Автор: Ли Оксана Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 251 СП г.Челябинска
Населённый пункт: город ЧЕлябинск
Наименование материала: презентация
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста в продуктивном виде деятельности рисование."
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики у
детей средней группы в
продуктивном виде деятельности-
рисовании.»
Дипломная работа
Выполнила воспитатель МБДОУ ДС № 251 СП
Ли Оксана Владимировна
Актуальность
•
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для
его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется
«фундамент его личности». Важнейшим аспектом развития дошкольника
является развитие у него мелкой моторики и координации движений
пальцев и кистей рук.
•
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая
непосредственно связана с овладением предметными действиями,
развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка
(М.М. Кольцова, Н.А. Ноткина, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В.
Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная).
•
Необходимость развития активных мелких движений получила научное
обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского
мозга, психики детей, их речевого и физического развития отмечают
большое стимулирующее значение функции руки. Например, исследования,
проведенные Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой, доказывают, что
систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают
стимулирующее влияние не только на речевое развитие, но и являются
мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Цель исследования:
Выявить педагогические условия,
способствующие развитию мелкой моторики
у детей средней группы в продуктивном виде
деятельности - рисовании.
Объект и предмет исследования
•
Объект исследования: процесс развития
мелкой моторики у детей средней группы.
•
Предмет исследования: рисование, как
средство развития мелкой моторики у детей
средней группы в продуктивном виде
деятельности.
Гипотеза
- изучить уровень развития мелкой моторики
у детей среднего дошкольного возраста;
- создать условия для развития мелкой
моторики у детей;
- организовать предметно-развивающую
среду в ДОУ, способствующую развитию
мелкой моторики у детей.
Задачи исследования
•
Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
•
Изучить роль изобразительной деятельности в развитии
дошкольника.
•
Охарактеризовать основные этапы и закономерности
развития мелкой моторики.
•
Выявить уровень развития мелкой моторики у детей 4-5 лет.
•
Внедрить систему упражнений по развитию мелкой
моторики детей средней группы в продуктивном виде
деятельности – рисовании и проверить его эффективность.
Поставленные задачи решались с использованием комплекса
методов
:
–
анализ психолого-педагогической литературы;
–
беседа;
–
наблюдение;
–
опытная работа;
–
педагогический эксперимент.
Опытная база исследования.
МБДОУ «детский сад № 251 Структурного подразделения»
города Челябинска.
Исследование
проводилось в три этапа:
•
I этап (октябрь – декабрь 2016 г.): анализ психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования;
разработка методологического аппарата исследования;
•
II этап (январь – апрель 2017г.): разработка и апробация
перспективного плана по развитию мелкой моторики у детей
среднего дошкольного возраста;
•
III этап (май – июнь 2017 г.): анализ и обобщение результатов
проведенного исследования; оформление материалов
выпускной квалификационной работы.
Методы исследования :
•
- провести констатирующий этап эксперимента с
целью диагностики уровня развития мелкой
моторики у детей среднего дошкольного возраста;
•
- провести работу по развитию мелкой моторики
средствами продуктивного вида деятельности -
рисования;
•
- провести повторную диагностику развития
мелкой моторики;
•
- проанализировать динамику.
Исследователи
•
Для исследования уровня развития мелкой моторики мы
использовали комплекс упражнений, предложенный
Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук
•
При определении последовательности и содержания работы по
развитию мелкой моторики мы опирались на рекомендации
Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, О.В.Павловой,
С.Е.Большаковой, Р.Моисеевой, Ю.В.Рузановой и др
Для исследования уровня развития мелкой моторики мы
использовали комплекс упражнений, предложенный
Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук
Комплекс обследования состоит из 17 заданий.
Кольцо.
Коза.
Три богатыря.
Заяц.
Солдатики
Вилка.
Рисование прямой линии
Рисование круга, овала
Рисование прямоугольника
Рисование ломаной линии
Рисовать любимые овощи и заштриховать их.
Упражнения на координацию движений
Вдевание нитки в иголку
Упражнение «Ладонь, ребро, кулак»
Упражнение «Коза-заяц» ( быстрая смена упражнений №2 и №4).
Захват карандаша.
Посолим суп. Ребенку предлагается «посолить» воображаемый суп.
Катание шарика.
Время выполнения – 30сек на каждое задание.
Результаты констатирующего этапа эксперемента
Уровни
сформированности
экспериментальная группа
контрольная группа
кол-во
детей
в %
кол-во
детей
в %
высокий
0
-
0
-
средний
6
34%
12
66%
низкий
12
66%
6
34%
экс. г.
конт.г.
0
10
20
30
40
50
60
70
66
34
34
66
0
0
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
Рис.1 Результаты определения уровня развития мелкой моторики детей
среднего дошкольного возраста
Уровни
экспериментальная группа
контрольная группа
кол-во
детей
в %
кол-во
детей
в %
высокий
7
40%
4
22%
средний
11
60%
12
67%
низкий
0
-
2
11%
Результаты уровней сформированности изобразительных умений у детей на
контрольном этапе
экс. г.
конт.г.
0
10
20
30
40
50
60
70
80
0
11
45
73
55
16
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
Гистограмма.2
Результаты определения уровня развития мелкой моторики детей на контрольном этапе
Лучшие работы детей входящие в перспективный план
Тема НОД “ Бабочка”
Цель: Формировать умения рисовать “ мокрыми”
изо материалами техникой монотопии.
НОД Тема: Овощи созрели
Цели: учить рисовать овощи разной формы (круглой, овальной,
треугольной), идентифицировать цвета, развивать умение рисовать
красками, тщательно промывать кисточку при смене краски,
воспитывать аккуратность.
НОД Тема: Снегурочка
Цели: учить рисовать фигуру человека, передавать в рисунке простые
движения, вызвать стремление передавать образ Снегурочки в
рисунке, используя нежные, мягкие цвета для ее образа, закреплять
умения рисовать простым карандашом, закрашивать внутри контура
краской, различать оттенки голубой краски.
Цент Изо
Сравнительный анализ эксперемента
экс. г.
конт.г.
0
10
20
30
40
50
60
70
66
34
34
66
0
0
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
экс. г.
конт.г.
0
10
20
30
40
50
60
70
80
0
11
45
73
55
16
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
Констатирующий
этап
Контрольный
этап
Структура работы
введение,
две главы,
выводы по каждой главе,
заключение,
список используемой литературы,
приложение.
Доклад закончен.
Благодарю за внимание!