Автор: Габитова Анжелла Явдатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №33 "Огонёк"
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников.
Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю,
народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на
формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родной стране, готовность
защищать свою Родину.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является
одной из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только
воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе,
культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к
представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к
труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной
символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и
актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном
возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому,
семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
В ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания
патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы,
восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и
сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают
большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания
детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным
для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и
сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в
воспитании патриотизма.
Начинать работу по патриотическому воспитанию необходимо с любви к родному дому.
Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме как общечеловеческой
ценности. Ребенок должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Каждый человек,
каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу,
охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом – страшная беда.
Детям можно рассказать о беженцах и горе людей, лишившихся родного дома, постараться
вызвать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброжелательными к беженцам,
позаботиться о них, облегчить их страдания.
В настоящее время необходимо приобщать детей к культуре своего народа и развивать
их национальное самосознание. Мы живем в многонациональном государстве и каждому
ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это
самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных
национальностей и этики межнационального общения. Знание особенностей
этнонациональной культуры помогает сформировать у детей эмоционально положительное
отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир
прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему
мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, встречаются плохие
люди.
Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и
привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование
бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие
интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о
правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и
символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в
быту. Патриотическое воспитание ребенка —сложный педагогический процесс. В основе
его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с
отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это
корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.