чтении.
6.
Коррекция грамматического строя речи и развитию связной речи.
7.
Работа по развитию общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, что позволит
улучшить почерк у детей.
8.
Занятия с психологом школы для развития произвольности психических процессов,
зрительно-пространственных представлений и абстрактно-логического мышления.
Анализируя имеющие дефекты речи, зачастую кажутся взрослым глупыми, нелепыми,
незначительными, так как они не связаны со знанием правил. Но ведь такие нарушения без
специальной коррекции у школьников не исчезают. Более того они тормозят усвоение
программного материала. Приводят к неуспеваемости. Здесь нужна консультация
логопеда, а если его нет, то педагог и родители совместно начинают систематически
заниматься с ребёнком.
Помните!
Не так важно научить детей, как важно создать ситуацию, в которой ребенок просто не
сможет не учиться и будет делать это с удовольствием.
Американский психолог К. Роджерс
Рекомендуемая литература:
1.
Барсукова Л.А Логопедия для учителей, психологов, родителей / Ростов н/Д: Феникс, 2010 -
316 с.: илл –(Начальная школа)
2.
Боскис P.M., Левина Р.Е. «Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции»,
М.: Известия АПН РСФСР, 1948, с.167–191.
3.
М.В. Безруких «Леворукий ребенок в школе и дома»
4.
Визель Т.Г. «Аномалии речевого развития ребенка» – М., 1995.
5.
Волоскова Н.А. «Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов»,
М., 1996.
6.
«Логопедия», Учеб. для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. заведений, /Под ред.
Волковой Л. С, с.439, М., «Владос», 2002.
7.
«Логопедия» Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. Фак. Пед.
Вузов / Под ред. Л.С.Волковой, Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. –
304с. – М.: «Владос», 2003.
8.
Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи» – М., 1961.
9.
Грушевская М.С. «Результаты массового изучения письма младших школьников»,
Дефектология, 1981, №3с.32 -37.
10. «Выявление недостатков речи у детей» – в сборнике: «Недостатки речи у учащихся
начальных классов массовых школ». / Под ред. Р.Е, Левиной – М., «Просвещение», 1965,
с.150–165.
11. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».
Москва 1972.
12. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов» –
«Владос», 2004.
13. Жинкин Н.И. «Язык. Речь. Творчество» М., «Лабиринт» 1998.
14. Жуйков С.Ф. «Формирование орфографических действий у младших школьников» М.:
«Просвещение», 1965, 355с.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития у
дошкольников» – М., 1990.
16. «Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция»: Учебное пособие / Под общ. Ред.
Канд. Пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
17. Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5–7 лет» – М.,
Владос, 2003.
18. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда» – М., 2000
19. Каноныкин Н.П., ЩербаковаН.А. «Методика преподавания русского языка в начальной
школе». Пособие для учителей начальной школы. Изд. 5-е, перераб.,: Учпедгиз, 1955, 644с.
20. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-П, Дом «МиМ», 1997.
21. Колповская И.К., Спирова Л.П. «Характеристика нарушений чтения и письма» – в книге:
«Основы теории и практики логопедии» – М.: «Просвещение», 1968, с 166–190.
22. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и письма, их коррекция у младших школьников», С-П,
Союз, 1999.