Напоминание

"Развитие предметных компетенций у учащихся с учётом возрастных особенностей"


Автор: Дядякина Марина Владимировна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №2 г.Лукоянова, Нижегородской области
Населённый пункт: город Лукоянов, Нижегородской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Развитие предметных компетенций у учащихся с учётом возрастных особенностей"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема выступления

Тема выступления

:

:

Развитие предметных

Развитие предметных

компетенций у учащихся с

компетенций у учащихся с

учётом возрастных

учётом возрастных

особенностей .

особенностей .

Цели образования 21 века:

Цели образования 21 века:

познавать;

познавать;

научиться делать;

научиться делать;

научиться жить вместе;

научиться жить вместе;

научиться жить.

научиться жить.

Жак Делором

Жак Делором

Компетенции “закладываются” в

Компетенции “закладываются” в

образовательный процесс посредством:

образовательный процесс посредством:

Технологий;

Технологий;

Содержания образования;

Содержания образования;

Стиля жизни ОУ;

Стиля жизни ОУ;

Типа взаимодействия между

Типа взаимодействия между

преподавателями и обучающимися и

преподавателями и обучающимися и

между обучающимися.

между обучающимися.

Компетенция

Компетенция

Компетенция

Компетенция

–заранее заданное

–заранее заданное

социальное требование (норма) к

социальное требование (норма) к

образовательной подготовке ученика,

образовательной подготовке ученика,

необходимой для его качественной

необходимой для его качественной

продуктивной деятельности в

продуктивной деятельности в

определенной сфере.

определенной сфере.

Компетенция

Компетенция

Компетенция в переводе с латинского

Компетенция в переводе с латинского

competentia

competentia

означает круг вопросов, в которых

означает круг вопросов, в которых

человек хорошо осведомлен, обладает

человек хорошо осведомлен, обладает

познаниями и опытом. Компетентный в

познаниями и опытом. Компетентный в

определенной области человек обладает

определенной области человек обладает

соответствующими знаниями и способностями,

соответствующими знаниями и способностями,

позволяющими ему обоснованно судить об этой

позволяющими ему обоснованно судить об этой

области и эффективно действовать в ней.

области и эффективно действовать в ней.

Компетентность

Компетентность

Компетентность

Компетентность

–совокупность личностных качеств

–совокупность личностных качеств

ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний,

ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний,

умений, навыков, способностей),обусловленных

умений, навыков, способностей),обусловленных

опытом его деятельности в определенной

опытом его деятельности в определенной

социально и личностно-значимой сфере.

социально и личностно-значимой сфере.

Другими словами,

Другими словами,

компетентность

компетентность

– это способность

– это способность

установить и реализовать связь между “знанием –

установить и реализовать связь между “знанием –

умением” и ситуацией.

умением” и ситуацией.

Направления компетентностей

Направления компетентностей

:

:

1.

1.

Социальные компетентности

Социальные компетентности

2.Мотивационные компетентности

2.Мотивационные компетентности

3.Функциональные компетентности

3.Функциональные компетентности

Компетенции

Компетенции

классифицируются:

классифицируются:

1) Ключевые компетенции - относятся к общему

1) Ключевые компетенции - относятся к общему

(метапредметному) содержанию образования;

(метапредметному) содержанию образования;

Под ключевыми подразумеваются наиболее

Под ключевыми подразумеваются наиболее

универсальные по своему характеру и степени

универсальные по своему характеру и степени

применимости компетенции, их формирование

применимости компетенции, их формирование

осуществляется в рамках каждого учебного

осуществляется в рамках каждого учебного

предмета, по сути, они - надпредметны.

предмета, по сути, они - надпредметны.

Ключевые компетенции

Ключевые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции;

Ценностно-смысловые компетенции;

общекультурные компетенции;

общекультурные компетенции;

учебно-познавательные компетенции;

учебно-познавательные компетенции;

информационные компетенции;

информационные компетенции;

коммуникативные компетенции;

коммуникативные компетенции;

социально-трудовые компетенции;

социально-трудовые компетенции;

компетенции личностного

компетенции личностного

самосовершенствования.

самосовершенствования.

Общепредметные компетенции

Общепредметные компетенции

2) Общепредметные компетенции

2) Общепредметные компетенции

– относятся к

– относятся к

определенному кругу учебных предметов и

определенному кругу учебных предметов и

образовательных областей;

образовательных областей;

Общепредметная компетентность предполагает

Общепредметная компетентность предполагает

владение современными педагогическими

владение современными педагогическими

технологиями, связанными с тремя

технологиями, связанными с тремя

компетенциями, очень важными для учителя:

компетенциями, очень важными для учителя:

Общепредметные компетенции

Общепредметные компетенции

Культура коммуникации при

Культура коммуникации при

взаимодействии с людьми;

взаимодействии с людьми;

умением получать информацию в своей

умением получать информацию в своей

предметной области преобразуя ее в

предметной области преобразуя ее в

содержании обучения и используя

содержании обучения и используя

для самообразования;

для самообразования;

умением передавать свою информацию

умением передавать свою информацию

другим.

другим.

Предметные компетенции

Предметные компетенции

3) Предметные компетенции

3) Предметные компетенции

- частные по

- частные по

отношению к двум предыдущим

отношению к двум предыдущим

уровням компетенции, имеющие

уровням компетенции, имеющие

конкретное описание и возможность

конкретное описание и возможность

формирования в рамках учебных

формирования в рамках учебных

предметов.

предметов.

Ключевые компетенции

Ключевые компетенции

-

-

относятся к общему

относятся к общему

(метапредметному) содержанию

(метапредметному) содержанию

образования. Из многообразия

образования. Из многообразия

современных образовательных

современных образовательных

технологий, как ведущую технологию

технологий, как ведущую технологию

часто выбирают

часто выбирают

исследовательскую.

исследовательскую.

Реализация технологии идет через

Реализация технологии идет через

проведение уроков-исследований,

проведение уроков-исследований,

исследовательских практикумов,

исследовательских практикумов,

домашних практических работ и

домашних практических работ и

внеурочной исследовательской

внеурочной исследовательской

работы.

работы.

На уроках-исследованиях ставят

На уроках-исследованиях ставят

две цели:

две цели:

обучение предмету

обучение предмету

(дидактическая) и

(дидактическая) и

обучение

обучение

исследовательской деятельности

исследовательской деятельности

(педагогическая

(педагогическая

).

).

Задачи

Умения, навыки

Формируемые

компетенции

Приобретение учащимися

общеучебных умений

Работать с учебником,

составлять таблицы,

оформлять наблюдения,

формулировать мысли во

внутренней и внешней речи,

осуществлять самоконтроль,

проводить самоанализ и т.д.

Общение, саморазвитие,

информационные

компетенции

Приобретение учащимися

специальных умений

Усвоение фактического

материала по предмету

Предметные компетенции

Приобретение учащимися

интеллектуальных умений

Анализировать, сравнивать,

обобщать, и т.д.

Решение проблем,

саморазвитие

Приобретение учащимися

исследовательских знаний и

умений

Выделять проблемы,

формулировать гипотезы,

планировать эксперимент в

соответствии с гипотезой,

интегрировать данные,

делать выводы

Решение проблем,

саморазвитие,

сотрудничество

По содержанию элементов

По содержанию элементов

исследовательской деятельности

исследовательской деятельности

используют следующие типы уроков:

используют следующие типы уроков:

уроки по выбору темы и метода

уроки по выбору темы и метода

исследования, по выработке умения

исследования, по выработке умения

формулировать цель исследования,

формулировать цель исследования,

уроки с проведением эксперимента,

уроки с проведением эксперимента,

работа с источниками информации,

работа с источниками информации,

заслушивание сообщений, защита

заслушивание сообщений, защита

рефератов

рефератов

и т.д.

и т.д.

Возрастные группы учащихся и

Возрастные группы учащихся и

уровни уроков-

уровни уроков-

исследований.

исследований.

1 уровень начальный 6-9 класс.

1 уровень начальный 6-9 класс.

Обучение исследованию

Обучение исследованию

2 уровень продвинутый 9-10

2 уровень продвинутый 9-10

класс.

класс.

Обучающее исследование

Обучающее исследование

3 уровень высший 10-11 класс.

3 уровень высший 10-11 класс.

Творческое исследование

Творческое исследование

На уроках-исследованиях

На уроках-исследованиях

использую разнообразные

использую разнообразные

формы обучения учащихся:

формы обучения учащихся:

индивидуальную, групповую,

индивидуальную, групповую,

парную, коллективную

парную, коллективную

.

.

Ведущие методы и формы

Ведущие методы и формы

обучения:

обучения:

1. Вводное повторение - уроки-беседы

1. Вводное повторение - уроки-беседы

2. Изучение нового материала -уроки-лекции,

2. Изучение нового материала -уроки-лекции,

исследования (с элементами исследования),

исследования (с элементами исследования),

уроки-конференции.

уроки-конференции.

3. Развивающее закрепление -уроки-исследования

3. Развивающее закрепление -уроки-исследования

(с элементами исследования),расследования,

(с элементами исследования),расследования,

семинары, урок-игра, интегрированные,

семинары, урок-игра, интегрированные,

практические работы, уроки решения задач.

практические работы, уроки решения задач.

4. Обобщающее повторение -уроки-конференции,

4. Обобщающее повторение -уроки-конференции,

семинары, уроки-консультации,

семинары, уроки-консультации,

исследовательские практикумы, игровые уроки.

исследовательские практикумы, игровые уроки.

5. Контроль- контрольная работа, разноуровневое

5. Контроль- контрольная работа, разноуровневое

тестирование, компьютерное тестирование, защита

тестирование, компьютерное тестирование, защита

проекта.

проекта.

6. Коррекция - уроки-беседы, уроки-консультации

6. Коррекция - уроки-беседы, уроки-консультации

Информационные технологии

Информационные технологии

неотъемлемая часть

неотъемлемая часть

современной жизни. На уроках

современной жизни. На уроках

формирование информационной

формирование информационной

компетенции учащихся занимает

компетенции учащихся занимает

одно из ведущих мест.

одно из ведущих мест.

Учащимся используют

Учащимся используют

компьютерные программы при

компьютерные программы при

подготовке выступлений,

подготовке выступлений,

докладов, творческих работ.

докладов, творческих работ.

Цель современного учителя:

Цель современного учителя:

выучить детей, которые будут

выучить детей, которые будут

компетентными, которые могут

компетентными, которые могут

поставить задачу, самостоятельно

поставить задачу, самостоятельно

принять необходимые меры для её

принять необходимые меры для её

решения и добиться их выполнения.

решения и добиться их выполнения.

Всему этому должны их научить мы с

Всему этому должны их научить мы с

вами , а это возможно лишь тогда,

вами , а это возможно лишь тогда,

когда

когда

мы сами будем компетентны в

мы сами будем компетентны в

своей

своей

профессиональной

профессиональной

деятельности.

деятельности.



В раздел образования