Авторы: Гайнанова Регина Рафаиловна, Саидова Эльвира Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Хлыстовский детский сад" ЕМР РТ
Населённый пункт: Татарстан, Елабужский район, д. Хлыстово
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у
детей старшего дошкольного возраста.
Традиционными и ведущими формами работ по формированию экологических
представлений являются: занятия и экскурсии, прогулки, трудовая деятельность, чтение
познавательной литературы и художественных произведений, экспериментирование и
проведение элементарных опытов.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-
дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к
различного рода исследовательской деятельности. Опыты, словно фокусы. Только загадка
фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов,
можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество
ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования
предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и
«почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность
направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их
свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во
время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят
разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного
нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о
своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся
выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой
метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является
ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно,
чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не
быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок
быстро устаёт наблюдать за ними.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду
заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
-
Происходит
накопление
фонда
умственных
приемов
и
операций,
которые
рассматриваются как умственные умения.
-
Детское
экспериментирование
важно
и
для
формирования
самостоятельности,
целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для
достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка,
творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет
повышения общего уровня двигательной активности.
Для организации экспериментальной деятельности в группе должен быть оборудован
центр
экспериментирования
–
маленькая
лаборатория.
Это
дает
возможность
организовать проведение эксперимента с подгруппой детей, обеспечивает безопасность во
время проведения опытов.
Особое значение придается правильному отбору методов в экологическом
образовании. Методы обучения в экологическом образовании – это способы совместной
деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование
элементарных экологических представлений. В ходе работы с детьми необходимо
использовать разнообразные методы в комплексе, правильно их сочетать.
У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-
образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду должен строиться на
методах словесных (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы), наглядных
(наблюдения, рассматривание картин), практических (труд, элементарные опыты).
Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно- научного и
экологического образования. Для того, что педагогический процесс был эффективным, в
работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и
экспериментов с объектами неживой природы. Руководя познанием природы и
приобретением
детьми
различных
навыков
и
умений,
воспитатель
применяет
разнообразные
методы.
Предпочтение
отдается
методам,
которые
обеспечивают
непосредственное восприятие детьми природы, активное овладение навыками.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно
тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с такими, как труд и наблюдения.
Наблюдения являются непременной составной частью любого эксперимента, так как с его
помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Аналогичные
взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть
связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых
действий не бывает.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков
и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с
другой
–
экспериментирование
способствует
развитию
наблюдательности
и
формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо
прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время
обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов. Умение четко выразить свою
мысль облегчает проведение опыта, с другой стороны - пополнение знаний способствует
развитию речи.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе,
развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается
причина наблюдаемого явления, уточняются знания детей о свойствах и качествах
объектов природы.