Напоминание

Игра в педагогическом процессе детского сада


Автор: Ематина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Николаевка
Населённый пункт: РБ, Бирский район, с.Николаевка
Наименование материала: статья
Тема: Игра в педагогическом процессе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти

годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает

формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и

привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности

детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и

физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность,

ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному

возрасту способ усвоения общественного опыта. Н. К. Крупская во многих статьях

говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей.

«...Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные

впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же

мысль высказывает А. М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они

живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности

ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к

новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные

возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,— их называют

творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях

все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра

наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством

воспитания.

Игра — отражение жизни. Здесь, все «как будто», «понарошку», но в этой условной

обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия

играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает,

что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не

«поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым

моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует

действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.

Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой

соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети

одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не

вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как

актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства,

которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со

сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие

интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время

ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности

поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли

определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать

действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в

том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы

общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений,

основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в

то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом

и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство

воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим

поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в

детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя

различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем,

что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится

для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный. Творческую игру

нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие

воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими

интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз

изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде.

Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли

различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно

найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать,

что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для

выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить

самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,—

изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной,

удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при

полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен

увлекательной игры.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства,

организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми,

отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою

очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать

творческие способности каждого ребенка, его активность.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и

увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят

корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда

в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и

косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а

убирая участок, становится дворником.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников — рисованием,

лепкой, конструированием и т. п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений

жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно

увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко

поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей

связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом

процессе детского сада. В «Программе воспитания в детском саду» указано, что игра —

важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для

становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Руководство

творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного

воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут

вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна,

чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности

требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми — умение завоевать

доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если

педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их

переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах,

обращаются к нему за советом и помощью.

Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру?

Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное

направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он

пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их

замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого

ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в

процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих

воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь

воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета,

распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры — это то явление

жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники.

Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и

развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты.

Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер)

или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из

сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к

выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но

каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или

космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому

роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

В каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее

педагогическое значение.

Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно:

семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые

близкие, любимые люди, которым прежде всего хочется подражать. Закономерно также,

что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и

бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе

кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние

обязанности, возят в коляске малышей.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в

семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к

родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе

взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с

кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье.

Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных

профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на

кораблях, летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без

устали строят дома, заводы, новые города. В этих играх отражается специфика труда и

быта каждой республики, каждой области. В колхозах дети превращаются в

механизаторов, строят птицефермы, в Донбассе добывают уголь, в Казахстане пасут отары

овец. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным

профессиям, воспитывается уважение к труду.

Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры — полеты

космических кораблей, охрана границы, путешествие на Северный полюс, в Антарктиду.

У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому,

преклонение перед мужеством, смелостью, силой. Такие игры помогают формированию

патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив.

Задача воспитателя — помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными,

насыщенными действиями, Не следует предлагать детям разработанные педагогом,

готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее,

а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если

им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет

подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.

Задача воспитателя — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений

самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших

педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание

интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для

того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как

строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и т.д. Если ограничиться этим, ребята будут

подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра

будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, ,

чтобы они захотели подражать им, переживать вместе с ними. Выполнить эту задачу

помогает книга, картина, кинофильм, кукольный театр.

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности

ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые

заставляет задуматься над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто

становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах,

понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы

героев литературных произведений.

Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно

вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие

игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях,

которыми живет вся наша страна. Дошкольники, как и взрослые, с волнением смотрят

передачи, посвященные полетам в космос, с живым интересом расспрашивают о подвигах

космонавтов. Как и взрослые, маленькие граждане гордятся успехами наших спортсменов,

пытаются им подражать в своих играх. Эти игры воспитатель поддерживает, помогает

развивать их.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры.

Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.

Для малышей, например, важно наглядное напоминание — игрушки: игрушечное пианино

наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают

знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им

спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в

основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор

Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее

содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники

способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры

воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде?

Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и

наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра

приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее,

интереснее. В старшем

дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогают

детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь

словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой

хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается

смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если

удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения

воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она

заинтересует их.

Если младших детей важно лишь приучать обдуманно выбирать игру, то со старшими

дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и в общих

чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих.

Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в

нее вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. Воспитатель,

таким образом, руководит игрой, направляет ее содержание, влияет на взаимоотношения

детей.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности

каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского

возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и

взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает

чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его

товарищ. Оказывая внешне уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем

другие чувства — осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если

он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические

порывы. Задача педагога — воспитывать детей на лучших примерах из жизни и

деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и

побуждений.

При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку

хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо

разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может

справиться с этой ролью, но у всех детей необходимо воспитывать активность и

организаторские умения.

Например, ребята задумали совершить морское путешествие, и многим хочется стать

капитаном. Педагог, исходя из замысла игры, напоминает детям о виденном, прочитанном,

говорит, что, кроме капитана, на корабле много других интересных профессий: помощник

капитана, радист, лоцман, и предлагает подумать и решить, кого назначить на ту или иную

роль. Дети и сами вспоминают, что нужен повар, врач. «А библиотека есть на корабле?» —

спрашивает любитель книг. Оказывается, всем находится дело по душе. Педагог

рассказывает об ответственной работе матросов, и эта роль также становится

привлекательной.

Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она уже началась. Пока идет

обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не

изменяя, однако, детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания

ролей может разрушить созданный ребенком образ. Если воспитатель понимает замыслы

детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое

направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к

действующим лицам.

Например, на аэродроме два самолета, пассажиры переходят из одного в другой,

порядка нет. Педагог в роли пассажира спрашивает: «Товарищ начальник, кто объявляет

посадку? Какой самолет отправляется в Ленинград?» Начальник подхватывает идею,

организует диспетчерский пункт, договаривается с диспетчером, какой самолет отправится

раньше, заботится об организованной посадке пассажиров.

Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в

игровом коллективе и стать его активным членом, воспитывает его хорошим товарищем,

справедливым и скромным.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в

игре не вызывает никакой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие,

неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мы категорически

возражаем против деления детей на актив и пассив группы. Мнимая пассивность ребенка

большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, а

взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов. Многие факты показывают,

как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как расцветают

его творческие способности, организаторские умения.

Немало трудностей у педагога и с детьми излишне бойкими, смелыми,

самолюбивыми. Они большей частью бывают заводилами игр, и ребята им охотно

подчиняются. Поддерживая и развивая организаторские способности этих детей,

необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к

товарищам, привычку считаться с другими людьми.

Во время игры бывает много моментов, требующих от воспитателя тонкой

наблюдательности и находчивости, умения объединить детей для выполнения игровой

задачи, отвлечь от подражания дурному. Например, в играх могут вспыхивать споры и

даже ссоры между детьми. Причины их различны, причем с возрастом и развитием детей

характер конфликтов меняется. Малыши чаще всего ссорятся из-за обладания игрушкой.

Воспитатель легко помирит их, предложив столь же привлекательную куклу или машину.

В более старшем возрасте могут возникнуть недоразумения из-за того, что в совместной

игре дети не всегда понимают друг друга.

Например, две девочки играют в детский сад. Одна уложила кукол спать, другая

поднимает их, сажает в машину. Возникает ссора. Воспитатель выясняет, что у второй

девочки появилась интересная идея — везти кукол на дачу. Договариваются, что детки

сначала поспят, а затем поедут на дачу.

У детей пяти-шести лет уже накоплен опыт совместной игры, они умеют объяснять

товарищам свои замыслы, но и в хорошо организованном, дружном игровом коллективе

иногда возникают конфликты. У дошкольников этого возраста развивается самолюбие,

которому необходимо дать правильное направление, чтобы оно не переросло в

самомнение, тщеславие. Споры могут возникнуть при выборе игры (каждому хочется,

чтобы приняли его предложение), при распределении ролей, при внесении в сюжет новых

эпизодов. Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо

разрешать конфликты. Постепенно педагог приучает детей к тому, чтобы они делали это

самостоятельно. Иногда возникают любопытные споры о том, как ведет себя герой игры в

жизни, как на самом деле устроена машина. Такие споры полезны для уточнения

представлений детей, для воспитания их любознательности.

Каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и

понимать, что играть вместе интересно. Но это не означает, что в детском саду не должно

быть игр в одиночку. Даже у самого общительного ребенка любого возраста появляется

желание самостоятельно сделать постройку, поиграть одному с любимой игрушкой. Такие

игры особенно полезны для детей легко возбудимых, которые устают от общества

сверстников. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо

или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря за всех

действующих лиц. Индивидуальные игры помогают воспитателю выявить особенности

ребенка и найти к нему подход.

У детей всех возрастных групп большой интерес вызывает строительный материал: из

него можно соорудить и дом, и корабль, и самолет, и различные машины.

Процесс изготовления игрушек входит в игру как один из ее этапов, в ходе которого

ребенок может полностью проявить свою активность и самостоятельность. Начиная с

младшей группы следует приучать детей готовить все нужное для игры. Например,

малыши решили праздновать день рождения куклы. Воспитатель предлагает приготовить

для именинницы угощение и показывает, как из пластилина слепить конфеты и пирожные.

Затем в подарок кукле дети делают рисунки, маленькие игрушки из пластилина. В

дальнейшем дошкольников учат мастерить игрушки из картона, дерева, из другого,

подходящего для этой цели материала, который есть в каждом доме (дощечки, коробки,

катушки, лоскуты материи и пр.). Летом ребята под руководством воспитателя учатся

делать нужные для игры вещи из сосновых и еловых шишек, мха, древесной коры, веток.

Умение строить, мастерить заметно развивает детское игровое творчество, делает игры

более содержательными и целенаправленными.

Для воспитания детей в игре очень важен также подбор готовых игрушек,

обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игры прежде всего

необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные

предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное,

вызывает у ребенка добрые чувства. В игре много воображаемого, условного, но как мы

уже говорили, переживания ребенка и его действия всегда реальны. С куклой в руках

девочка чувствует себя настоящей мамой, с игрушечными животными дети могут

устроить зоопарк или цирк. В семье малыш единовластно распоряжается своими

игрушками, сам дает имена куклам, зверюшкам. В детском саду ребенок впервые,

сталкивается с общественной собственностью и привыкает относиться к игрушкам

бережно: однако и в детском саду следует создать радостную игровую атмосферу,

сохранить отношение к игрушке как к товарищу по игре.

В каждой возрастной группе подбор игрушек меняется в связи с развитием игровых

интересов детей. У малышей обычно имеется несколько одинаковых игрушек разного

размера и оформления, так как разнообразие рассеивает внимание детей, мешает им

сосредоточиться на одном сюжете. С возрастом детей игры усложняются и возникает

необходимость в большем количестве различных игрушек. Вместо нескольких одинаковых

собачек и мишек нужен набор разных игрушечных животных, с которыми можно играть в

стадо, в цирк или зоопарк. Появляются куклы — солдаты, куклы, изображающие людей

разной национальности. Чтобы игрушки не теряли своей привлекательности, необходимо

их менять: убирать на время те, к которым угас интерес, и вносить новые. Знакомство с

новой игрушкой может проходить по-разному, но всегда воспитатель должен вызвать к ней

интерес, объяснить ее назначение.

Игрушки надо расставлять так, чтобы ребятам было удобно ими пользоваться: на

полках, на полу, в открытых шкафчиках. Обычно в часы игр дети занимают всю комнату:

одни располагаются за столами с маленькими игрушками, другие сооружают на полу из

крупного строительного материала железную дорогу, корабль или самолет. После игры

дети убирают все вещи на место, но обязательно надо позволять им иногда оставлять

сделанную постройку, чтобы завтра продолжить начатое путешествие. В кукольном уголке

должен быть порядок, но один раз кукол можно оставить спящими в кроватках, а в другой

раз эти же куклы будут сидеть за школьными партами. Если детей ждет интересная игра,

они с удовольствием идут в детский сад.

Многие игры успешнее развиваются на свежем воздухе, так как здесь больше

возможностей для движения, для развития фантазии. Опыт показывает, что в любое время

года на участке можно организовать различные творческие игры. Из досок, ящиков и

прочего материала ребята сооружают крупные машины, корабли, на которых размещаются

все играющие. Зимой постройки для игры, делают из снега, летом — из песка. Здесь же на

участке находится рабочий стол с материалами и инструментами для изготовления

нужных вещей. Богатое детское воображение превращает уютный кукольный домик то в

детский сад, то в школу.

Подвижные игры и физические упражнения чередуются с творческими играми, что

необходимо для здоровья, хорошего настроения и нормального развития детей. Все

сотрудники детского сада должны относиться бережно и с большим уважением к детским

играм, заботиться о строгом соблюдении режима, который обеспечивает время,

необходимое для игры. Серьезные затруднения возникают у воспитателя при

планировании творческой игры. Нельзя заранее определить, во что будут играть дети в тот

или иной день недели. Но педагог может наметить основные приемы руководства играми,

определить те воспитательные задачи, которые решаются с помощью игры. Опыт

показывает, что целесообразно составлять план руководства творческими играми не на

каждый день, так как это неизбежно оказывается формальным, а на неделю, на две. В

плане должны найти отражение задачи, определенные в «Программе воспитания в

детском саду», и пути их реализации, например: воспитание дружеских взаимоотношений

детей; формирование организаторских умений; работа с коллективом и с отдельными

детьми; влияние на содержание игр (экскурсии, книги, диафильмы, игрушки и игровой

материал); связь с трудом и конструированием.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В

игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и

готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра

важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую

жизнь полной и счастливой. «Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из

наиболее важных и благородных задач Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в

детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к

ним, вдумчиво, умело руководить ими. Игра воспитывает ребенка тогда, когда взрослые

сумеют дать ей нужное направление. Как руководить детской игрой, чтобы она не

распалась? Прежде всего требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру,

правильно оценивать физические и духовные возможности ребенка.

Самые маленькие и дети постарше играют по-разному. Следовательно, и приемы

руководства их играми будут различными. Чем меньше ребенок, тем активнее роль

взрослого при обучении его игре.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации,

поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф.

Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о

единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта,

«...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает

в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности,

по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень

важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими

товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает таким

образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими

действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми

препятствиями, которые он встречает в жизни» (1).

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных

игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от

имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К.

Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми

(свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими

детьми, называются "творческими", или «сюжетно-ролевыми». Первое название

представляется нам наиболее точным, так как сюжет и роли имеются и во многих играх с

правилами.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий

общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные,

групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-

драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему

игры, развивают ее сюжет,

Таким образом, я считаю, что игра детей это не пустая забава, а очень важный вид

деятельности для ребенка дошкольного возраста. И чем выше ступень развития

человечества, тем роль игры объемнее и важнее. Для ребенка игра наиболее доступный

способ познания вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными

взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить. Игре принадлежит большая роль в

жизни и развитие детей, т.к. в игре формируются многие положительные качества ребенка,

интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные

способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать

его настоящую жизнь полной и счастливой.

В своей работе по руководству процессом игр, стараюсь поддерживать

постоянный контакт с играющими детьми, что дает мне возможность лучше узнать круг

интересов воспитанников, их индивидуальные особенности, Уровень культуры игры

каждого, отношение к товарищам. Организовываю игры так, чтобы жизнь воспитанников

в детском саду была содержательней, интересней и увлекательней.



В раздел образования