Автор: Жданова Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МБОУ - Нижнекаменская СОШ
Населённый пункт: с Нижнекаменка, Ордынского района, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие логического мышления младших школьников
Раздел: начальное образование
Жданова Н.Н.
«Развитие логического мышления младших
школьников»
Актуальность проблемы развития логического мышления младших
школьников определена тем, что появился Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в
котором прописано, что главной целью образовательного процесса является
формирование предметных, личностных универсальных учебных действий,
метапредметных универсальных учебных действий, таких как
познавательные, коммуникативные, регулятивные. В соответствии со
стандартом познавательные универсальные действия включают
общеучебные, знаково-символические, информационные, логические.
К логическим универсальным действиям относятся: анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных); синтез –
составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие на
основе распознавания объектов, выделение существенных признаков,
выведение следствий; установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение
гипотез и их обоснование, обобщение, установление аналогий.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны
овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации,
обобщения и др.
Развивать логическое мышление школьников - значит развивать умение
осуществлять
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно
формулировать
их
определения,
выражать
суждения,
строить
умозаключения.
Логическое мышление лежит в основе всех школьных предметов.
Научно доказано, что дети с хорошо развитой логикой становятся умнее
сверстников и достигают больших результатов. В возрасте примерно 6 - 7 лет
(с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для
него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Успешность
обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.
Недостаточное
развитие
словесно-логического
мышления
приводит
к
трудностям
при
совершении
любых
логических
действий
(анализа,
обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со
словами.
Все задания по развитию логики делятся на: «Учимся классифицировать»,
«Учимся сравнивать», «Учимся систематизировать», «Учимся выявлять
закономерности»,
«Учимся
рассуждать»,
«Развиваем
пространственное
мышление»,
«Учимся
решать
логические
задачи»,
«Учимся
внимательности», «Учимся запоминать», «Учимся творчески мыслить»,
«Логика в грамматике», «Логика в математике», «Учимся отгадывать
ребусы», «Анаграммы».
Вышеперечисленные задания используются на всех уроках. Обучающиеся
с удовольствием выполняют задания на сравнение (по цвету, форме и т п), на
поиск
существенных
признаков
(Что
лишнее?
Что
общего?
Чем
отличаются?), делают разные виды заданий с палочками и спичками; решают
различные головоломки, игры- головоломки, нестандартные логические
задания, работают с вырезанным из плотного картона набором головоломки
«Танграм».
Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором
человек
использует
логические
конструкции
и
готовые
понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у
человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к
поставленным задачам.
Научившись логически мыслить и рассуждать обучающиеся с удовольствием
вступают в учебный диалог с учителем и одноклассниками, охотно
участвуют в различных олимпиадах и конкурсах, и показывают на них
хорошие результаты.
Если работу по развитию логического мышления вести системно, то можно
добиться его оптимального развития. Работа по развитию логического
мышления способствует формированию психологических функции ребенка.