Напоминание

Развитие логического мышления младших школьников


Автор: Жданова Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МБОУ - Нижнекаменская СОШ
Населённый пункт: с Нижнекаменка, Ордынского района, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие логического мышления младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Жданова Н.Н.

«Развитие логического мышления младших

школьников»

Актуальность проблемы развития логического мышления младших

школьников определена тем, что появился Федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в

котором прописано, что главной целью образовательного процесса является

формирование предметных, личностных универсальных учебных действий,

метапредметных универсальных учебных действий, таких как

познавательные, коммуникативные, регулятивные. В соответствии со

стандартом познавательные универсальные действия включают

общеучебные, знаково-символические, информационные, логические.

К логическим универсальным действиям относятся: анализ объектов с целью

выделения признаков (существенных, несущественных); синтез –

составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с

восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для

сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие на

основе распознавания объектов, выделение существенных признаков,

выведение следствий; установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение

гипотез и их обоснование, обобщение, установление аналогий.

Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны

овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации,

обобщения и др.

Развивать логическое мышление школьников - значит развивать умение

осуществлять

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно

формулировать

их

определения,

выражать

суждения,

строить

умозаключения.

Логическое мышление лежит в основе всех школьных предметов.

Научно доказано, что дети с хорошо развитой логикой становятся умнее

сверстников и достигают больших результатов. В возрасте примерно 6 - 7 лет

(с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для

него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Успешность

обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

Недостаточное

развитие

словесно-логического

мышления

приводит

к

трудностям

при

совершении

любых

логических

действий

(анализа,

обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со

словами.

Все задания по развитию логики делятся на: «Учимся классифицировать»,

«Учимся сравнивать», «Учимся систематизировать», «Учимся выявлять

закономерности»,

«Учимся

рассуждать»,

«Развиваем

пространственное

мышление»,

«Учимся

решать

логические

задачи»,

«Учимся

внимательности», «Учимся запоминать», «Учимся творчески мыслить»,

«Логика в грамматике», «Логика в математике», «Учимся отгадывать

ребусы», «Анаграммы».

Вышеперечисленные задания используются на всех уроках. Обучающиеся

с удовольствием выполняют задания на сравнение (по цвету, форме и т п), на

поиск

существенных

признаков

(Что

лишнее?

Что

общего?

Чем

отличаются?), делают разные виды заданий с палочками и спичками; решают

различные головоломки, игры- головоломки, нестандартные логические

задания, работают с вырезанным из плотного картона набором головоломки

«Танграм».

Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором

человек

использует

логические

конструкции

и

готовые

понятия.

Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у

человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к

поставленным задачам.

Научившись логически мыслить и рассуждать обучающиеся с удовольствием

вступают в учебный диалог с учителем и одноклассниками, охотно

участвуют в различных олимпиадах и конкурсах, и показывают на них

хорошие результаты.

Если работу по развитию логического мышления вести системно, то можно

добиться его оптимального развития. Работа по развитию логического

мышления способствует формированию психологических функции ребенка.



В раздел образования