Напоминание

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Гайнанова Регина Рафаиловна, Саидова Эльвира Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Хлыстовский детский сад" ЕМР РТ
Населённый пункт: Татарстан, Елабужский район, д. Хлыстово
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у

детей старшего дошкольного возраста.

Традиционными и ведущими формами работ по формированию экологических

представлений являются: занятия и экскурсии, прогулки, трудовая деятельность, чтение

познавательной литературы и художественных произведений, экспериментирование и

проведение элементарных опытов.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-

дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к

различного рода исследовательской деятельности. Опыты, словно фокусы. Только загадка

фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов,

можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество

ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования

предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и

«почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность

направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их

свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во

время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят

разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного

нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о

своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся

выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой

метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является

ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно,

чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не

быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок

быстро устаёт наблюдать за ними.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду

заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как

постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и

классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

-

Происходит

накопление

фонда

умственных

приемов

и

операций,

которые

рассматриваются как умственные умения.

-

Детское

экспериментирование

важно

и

для

формирования

самостоятельности,

целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для

достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка,

творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет

повышения общего уровня двигательной активности.

Для организации экспериментальной деятельности в группе должен быть оборудован

центр

экспериментирования

маленькая

лаборатория.

Это

дает

возможность

организовать проведение эксперимента с подгруппой детей, обеспечивает безопасность во

время проведения опытов.

Особое значение придается правильному отбору методов в экологическом

образовании. Методы обучения в экологическом образовании – это способы совместной

деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование

элементарных экологических представлений. В ходе работы с детьми необходимо

использовать разнообразные методы в комплексе, правильно их сочетать.

У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-

образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду должен строиться на

методах словесных (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы), наглядных

(наблюдения, рассматривание картин), практических (труд, элементарные опыты).

Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно- научного и

экологического образования. Для того, что педагогический процесс был эффективным, в

работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и

экспериментов с объектами неживой природы. Руководя познанием природы и

приобретением

детьми

различных

навыков

и

умений,

воспитатель

применяет

разнообразные

методы.

Предпочтение

отдается

методам,

которые

обеспечивают

непосредственное восприятие детьми природы, активное овладение навыками.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно

тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с такими, как труд и наблюдения.

Наблюдения являются непременной составной частью любого эксперимента, так как с его

помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Аналогичные

взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть

связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых

действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков

и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с

другой

экспериментирование

способствует

развитию

наблюдательности

и

формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо

прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время

обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов. Умение четко выразить свою

мысль облегчает проведение опыта, с другой стороны - пополнение знаний способствует

развитию речи.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе,

развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается

причина наблюдаемого явления, уточняются знания детей о свойствах и качествах

объектов природы.



В раздел образования